3.3. Партнерские предприятия (или товарищества) и общества
Анализ индивидуальных частных предприятий показал, что при определенных условиях они объединяются, благодаря чему возникают новые формы предприятий.
В качестве такой формы можно рассматривать производственные кооперативы. В нашей стране производственные кооперативы представляют добровольные объединения граждан на основе членства для совместного ведения хозяйства посредством личного участия в работе предприятия. Поскольку подобные предприятия часто носят вспомогательный, или подсобный, характер и не являются сферой предпринимательской деятельности, то они обычно не рассматриваются в качестве отдельной организационно-экономической формы предприятия. Вот почему второй формой, логически следующей за индивидуальными частными предприятиями, являются партнерские предприятия, которые в России получили название товарищества.
Партнерство - это форма организации бизнеса естественным развитием единоличного владения. Закон о партнерстве определил партнерство (товарищество), как добровольную ассоциацию от 2 до 20 человек, объединившихся для совместного бизнеса с целью получения прибыли. Однако в некоторых областях деятельности (юристы, бухгалтера, брокеры) теперь разрешается объединяться в партнерства более чем 20 участникам.
В соответствии с определением, данным В.Д.Валовым, партнерские предприятия, или товарищества, представляют собой объединение двух и более лиц и их капиталов для совместной предпринимательской деятельности путем личного участия в работе предприятия.
По степени участия в деятельности предприятия партнерства бывают разные. В некоторых случаях все партнеры играют активную роль в функционировании предприятия, в других случаях - один или несколько участников могут играть пассивную роль. Это означает, что они вкладывают свои финансовые средства в фирму, но не принимают активного участия в управлению ею.
От партнерства (товарищества) следует отличать общества, которые образуются на основе объединения капиталов и не предполагают личного участия их владельцев в работе предприятия. К тому же общество может быть создано одним лицом. В таком случае оно отличается от индивидуального частного предприятия возможностью собственника капитала непосредственно не участвовать в управлении производством. Принципиальные различия между товариществами и обществами во многом обусловили то, что проведенная в России в середине 90-х г.г. перерегистрация предприятий привела к тому, что почти все предприятия, возникшие как товарищества, стали именоваться обществами.
Объединения в виде партнерства (товарищества) или общества оформляются договором, в котором закрепляются полномочия членов, их ответственность, фиксируется доля (пай) каждого в общем капитале предприятия, определяется схема распределения доходов, срок действия договора и процедура ликвидации предприятия.
Партнерства (товарищества) и общества могут быть трех типов: с полной, ограниченной и смешанной ответственностью.
Первый тип предприятия характеризуется как полное партнерство (товарищество) или общество. В нем все партнеры несут полную ответственность по обязательствам предприятия, включая ответственность личным имуществом.
Опасность лишиться личного имущества, с одной стороны, и желание получать доход на вложенный в предприятие капитал. с другой, привели к возникновению партнерств (товариществ) и обществ с ограниченной ответственностью. Данный тип предприятия характеризуется тем, что его члены несут ответственность в пределах своего вклада в имущество предприятия.
Третий тип партнерства (товарищества) и общества характеризуется смешанной ответственностью. Это означает, что его собственники делятся на два вида: первые несут полную ответственность по обязательствам предприятия, а вторые. ограниченную их вкладом в капитал предприятия. Такие предприятия могут иметь разные названия: смешанные товарищества (общества), товарищества (общества) на вере, коммандитные товарищества (общества).
Партнерские предприятия обладают заметными преимуществами по сравнению с индивидуальными частными предприятиями.
1. Подобно единоличному (частному) владению, партнерство легко организовать. Почти во всех случаях заключается письменное соглашение, причем бюрократические процедуры необременительны.
2. Важным преимуществом является применение крупных капиталов. Это находит отражение в больших масштабах производства и в возникновении преимуществ крупномасштабного производства, включая те, что связаны с внутрипроизводственной кооперацией. Крупный капитал позволяет обеспечивать более быстрое расширение производства в ответ на рост спроса на продукцию предприятия. К тому же партнерские предприятия вызывают к себе большее доверие к партнерским предприятиям со стороны других фирм и банков. Последние охотнее предоставляют им ссуды.
3. Управление фирмой может быть специализировано. Каждый из партнеров может принять на себя ответственность за конкретный участок работы. На партнерских предприятиях возникает также эффект взаимодополнения партнеров, который обеспечивается тем, что партнеры распределяют между собой предпринимательские функции с учетом своих индивидуальных особенностей: личных способностей, профессиональных знаний и навыков. Нередко партнерства возникают именно как объединение специалистов разного профиля. Например, юридическая фирма объединяет специалистов в разных отраслях юриспруденции.
3. Поскольку в партнерстве материальная ответственность распределяется на несколько человек, она не так на них «давит», партнеры могут себе обеспечить нормальный режим работы, иметь отпуска, уходить на больничный. При этом на таких предприятиях сохраняется достаточно высокая мотивация к эффективной деятельности партнеров, так как распределение доходов отражает не только их пай, но и вклад в виде личного участия в работе партнерства (товарищества).
Имеют партнерские предприятия и недостатки.
Финансы компании все еще ограниченны, хотя значительно превосходят возможности частного владения. Финансовых ресурсов трех или четырех партнеров может не хватить, или они могут быть таковы, что все же будут сильно ограничивать потенциальный рост прибыльного предприятия.
Продолжительность деятельности партнерства непредсказуема. Выход из партнерства или смерть партнера, как правило, влекут за собой распад и полную реорганизацию фирмы, потенциальный срыв ее деятельности.
