1. Равновесие конкурентной фирмы
· В анализе поведения фирм мы исходим из их ориентации на получение
максимума прибыли.
· Для фирм, осуществляющих предложение своих товаров в различных рыночных
структурах, по-разному складывается характер спроса. От этого
существенно зависят условия равновесия фирм, то есть условия максимизации их
прибыли.
Рассмотрим сначала рациональное поведение конкурентной фирмы.
Pr - (Profit) -прибыль фирмы;
TR - (Total Revenue) - валовой доход, который зависит от уровня цен и
объемов продаж:
TR= P * Q;
MR - (Marginal Revenue) - предельный доход, то есть прирост валового
дохода, приходящегося на единицу прироста объема продаж:
MR= D TR / D Q.
Рисунок 25. Формирование спроса на продукцию конкурентной фирмы
Для фирм, осуществляющих предложение на совершенно конкурентных рынках, спрос
на их товары представляется как не зависящий от их собственных объемов
предложения.
Конкурентные фирмы считаются ценополучателями, так как цена на их товары
формируется на основе взаимодействия всех фирм, действующих в данной отрасли.
Сколько бы продукции не поставляла фирма на рынок, цена (P*)
отдельной единицы будет величиной постоянной. Соответственно, доход, получаемый
фирмой от производства и поставки на рынок дополнительной единицы продукции
(предельный доход, MR) будет также величиной постоянной, равной цене единицы
товара:
MR = D (P*Q) / D Q = (P * D Q) / D Q = P;
MR = P
Таким образом, у конкурентной фирмы остается только один параметр, который
может изменить величину прибыли: объем предложения продукции. Для выявления
оптимального объема предложения, позволяющего максимизировать прибыль, будем
использовать предельный анализ.
Сопоставим величины предельного дохода и предельных издержек для разных
объемов производства. Очевидно, поставлять на рынок дополнительную единицу
продукции имеет смысл при условии, что издержки будут покрываться доходом, то
есть рыночной ценой продукции. Следовательно, до тех пор, пока предельные
издержки не сравняются с рыночной ценой необходимо осуществлять поставку
продукции.
Рисунок 26. Равновесие в условиях совершенной конкуренции.
Рассмотрим более детально состояние равновесия конкурирующей фирмы. Для этого
обратимся к анализу средних издержек и их сопоставлению с рыночной ценой
товара. Здесь возможны три варианта решения:
а). Если рыночная цена (P) сложилась на уровне, который позволяет фирме
покрывать совокупные средние издержки (ATC) при данном (Q0) объеме
производства, следовательно, от каждой поставленной единицы продукции фирма
получает прибыль, а производство в объеме Q0 обеспечивает
максимизацию прибыли.
Рисунок 27. Максимизация прибыли конкурентной фирмой
б). Если рыночная цена (P) сложилась на уровне, меньшем совокупных
средних издержек (АТС), но большем переменных средних издержек (AVC), то
необходимо осуществлять производство в объеме Q0.
Рисунок 28. Минимизация убытков конкурентной фирмой
Если фирма не будет осуществлять предложение в этих условиях и прекратит
производство, ее убытки будут больше на величину (P0 - AVC0
) * Q0. Производство в данном объеме будет обеспечивать минимизацию
убытков: доходы будут полностью покрывать переменные издержки и частично
постоянные. Если предложение не осуществлять, то убытки, понесенные фирмой,
будут больше: постоянные издержки не будут оплачены ни на копейку.
в). Если же цена (Р) не покрывает даже переменных издержек, то фирма
будет минимизировать убытки, прекратив предложение. Тогда убытками будет
величина постоянных издержек.
Прекращение предложения конкурентной фирмой
Анализ рационального поведение конкурентной фирмы - это одновременно и
обоснование закона предложения: выделив все точки объема предложения,
обеспечивающего максимизацию прибыли или минимизацию убытков, мы получаем
краткосрочную кривую предложения фирмы.
Краткосрочная кривая предложения фирмы показывает количество продукции,
которое будет предлагать фирма при каждом значении цены, чтобы
максимизировать прибыль (минимизировать убытки).
Рисунок 29. Кривая предложения конкурентной фирмы в коротком периоде
Напомним, что длительный период в деятельности фирмы - это временной
интервал, на котором фирма может изменить производственные мощности,
полностью закрыть производство или организовать совершенно новое.
Анализ поведения конкурентной фирмы в длительном периоде (разобрать
самостоятельно: Макконмелл К.,, Брю С. Экономикс: Принципы, проблема и
политика. Т.2, с. 79- 84) показывает, что конкурирующая фирма
осуществляет предложение на долговременном интервале в объеме,
соответствующем минимуму средних издержек.
Таким образом, общее условие равновесия конкурентной фирмы может быть
описано следующим равенством:
P = MC = ATC
Это соотношение позволяет сделать следующие выводы:
1. Деятельность конкурентной фирмы характеризуется производственной
эффективностью.
Равновесие фирмы при соблюдении равенства P=ATC означает, что конкурентный
производитель всегда стремится к производству с минимальными затратами
ресурсов, то есть стремится к производству наименее дорогостоящим способом.
