3.6. Государственные предприятия (публичные корпорации)
Под словом “правительство” подразумеваются и местные власти, и центральное правительство.
Государство - крупнейший работодатель, поэтому его доходы и расходы, намного превышают доходы крупнейших компаний с ограниченной ответственностью.
Многие предприятия общественной собственности, как и частные фирмы, продают то, что они производят. Наиболее известные примеры такого рода - это национализированные отрасли, например: добыча угля, производство электроэнергии и железнодорожный транспорт. Этими предприятиями управляют публичные корпорации.
Собственность:
Публичная корпорация является формой организации бизнеса. Эта форма применяется для управления национализированными отраслями.
Подобно компаниям с ограниченной ответственностью, они представляют собой юридические лица, однако в отличие от них не являются владельцами акций. Публичные корпорации принадлежат государству. В действительности они принадлежат всем гражданам страны.
Управление:
Действует совет управляющих. На первый взгляд, у руководителей этих корпораций те же обязанности, что и у директоров компаний. Важнейшее различие состоит в том, как они попадают на руководящие должности.
В публичных корпорациях они назначаются министром внутренних дел, тогда как в компаниях с ограниченной ответственностью из выбирают акционеры.
Управляющие публичных корпораций руководят текущей работой предприятий, но отвечают перед правительством, а не перед собрание акционеров. Ответственность за их работу несет государственный министр. Например, министр энергетики отвечает за состоянием добычи угля в стране, министр транспорта - за железнодорожные линии.
Финансы:
Так как в публичных корпорациях нет акционеров, то такая организация не может собрать капитал путем выпуска акций. В некоторых странах они получают долгосрочные займы непосредственно от правительства, а краткосрочные - из банков. Некоторые публичные корпорации получают займы из-за рубежа. Государство компенсирует все расходы, в том числе и убытки публичных корпораций.
Публичные корпорации обязаны ежегодно предоставлять отчеты о деятельности и баланс доходов и расходов. Эти документы рассматриваются правительством.
Цели:
Если основной задачей деятельности компаний с ограниченной ответственностью является получение прибыли, то цели публичных корпораций совсем другие. Предполагается, что работая в национализированных отраслях, они будут, по крайней мере, самоокупаемыми предприятиями, то есть не будут нести постоянных убытков. Их основная задача - работать для общего блага. Это означает, что управляющие должны вести дело так, чтобы оно было максимально эффективно в интересах всего общества, всей страны.
Публичные корпорации должны в значительно большей мере заботиться о социальных последствиях своей деятельности, чем компании с ограниченной ответственностью. Например, корпорация железнодорожных линий не должна допустить закрытия железной дороги в отдаленных сельских районах, это может полностью лишить местных жителей важнейшей транспортной услуги. Сегодняшняя политика правительства состоим в том, чтобы компенсировать убытки в тех видах услуг, которые имеют важное социальное значение.
Муниципальные предприятия:
Местные органы власти также участвуют в управлении предприятиями. Наиболее известным примером в этой области могут служить городские автобусные перевозки, за которые отвечают местные власти в относительно крупных городах. Такие виды городских услуг, как плавательные бассейны, площадки для игр и другие виды услуг, предлагаются и реализуются за деньги местными властями. Некоторые подобные виды услуг финансируются из бюджета, поскольку цены на них не компенсируют реальных затрат.
- Экономическая теория микроэкономика Тексты лекций для студентов
- Часть 2
- Тема 1. Введение в микроэкономику
- 1.1. Особенности объекта и предмета микроэкономики как науки
- 1.2. Проблема выбора как объект микроэкономического анализа
- 1.3. Особенности методов и функций микроэкономики как науки
- Тема 2. Общая характеристика функционирования рыночного механизма
- 2. 1. Основы функционирования экономики на микроуровне. Концепция редкости в экономике
- Тема 3. Фирма и формы предпринимательской деятельности
- 3.1. Место предприятия (фирмы) в экономической системе
- 3.2. Индивидуальные частные предприятия, их достоинства и недостатки
- 3.3. Партнерские предприятия (или товарищества) и общества
- 3.4. Акционерные общества и их типы
- 3.5. Совместные предприятия
- 3.6. Государственные предприятия (публичные корпорации)
- Глава 4. Издержки и доходы предприятия
- 4.1. Средства предприятия как материальная основа его коммерческой деятельности
- 4.2. Издержки предприятия, их виды и состав
- 4.3. Валовая выручка и прибыль предприятия
- Метод сопоставления валового дохода и валовых издержек
- Метод сопоставления предельного дохода с предельными издержками
- Равновесие фирмы в долгосрочном периоде
- 4.4.Минимизация издержек при выборе и использовании факторов производства
- Часть 2. Потребление
- Тема 5. Рациональный потребитель как субъект рыночной экономики
- 5.1. Потребительский выбор и правила рационального выбора потребителя
- Изменение цен на блага и бюджетное ограничение.
- Часть 3. Обмен
- Глава 6. Рынок как сфера товарного обмена
- 6.1. Рынок как категория микроэкономики
- 6.2. Типы и виды рынков
- 6.3. Организационные формы рынков потребительских товаров
- 6.4. Организационные формы рынков факторов производства
- Тема 7. Функции спроса и предложения. Рыночное равновесие и неравновесие
- 7.1. Спрос и предложение: сущность и факторы определяющие
- Закон Энгеля.
- Компенсирующие изменения. Налогообложение и благосостояние потребителя.
- 7.2. Рыночное равновесие и не равновесие. Механизмы достижения равновесия. Паутинообразная модель.
- Рыночное равновесие:
- Тема 8. Эластичность в анализе спроса и предложения
- 8.1.Типы эластичности: точечная, перекрестная и дуговая.
- 8.2.Эластичный и неэластичный спрос. Спрос с единичной эластичностью. Линейная функция спроса и ее эластичность. Эластичность спроса по доходу.
- Эластичность спроса по доходу (Income Elasticity of Demand)
- 8.3. Эластичное и неэластичное предложение.
- 8.4. Выручка от продаж и ценовая эластичность спроса. Случаи единичный эластичности спроса.
- Общие расходы потребителей (или выручка продавцов) при изменениях цен
- Тема 9. Монополия. Несовершенная конкуренция и рыночная власть рыночная власть и благосостояние общества
- 9.1 Понятие рыночной структуры и основные типы структур рынка: совершенная конкуренция, монополия, олигополия и монополистическая конкуренция
- 9.2. Монополия и ее особенности
- Часть 4. Распределение
- Глава 8. Рынок труда и заработная плата
- 8.1. Заработная плата как цена труда
- 8.2. Спрос и предложение на рынке труда и заработная плата
- 8.3. Формы и системы заработной платы
- Глава 9. Рынок ссудного капитала и процент
- 9.1. Особенности капитала как объекта вознаграждения
- 9.2. Ссудный капитал и его особенности
- 9.3. Процент как цена ссудного капитала
- 9.4. Спрос и предложение на рынках ссудного капитала
- 9.5. Кредит, его формы и роль в экономике
- Глава 10. Рента . Форма вознаграждения за землю как фактор производства
- 10.1. Экономическая сущность ренты
- 10.2. Дифференциальная земельная рента
- 10.3. Теории абсолютной и монопольной ренты
- 10.4. Цена земли. Спрос и предложение на рынке земли
- Глава 11. Прибыль как вознаграждение за предпринимательскую деятельность
- 11.1. Предпринимательская деятельность и прибыль
- 11.2. Сущность, формы и факторы прибыли
- 11.3. Роль прибыли в рыночной экономике
- Список рекомендуемой литературы Основная
- Дополнительная