6.3. Организационные формы рынков потребительских товаров
Под рынками потребительских товаров понимаются рынки товаров, удовлетворяющих личные потребности людей. Данные рынки занимают важное место в экономике, так как каждый из них предстает в виде сферы взаимодействия домохозяйств (населения) с предприятиями второго подразделения общественного производства, в том числе предприятиями, оказывающими услуги населению: коммунально-бытовые, транспортные, ремонтные, медицинские, услуги отдыха, образования и т.д.
Подобное место определяет значение рынков потребительских товаров.
1. Через них реализуется основная функция экономики . удовлетворение потребностей людей. Делая нужные людям товары доступными для них, этот рынок способствует более полному удовлетворению их потребностей. Если товары для многих людей оказываются недоступными, лежат на прилавках и не реализуются, то потребности в них оказываются неудовлетворенными.
2. Данные рынки обеспечивают воспроизводство населения, в том числе его рабочей силы. Во многом именно они способствуют либо расширенному, либо простому, либо суженному воспроизводству населения. Последнее может происходить вследствие недоступности на рынках для части населения жизненно важных для них товаров.
3. Покупательные возможности населения связаны с его доходами и именно на рынках потребительских товаров происходит реализация доходов населения. Соответственно, благодаря этим рынкам формируются доходы предприятий, производящих потребительские товары.
4. Рынки потребительских товаров, будучи связующими звеньями между производством и потреблением, предстают в виде факторов, влияющих на динамику, объем и структуру производства.
5. Рынки потребительских товаров обеспечивают занятость значительной части населения.
Отмеченное значение рынков потребительских товаров указывает на то, что данные рынки предстают как сфера торговли. деятельность, направленная на доведение произведенных товаров до потребителей через их куплю-продажу.
Торговля потребительскими товарами может осуществляться в двух формах: оптовой и розничной торговли.
Оптовая торговля предполагает куплю-продажу товаров крупными, средними и мелкими партиями. Поскольку даже мелкооптовая торговля предполагает наличие определенного торгового капитала, то именно оптовая торговля предстает как сфера бизнеса и предпринимательской деятельности.
Характерной особенностью оптовой торговли является ее посредническая роль. Она занимает место между производством и розничной торговлей. Наличие оптовой торговли различного масштаба делает возможным многоступенчатое посредничество. На каждой ступени оптовую торговлю осуществляют различные субъекты.
1. Представители оптовых баз, занимающиеся закупкой у производителей крупных партий товаров, их хранением и продажей, как правило, торговцам средним оптом.
2. Представители оптовых магазинов, занимающиеся закупкой партий товаров у производителей или оптовых баз и их продажей обычно мелким оптовикам.
3. Представители оптовых киосков, закупающие оптовые партии в оптовых магазинах или оптовых базах и продающие их торговцам в розницу.
Деятельность оптовых предприятий может быть связана с факторингом, представляющим собой вид услуг со стороны посреднических фирм, включающих: авансирование денег на закупку оптовых партий товаров, аренду помещения для хранения товаров, их транспортировку,
предоставление торгового оборудования, консультации и даже взыскание долгов с должников. Подобные услуги обычно предоставляются на долгосрочной основе и вознаграждаются в форме комиссионных платежей. Торговцы, пользующиеся услугами факторинговых фирм, называются комиссионерами.
Производители крупных партий товаров помимо их продажи непосредственно оптовым предприятиям могут это делать на ярмарках и аукционах. Ярмарки представляют собой форму организованного периодически действующего рынка, на котором осуществляются закупки или сделки на поставку товаров оптом. Объектом купли-продажи на ярмарках, как правило, являются продукты сельскохозяйственного производства, а также новейшая промышленная продукция, воплощающая достижения научно-технического прогресса: легковые автомобили, бытовая техника.
Аукционы представляют собой форму организованного рынка, характеризующегося конкуренцией между покупателями. Объектом купли-продажи на аукционах являются, как правило, массовидные продукты: чай, кофе, сахар, зерно, меха, бриллианты.
Конечным звеном оптовой торговли является розничная торговля, представляющая собой поштучную торговлю, благодаря которой товары доходят непосредственно до потребителя.
Разнообразие требований покупателей определяют разнообразие торговых предприятий, способов и видов розничной торговли.
Розничная торговля может осуществляться следующими торговыми предприятиями.
1. Торговыми центрами, где происходит продажа самых разнообразных товаров.
2. Универсамами, торгующими разнообразными товарами определенного назначения, например, одеждой и обувью.
3. Супермаркетами, торгующими разнообразными товарами, преимущественно продуктами питания.
4. Специализированными магазинами, торгующими товарами определенного вида: мебелью, обувью, бытовой электронной техникой и т.д.
5. Киосками, торгующими разнообразными мелкими товарами либо товарами определенного вида, например, хлебом.
6. Рассыльными службами, доставляющими товар покупателям домой или на работу. Рассыльные службы нередко используют торговых агентов, занимающихся торговлей с доставкой товаров до потребителя по доверенности владельцев товаров, именуемых принципалами.
Связь розничной торговли с оптовой может быть обеспечена через сбытовую или потребительскую кооперацию. Она представляет собой объединение на добровольных началах либо потребителей, объединяющихся для совместной покупки товаров оптом, либо мелких товаропроизводителей, объединяющихся для совместной продажи товаров, благодаря чему они снижают издержки обращения и ускоряют оборот своих капиталов.