Партнерство (товарищество) страдают от неограниченной ответственности за деятельности предприятия. Полное партнерство означает, что каждый компаньон полностью отвечает по долгам предприятия.
Можно создать товарищество с ограниченной ответственностью. В таком случае компаньон отвечает по долгам предприятия в размере тех средств, которые он в него вложил. Однако компаньоны в товариществе такого рода не могут принимать участия в ведении бизнеса - по крайней мере один из них все же должен принять на себя полноту ответственности.
5. Их оперативность не столь высока, как у индивидуальных частных предприятий, так как многие вопросы приходится согласовывать между партнерами, на что уходит время.
6. На таких предприятиях не исключена возможность возникновения недоверия между партнерами, которое отрицательно влияет на работу предприятий. Когда несколько человек участвуют в управлении. Подобное разделение власти может привести к несовместимости интересов, к несогласованной политике или бездействию, когда требуются решительные действия. Еще хуже, когда партнеры расходятся по главным вопросам. По всем этим причинам управление партнерством может быть неповоротливым и затруднительным.
Подобно тому, как недостатки индивидуальных частных предприятий привели на определенном этапе к возникновению партнерских предприятий, так и недостатки партнерских предприятий обусловили возникновение предприятий другой организационно-экономической форме.
- Экономическая теория микроэкономика Тексты лекций для студентов
- Часть 2
- Тема 1. Введение в микроэкономику
- 1.1. Особенности объекта и предмета микроэкономики как науки
- 1.2. Проблема выбора как объект микроэкономического анализа
- 1.3. Особенности методов и функций микроэкономики как науки
- Тема 2. Общая характеристика функционирования рыночного механизма
- 2. 1. Основы функционирования экономики на микроуровне. Концепция редкости в экономике
- Тема 3. Фирма и формы предпринимательской деятельности
- 3.1. Место предприятия (фирмы) в экономической системе
- 3.2. Индивидуальные частные предприятия, их достоинства и недостатки
- 3.3. Партнерские предприятия (или товарищества) и общества
- 3.4. Акционерные общества и их типы
- 3.5. Совместные предприятия
- 3.6. Государственные предприятия (публичные корпорации)
- Глава 4. Издержки и доходы предприятия
- 4.1. Средства предприятия как материальная основа его коммерческой деятельности
- 4.2. Издержки предприятия, их виды и состав
- 4.3. Валовая выручка и прибыль предприятия
- Метод сопоставления валового дохода и валовых издержек
- Метод сопоставления предельного дохода с предельными издержками
- Равновесие фирмы в долгосрочном периоде
- 4.4.Минимизация издержек при выборе и использовании факторов производства
- Часть 2. Потребление
- Тема 5. Рациональный потребитель как субъект рыночной экономики
- 5.1. Потребительский выбор и правила рационального выбора потребителя
- Изменение цен на блага и бюджетное ограничение.
- Часть 3. Обмен
- Глава 6. Рынок как сфера товарного обмена
- 6.1. Рынок как категория микроэкономики
- 6.2. Типы и виды рынков
- 6.3. Организационные формы рынков потребительских товаров
- 6.4. Организационные формы рынков факторов производства
- Тема 7. Функции спроса и предложения. Рыночное равновесие и неравновесие
- 7.1. Спрос и предложение: сущность и факторы определяющие
- Закон Энгеля.
- Компенсирующие изменения. Налогообложение и благосостояние потребителя.
- 7.2. Рыночное равновесие и не равновесие. Механизмы достижения равновесия. Паутинообразная модель.
- Рыночное равновесие:
- Тема 8. Эластичность в анализе спроса и предложения
- 8.1.Типы эластичности: точечная, перекрестная и дуговая.
- 8.2.Эластичный и неэластичный спрос. Спрос с единичной эластичностью. Линейная функция спроса и ее эластичность. Эластичность спроса по доходу.
- Эластичность спроса по доходу (Income Elasticity of Demand)
- 8.3. Эластичное и неэластичное предложение.
- 8.4. Выручка от продаж и ценовая эластичность спроса. Случаи единичный эластичности спроса.
- Общие расходы потребителей (или выручка продавцов) при изменениях цен
- Тема 9. Монополия. Несовершенная конкуренция и рыночная власть рыночная власть и благосостояние общества
- 9.1 Понятие рыночной структуры и основные типы структур рынка: совершенная конкуренция, монополия, олигополия и монополистическая конкуренция
- 9.2. Монополия и ее особенности
- Часть 4. Распределение
- Глава 8. Рынок труда и заработная плата
- 8.1. Заработная плата как цена труда
- 8.2. Спрос и предложение на рынке труда и заработная плата
- 8.3. Формы и системы заработной платы
- Глава 9. Рынок ссудного капитала и процент
- 9.1. Особенности капитала как объекта вознаграждения
- 9.2. Ссудный капитал и его особенности
- 9.3. Процент как цена ссудного капитала
- 9.4. Спрос и предложение на рынках ссудного капитала
- 9.5. Кредит, его формы и роль в экономике
- Глава 10. Рента . Форма вознаграждения за землю как фактор производства
- 10.1. Экономическая сущность ренты
- 10.2. Дифференциальная земельная рента
- 10.3. Теории абсолютной и монопольной ренты
- 10.4. Цена земли. Спрос и предложение на рынке земли
- Глава 11. Прибыль как вознаграждение за предпринимательскую деятельность
- 11.1. Предпринимательская деятельность и прибыль
- 11.2. Сущность, формы и факторы прибыли
- 11.3. Роль прибыли в рыночной экономике
- Список рекомендуемой литературы Основная
- Дополнительная