20. Сертификация продукции
Сертификация — это процедура, посредством которой третья, уполномоченная сторона дает письменную гарантию, что продукция, процесс или услуга соответствует заданным требованиям (ИСО/МЭК 2).
Сертификация продукции — это деятельность по подтверждению соответствия продукции установленным требованиям. Сертификация может иметь обязательный и добровольный характер. Обязательная сертификация является методом объективного контроля качества продукции, а также средством государственного контроля за безопасностью продукции. Добровольная сертификация способствует повышению конкурентоспособности.
Объектами сертификации могут быть продукция производственно-технического назначения, товары народного потребления, услуги, оказываемые населению и предприятиям, системы качества, иные объекты, а также импортные товары.
Система сертификации — это совокупность участников сертификации, осуществляющих сертификацию по правилам, установленным в этой системе.
Система сертификации однородной продукции — это система сертификации, относящаяся к определенной группе продукции, для которой применяются одни и те же конкретные стандарты и правила и одна и та же процедура.
Системы обязательной сертификации создаются государственными органами управления при реализации решений законодательного органа о проведении обязательной сертификации.
Систему добровольной сертификации может создать любое юридическое лицо, взявшее на себя функцию органа по сертификации и зарегистрировавшее систему сертификации и знак соответствия в Госстандарте России.
Орган по сертификации — это специально аккредитованный орган, проводящий сертификацию определенной продукции. Органы по сертификации выдают сертификаты соответствия и лицензий на применение знака соответствия, а также приостанавливают или отменяют действие выданных ими сертификатов.
Сертификат соответствия — документ, выданный по правилам системы сертификации для подтверждения соответствия сертифицированной продукции установленным требованиям (Закону «О защите прав потребителей»). Этот документ, основанный на правилах системы сертификации, отражает соответствие продукции, процесса или услуги конкретному стандарту или другому нормативному документу (ИСО/МЭК 2).
Лицензия на применение знака соответствия — документ, выданный уполномоченным органом, посредством которого держателю сертификата соответствия предоставлено право применять знак соответствия.
Знак соответствия — зарегистрированный в установленном порядке знак, который по правилам, установленным в данной системе 1 сертификации, подтверждает соответствие маркированной им продукции установленным требованиям. Маркирование продукции знаком соответствия осуществляет орган по сертификации, выдавший I лицензию на применение этого знака.
В общем случае при сертификации могут быть проведены:
♦ испытания продукции;
♦ первичная оценка состояния производства продукции;
♦ последующий (после выдачи сертификата) инспекционный контроль за продукцией и производством.
Испытания — техническая операция, заключающаяся в определении одной или нескольких характеристик данной продукции, процесса или услуги на основе установленной процедуры.
Инспекционный контроль за сертифицированной продукцией — контрольная оценка, проводимая в целях установления того, что продукция продолжает соответствовать заданным требованиям, подтвержденным при сертификации.
Инспекционный контроль за соблюдением правил сертификации (за деятельностью аккредитованных органов по сертификации, испытательных лабораторий) — проверка, цель которой — установить, соответствует ли правилам системы деятельность органов по сертификации и испытательных лабораторий.
Аккредитация испытательной лаборатории или органа по сертификации — процедура, посредством которой уполномоченный в соответствии с законодательными актами Российской Федерации орган официально признает возможность выполнения испытательной лабораторией или органом по сертификации конкретных paбот в заявленной области.
Эксперт по сертификации, аккредитации — лицо, аттестованное | на право проведения одного или нескольких видов работ в области сертификации (аккредитации).
Схема (форма, способ) сертификации — совокупность действий, официально принимаемая (устанавливаемая) в качестве доказательства соответствия продукции заданным требованиям.
Идентификация продукции — процедура, посредством которой устанавливают соответствие представленной на сертификацию продукции требованиям, предъявляемым к данному виду (типу) продукции (в нормативной и технической документации, в информации о продукции). Идентификация включает два действия: проверку сведений о продукции, представленных заявителем, и документирование этих сведений в сертификате, на этикетке, ярлыке, упаковке, в паспорте и т.п. Идентификацию выполняют разные стороны: изготовитель — маркируя продукцию своим товарным знаком; испытатель — отбирая готовые образцы продукции; орган по сертификации — проверяя характеристики продукции или сведения о ней и маркируя знаком соответствия.
- 1. Субъекты и виды предпринимательской деятельности
- 2. Малое предпринимательство. Государственная поддержка малого предпринимательства
- 3. Предпринимательский риск
- 4. Управление рисками и методы их оценки
- 5. Организация производственного процесса
- 5.1. Организация производства: сущность, формы
- 6. Производственный процесс
- 7. Производственный цикл
- 8. Поточное производство
- 9. Партионный и индивидуальный методы организации производства
- 10. Нововведения. Техническая и проектно-технологическая подготовка производства инвестирование нововведений
- 11. Техническая подготовка производства
- 12. Проектно-технологическая подготовка производства
- 13. Система разработки и постановки продукции на производство
- 14. Аренда и лизинг имущества. Франчайзинг
- 16. Инвестиции. Инвестиционная политика предприятия. Инвестиционный проект
- 17. Управление качеством продукции на предприятии качество продукции
- 18. Политика предприятия в области качества. Система качества
- 19. Стандартизация продукции
- 20. Сертификация продукции
- 21. Планирование хозяйственной деятельности предприятия методы планирования. Виды планов
- 22. Бизнес-план
- 23. Цены и ценообразование на предприятии понятие цены и ценовая политика предприятия
- 24. Ценовые стратегии
- 25. Ценовая система. Виды цен
- 26. Методы ценообразования
- 27. Зарубежный опыт учета затрат при ценообразовании
- 28. Управление финансами предприятия финансовое планирование на предприятии. Финансовый менеджмент
- 29. Оперативное финансовое планирование
- 30. Основные финансовые документы фирмы
- 31. Финансовая стратегия предприятия бюджет предприятия
- 32. Безубыточность работы предприятия. Точка безубыточности
- 33. Финансовая устойчивость предприятия. Леверидж
- 34. Банкротство предприятий сущность банкротства
- 35. Процедуры банкротства. Санация предприятий