logo
студентам ЧГПИ ПРО (Э) ЧАСТЬ 2

9.1 Понятие рыночной структуры и основные типы струк­тур рынка: совершенная конкуренция, монополия, олигополия и монополистическая конкуренция

Для того, чтобы анализировать экономические процессы на отраслевом уровне, необходимо представлять, как фирмы взаи­модействуют друг с другом и с потребителями на рынке. Меха­низм взаимодействия продавцов и покупателей, определяющий рыночную среду, называется рыночной структурой. Самая важ­ная характеристика рыночной структуры - степень влияния про­давцов и покупателей на цены товаров. Наиболее простая структура - это совершенная конкурен­ция, где действие закономерностей рыночного поведения про­давцов и покупателей проявляется в наиболее чистом виде: мак­симально точное приспособление к состоянию рыночной «среды»

С свершенная конкуренция - это рыночная структура, при которой: продавцы принимают цены как данные и не могут осоз­нанно на них влиять (количество производителей велико); покупатели не способны влиять на цены (количество по­купателей велико); доступ в отрасль новых продавцов ничем не ограничен (отсутствие барьеров входа-выхода на рынок); нестратегическое поведение участников сделок (незави­симость решений, отсутствие сговоров); рыночная информация доступна всем участникам торговли. В результате цены равны предельным издержкам производ­ства, а производители получают нулевую экономическую при­быль. Рыночную структуру, в которой выполняются первые че­тыре признака, иногда называют чистой конкуренцией. Нару­шение одного из основных признаков ведет к несовершенной конкуренции. Если фирма функционирует в условиях чистой кон­куренции, на рыночные цены она влиять не может или не хочет, т.е. соглашается с ними и воспринимает как данные.

Монополией называется такой тип рынка, на котором толь­ко одна фирма является единственным продавцом товара, на ко­торый не существует близких заменителей. Таким образом, монополист имеет дело с кривой рыночного спроса. Он может влиять на цену продаваемой продукции, изменяя объем производства. Чем «круче» кривая спроса на продукцию фирмы, тем сильнее это влияние, и больше рыночная власть монополиста. Заметим, что лишь в исключительном случае, который почти не встречается в экономической реальности - при вертикальной кривой спроса (нулевая эластичность спроса), власть фирмы над рынком абсолютна. Таким образом, монополия ограничена в своих действиях условиями рыночного спроса.Итак, монополия - рыночная структура, при которой: число производителей = 1, число потребителей намного больше 1, p=p(Q), т.е. рыночная цена товара зависит от его объе­ма производства и предложения, существуют барьеры для вхождения в рынок, точнее, нет вхождения и для товара нет близких заменителей.

Олигополия. Несколько фирм, делящих рынок, образуют но­вую рыночную структуру - олигополию. Характеризуется на­личием барьеров для вхождения. Мало продавцов. Пример: ав­томобильная, сталелитейная промышленности.Олигополия - наиболее распространенный тип отраслевой структуры в современной промышленности.

Угроза потен­циального вторжения новых производителей превращает даже 100%-ную монополию в олигополию. Возникает принципиально новая дилемма: договориться о сотрудничестве и образовать мо­нополистическое объединение или вести конкурентную борьбу. Суть проблемы олигополии сводится к взаимозависимости фирм: принимая решения, каждый участник должен учитывать возмож­ную реакцию конкурентов. Олигополия при различной силе кон­куренции может давать результат, сравнимый с ситуацией «чис­той» монополии, результат, близкий к равновесию в условиях совершённой конкуренции и, естественно, все промежуточные варианты.