Деятельность торгующих предприятий находит отражение в цене товара. Товаропроизводитель продает товары по оптовой цене предприятия оптовому торговцу, который увеличивает ее на величину оптовой наценки и продает розничному продавцу, который к цене добавляет розничную наценку. В свою очередь, как оптовая, так и розничная наценка должна возместить торговцам их издержки и дать определенную прибыль (как минимум нормальную).
Вот почему структура розничной цены, по которой товар продается потребителю, ключает помимо издержек и прибыли производителя товара, издержки и прибыль посредников:
Издержки производства | Прибыль предприятия | Издержки обращения | Торговая прибыль | Издержки обращения | Торговая прибыль |
|
Оптовая цена предприятия
|
|
|
|
|
| |
Оптовая цена посредника |
|
|
| |||
Розничная цена |
Стремление получить и торговую прибыль побуждает некоторые предприятия самим продавать товары . одежду, обувь, мебель, хлеб - через сеть фирменных магазинов.
- Экономическая теория микроэкономика Тексты лекций для студентов
- Часть 2
- Тема 1. Введение в микроэкономику
- 1.1. Особенности объекта и предмета микроэкономики как науки
- 1.2. Проблема выбора как объект микроэкономического анализа
- 1.3. Особенности методов и функций микроэкономики как науки
- Тема 2. Общая характеристика функционирования рыночного механизма
- 2. 1. Основы функционирования экономики на микроуровне. Концепция редкости в экономике
- Тема 3. Фирма и формы предпринимательской деятельности
- 3.1. Место предприятия (фирмы) в экономической системе
- 3.2. Индивидуальные частные предприятия, их достоинства и недостатки
- 3.3. Партнерские предприятия (или товарищества) и общества
- 3.4. Акционерные общества и их типы
- 3.5. Совместные предприятия
- 3.6. Государственные предприятия (публичные корпорации)
- Глава 4. Издержки и доходы предприятия
- 4.1. Средства предприятия как материальная основа его коммерческой деятельности
- 4.2. Издержки предприятия, их виды и состав
- 4.3. Валовая выручка и прибыль предприятия
- Метод сопоставления валового дохода и валовых издержек
- Метод сопоставления предельного дохода с предельными издержками
- Равновесие фирмы в долгосрочном периоде
- 4.4.Минимизация издержек при выборе и использовании факторов производства
- Часть 2. Потребление
- Тема 5. Рациональный потребитель как субъект рыночной экономики
- 5.1. Потребительский выбор и правила рационального выбора потребителя
- Изменение цен на блага и бюджетное ограничение.
- Часть 3. Обмен
- Глава 6. Рынок как сфера товарного обмена
- 6.1. Рынок как категория микроэкономики
- 6.2. Типы и виды рынков
- 6.3. Организационные формы рынков потребительских товаров
- 6.4. Организационные формы рынков факторов производства
- Тема 7. Функции спроса и предложения. Рыночное равновесие и неравновесие
- 7.1. Спрос и предложение: сущность и факторы определяющие
- Закон Энгеля.
- Компенсирующие изменения. Налогообложение и благосостояние потребителя.
- 7.2. Рыночное равновесие и не равновесие. Механизмы достижения равновесия. Паутинообразная модель.
- Рыночное равновесие:
- Тема 8. Эластичность в анализе спроса и предложения
- 8.1.Типы эластичности: точечная, перекрестная и дуговая.
- 8.2.Эластичный и неэластичный спрос. Спрос с единичной эластичностью. Линейная функция спроса и ее эластичность. Эластичность спроса по доходу.
- Эластичность спроса по доходу (Income Elasticity of Demand)
- 8.3. Эластичное и неэластичное предложение.
- 8.4. Выручка от продаж и ценовая эластичность спроса. Случаи единичный эластичности спроса.
- Общие расходы потребителей (или выручка продавцов) при изменениях цен
- Тема 9. Монополия. Несовершенная конкуренция и рыночная власть рыночная власть и благосостояние общества
- 9.1 Понятие рыночной структуры и основные типы структур рынка: совершенная конкуренция, монополия, олигополия и монополистическая конкуренция
- 9.2. Монополия и ее особенности
- Часть 4. Распределение
- Глава 8. Рынок труда и заработная плата
- 8.1. Заработная плата как цена труда
- 8.2. Спрос и предложение на рынке труда и заработная плата
- 8.3. Формы и системы заработной платы
- Глава 9. Рынок ссудного капитала и процент
- 9.1. Особенности капитала как объекта вознаграждения
- 9.2. Ссудный капитал и его особенности
- 9.3. Процент как цена ссудного капитала
- 9.4. Спрос и предложение на рынках ссудного капитала
- 9.5. Кредит, его формы и роль в экономике
- Глава 10. Рента . Форма вознаграждения за землю как фактор производства
- 10.1. Экономическая сущность ренты
- 10.2. Дифференциальная земельная рента
- 10.3. Теории абсолютной и монопольной ренты
- 10.4. Цена земли. Спрос и предложение на рынке земли
- Глава 11. Прибыль как вознаграждение за предпринимательскую деятельность
- 11.1. Предпринимательская деятельность и прибыль
- 11.2. Сущность, формы и факторы прибыли
- 11.3. Роль прибыли в рыночной экономике
- Список рекомендуемой литературы Основная
- Дополнительная