1. Субъекты и виды предпринимательской деятельности
В Законе Российской Федерации «О предприятиях и предпринимательской деятельности» сказано, что предпринимательство (предпринимательская деятельность) — это инициативная самостоятельная деятельность граждан и их объединений, осуществляемая на свой страх и риск и под свою имущественную ответственность, направленная на получение прибыли.
Предприниматель может заниматься любыми видами деятельности, если бни не запрещены законом.
Субъектами предпринимательства могут быть:
♦ граждане Российской Федерации и других государств, не ограниченные в установленном законом порядке в своей деятельности;
♦ граждане иностранных государств и лица без гражданства в пределах полномочий, установленных законом;
♦ объединения граждан (партнеры).
Статус предпринимателя как юридического лица приобретается только посредством государственной регистрации предприятия. В тех случаях, когда предпринимательская деятельность ведется без применения наемного труда, она регистрируется как индивидуальная трудовая деятельность, а с привлечением наемного труда — как предприятие.
В.зависимости от содержания деятельности различают следующие виды предпринимательства:
♦ производственное;
♦ коммерческое;
♦ финансовое;
♦ страховое;
♦ посредническое.
К производственному предпринимательству относится деятельность, направленная на производство продукции, проведение работ и оказание услуг, сбор, обработку и представление информации, создание духовных ценностей и т.п., подлежащих последующей реализации потребителям. Функция производства в этом виде предпринимательства является основной. Производственное предпринимательство считается самым трудным, хотя и наиболее важным видом предпринимательства. Производственная деятельность обеспечивает, как правило, 10— 12% рентабельности предприятия.
Суть коммерческого предпринимательства составляют товарно-денежные отношения, торгово-обменные операции, т.е. перепродажа товаров и услуг. В отличие от производственно-предпринимательской деятельности здесь нет необходимости обеспечения производственными ресурсами для выпуска продукции. Первой стадией технологии является выбор — что покупать, что перепродавать и где. При этом цена реализации товара должна быть значительно выше закупочной цены; спрос на предлагаемый товар должен быть достаточным, чтобы реализовать сделку намечаемого масштаба.
Вторую стадию технологии коммерческого предпринимательства составляет маркетинг, направленный на анализ рынка ряда товаров (услуг) и выработку прогнозной оценки конъюнктуры рынка (анализ того, какие товары (услуги) будут пользоваться наибольшим спросом, каковы будут цены покупки и реализации).
Коммерческая сделка считается целесообразной, если чистая прибыль составляет не менее 20—30% от затрат.
Финансовое предпринимательство является разновидностью коммерческого предпринимательства, поскольку здесь объектом купли-продажи выступает специфический товар: деньги, валюта, ценные бумаги (акции, облигации, векселя, ваучеры и т.д.), т.е. происходит продажа одних денег в прямой или косвенной форме.
Предприниматель, вступающий в этот вид бизнеса, начинает свою деятельность с анализа рынка ценных бумаг и маркетинга. Последний связан с поиском и привлечением потенциальных покупателей денег, валюты и ценных бумаг.
Финансовая сделка считается целесообразной, если чистая прибыль составляет не менее 5% при продолжительности сделки менее года и 10—15% для долговременных сделок.
Страховое предпринимательство — это особая форма финансового предпринимательства, заключающаяся в том, что предприниматель получает страховой взнос, который возвращается только при наступлении страхового случая. Оставшаяся часть взносов образует предпринимательский доход.
Посредническое предпринимательство проявляется в деятельности, соединяющей заинтересованные во взаимной сделке стороны. За оказание подобных услуг предприниматель получает доход.
Как видно, все виды предпринимательства направлены на получение дохода и связаны с экономическим риском предпринимателя.
- 1. Субъекты и виды предпринимательской деятельности
- 2. Малое предпринимательство. Государственная поддержка малого предпринимательства
- 3. Предпринимательский риск
- 4. Управление рисками и методы их оценки
- 5. Организация производственного процесса
- 5.1. Организация производства: сущность, формы
- 6. Производственный процесс
- 7. Производственный цикл
- 8. Поточное производство
- 9. Партионный и индивидуальный методы организации производства
- 10. Нововведения. Техническая и проектно-технологическая подготовка производства инвестирование нововведений
- 11. Техническая подготовка производства
- 12. Проектно-технологическая подготовка производства
- 13. Система разработки и постановки продукции на производство
- 14. Аренда и лизинг имущества. Франчайзинг
- 16. Инвестиции. Инвестиционная политика предприятия. Инвестиционный проект
- 17. Управление качеством продукции на предприятии качество продукции
- 18. Политика предприятия в области качества. Система качества
- 19. Стандартизация продукции
- 20. Сертификация продукции
- 21. Планирование хозяйственной деятельности предприятия методы планирования. Виды планов
- 22. Бизнес-план
- 23. Цены и ценообразование на предприятии понятие цены и ценовая политика предприятия
- 24. Ценовые стратегии
- 25. Ценовая система. Виды цен
- 26. Методы ценообразования
- 27. Зарубежный опыт учета затрат при ценообразовании
- 28. Управление финансами предприятия финансовое планирование на предприятии. Финансовый менеджмент
- 29. Оперативное финансовое планирование
- 30. Основные финансовые документы фирмы
- 31. Финансовая стратегия предприятия бюджет предприятия
- 32. Безубыточность работы предприятия. Точка безубыточности
- 33. Финансовая устойчивость предприятия. Леверидж
- 34. Банкротство предприятий сущность банкротства
- 35. Процедуры банкротства. Санация предприятий