Картелем называется организация, сформированная незави­симыми фирмами для того, чтобы получить преимущества моно­полиста. Картели координируют действия своих членов, огра­ничивая производство, поднимая цены и, таким образом, получая более высокую (монопольную) прибыль. Картели испы­тывают действие двух типов факторов, которые препятствуют их успеху. Первое, когда картель поднимает цены, то это в обя­зательном порядке приводит к тому, что предельные доходы каждой фирмы-участницы картеля превышают ее предельные издержки. Каждая фирма имеет сильный экономический стимул нарушить картельное соглашение, снижая цены на свою соб­ственную продукцию, чтобы увеличить продажи и собственную прибыль. Успешный картель должен иметь эффективный меха­низм выявления и наказания тех членов картеля, которые его нарушают (обманывают своих партнеров по картелю). Прибы­ли картеля также могут оказаться под угрозой, когда фирмы-участницы вовлечены в неценовую конкуренцию (качество ус­луг и так далее), которая приводит к увеличению издержек и уменьшает прибыль. Второй источник угрозы прибылям картеля возникает, ког­да успех картеля является стимулом для вхождения других фирм в отрасль. Успех картеля в долгосрочный период; зависит от его способности ограничить вторжение в отрасль новых конкурен­тов. Если этого не происходит, то проникновение и отрасль при­ведет к сокращению прибыли в долгосрочный период до нуля. Итак, основные причины, обуславливающие нестабильность картелей: сильные стимулы нарушить соглашение и продать свою продукцию по более низкой цене; так как вход в отрасль свободный, то привлеченные бо­лее высокой прибылью фирмы входят в отрасль.

Монополистическая конкуренция сочетает черты монополии и рынка совершенной конкуренции. Монополистическая конку­ренция характеризуется дифференциацией продукции, когда про­дукты конкурирующих продавцов близкие, но не полностью вза­имозаменяемые. Пример: рестораны, аптеки, кампании «Кока-кола» и «Пепси-кола» и фирмы, производящие другие прохла­дительные напитки, продовольственные магазины, бакалейная торговля, автозаправочные станции и многие другие предприя­тия розничной торговли действуют в условиях монополистичес­кой конкуренции. Суть монополистической конкуренции заключается в том, что каждая фирма продает продукцию, на которую существует много близких, но несовершенных заменителей. Дифференциа­ция может быть связана с самой продукцией, например, различ­ные сорта пива, а может быть связана с месторасположением фирмы. Одно дело покупать в магазине за углом, а другое дело покупать тот же товар в супермаркете на другом конце города. Поскольку вход на рынок свободен, то до тех пор, пока су­ществует возможность получать экономическую прибыль, фир­мы, производящие похожую продукцию, будут входить в от­расль. Появление новых фирм в отрасли приводит к тому, что кривые спроса всех фирм будут сдвигаться влево к началу ко­ординат до тех пор, пока экономическая прибыль каждой фир­мы отрасли не станет равной нулю в долгосрочном периоде.

Монопсонией называется такой тип рынка, на котором не продавцы, а покупатели способны оказывать влияние на цены. Для анализа монопсонии можно использовать теорию монопо­лии, но в приложении к рынкам факторов производства. Моно­полист использует свою рыночную власть, чтобы производить меньшее количество товара по более высоким ценам. Монопсонист же использует свою рыночную силу, чтобы покупать мень­шее количество ресурсов и платить меньшую цену за единицу ресурса. Итак, при монопсонии много продавцов, один покупа­тель. Пример: правительство страны на рынке вооружений; в Узбекистане - правительство как покупатель на рынке золота, хлопка.

Барьеры для вступления в отрасль. Основными барьерами при вступлении в отрасль для фирм-производителей являются следующие:

1) Издержки. Экономия, обусловленная ростом масштабов производства. Очень сложно накопить достаточный денежный капитал, чтобы организовать крупномасштабное производство.

2) Предоставление государством исключительных привиле­гий. В обмен - право государства контролировать цены. Есте­ственные монополии: распределение электроэнергии, газа, теле­фонные услуги и т.п.

3) Патенты изобретателю и лицензии: радио и телевизион­ным станциям, водителям такси, по продаже алкогольных на­питков, проведению лотерей.

4) Право на собственность на важнейшие виды сырья.

5) Нечестная конкуренция, ценовые войны.