- Раздел I. Введение в общую экономическую теорию
- Глава 1.
- 1. Основные этапы становления и развития экономической теории
- 2. Главные направления современной экономической мысли
- 3. Краткая характеристика российской экономической мысли
- 4. Предмет и методология
- Глава 2. Экономические системы и экономические ресурсы.
- Глава 3. Собственность и модели организации экономической системы.
- 1. Собственность как экономическая категория и право собственности.
- 2. Формы собственности в современном хозяйстве.
- 3. Приватизация: сущность, цели, этапы, результаты и проблемы.
- Раздел II. Основы рыночной экономики
- Глава 1. Основные черты
- 1. Условия становления, сущность и функции рынка.
- 2. Товар и его свойства
- 3. Деньги: их функции и формы
- 5. Экономическая роль государства в современной рыночной экономике.
- Глава 2. Рыночный механизм. Основы теории спроса и предложения
- 1. Теории стоимости и цены
- 2. Анализ рыночного спроса
- 3. Анализ рыночного предложения
- 4. Формирование рыночной цены. Рыночное равновесие
- 5. Эластичность спроса и предложения
- Раздел III. Микроэкономика
- Глава 1. Микроэкономика как
- 1. Методология и основные понятия микроэкономики
- Глава 2. Поведение потребителей в рыночной экономике
- 1. Принципы рационального поведения потребителя. Потребительские
- 2. Бюджетные ограничения. Изменение покупательной способности
- Глава 3. Фирма в системе рыночных отношений. Организационная
- 1. Фирма как субъект рыночного хозяйства.
- 2. Организационно-правовые формы предпринимательства.
- Глава 4. Теория издержек. Предпринимательский капитал
- 1. Экономический и бухгалтерский подход к определению издержек и
- 2. Постоянные и переменные издержки. Закон убывающей предельной отдачи.
- 3. Средние и предельные издержки производства
- 4. Предпринимательский капитал.
- Глава 5. Оптимальное поведение фирмы в различных моделях рынка
- 1. Равновесие конкурентной фирмы
- 2. Конкурентная фирма наиболее эффективно распределяет ресурсы, применяя их
- 2. Условие максимизации прибыли монополистом
- 3. Социально-экономические последствия монополии. Антимонопольная
- Глава 6. Рынки факторов производства и распределение доходов.
- 1. Спрос на экономические ресурсы
- 2. Рынок труда и заработная плата
- 3. Монополизм на рынке труда. Деятельность профсоюзов в условиях
- Глава 7. Рыночные отношения в аграрном производстве. Земельная рента
- 1. Аграрное производство и аграрные отношения
- 2. Земельная рента: сущность и формы
- Раздел IV. Макроэкономика
- Глава 1. Введение в макроэкономику
- 1. Макроэкономика: понятие, цели и инструменты
- 2. Воспроизводственная и отраслевая структура национальной экономики
- 3. Метод "затраты-выпуск" и модель межотраслевого баланса в анализе
- Глава 2. Национальная экономика: результаты и их измерение. Валовой
- 1. Характеристика основных макроэкономических показателей.
- 2. Структура и измерение валового национального продукта
- 3. Макроэкономические показатели как измерители национальной
- Глава 3. Экономический рост
- 1. Цели, эффективность и качество экономического роста
- 2. Факторы и типы экономического роста
- 3. Основные модели экономического роста
- Глава 4. Макроэкономическое равновесие на рынке благ.
- 1. Совокупный спрос
- 2. Совокупное предложение
- 3. Макроэкономическое равновесие в модели ad -as
- Глава 5. Макроэкономическая нестабильность: экономические циклы
- 1. Экономические циклы
- 2. Безработица: типы, измерение, социально-экономические последствия
- 3. Инфляция: измерение, причины, формы и последствия
- 2) Приводит к чистому росту цен (p1 ® p2) в
- Глава 6. Теоретические основы макроэкономического регулирования
- 1 Классическая и кейнсианская макроэкономические концепции
- 2. Потребление, сбережения, инвестиции
- 3. Кейнсианская модель макроэкономического равновесия и инвестиции. Эффект
- 4. Финансовая политика государства: интерпретация с помощью кейнсианской модели
- Глава 7. Государственные финансы. Бюджетная и налоговая система в условиях
- 1. Государственные финансы: сущность, функции, структура.
- 2. Государственный бюджет. Бюджетная система. Бюджетный федерализм.
- 3. Налоговая система
- Глава 8. Банковская система и денежно-кредитная политика государства
- 1. Кредит в рыночной экономике
- 2. Двухуровневая банковская система: Центральный и коммерческие банки.
- 3. Денежный рынок
- 4. Денежно-кредитная политика: цели и инструменты
- Глава 9. Современные макроэкономические проблемы и концепции
- 1. Кривая Филлипса. Стагфляция
- 2. Современные макроэкономические концепции
- Глава 10. Введение в региональную экономику. Региональная экономическая
- 1. Предмет и задачи курса «Региональная экономика». Территориальное
- 2. Государственное регулирование территориального развития.
- 3. Проблемы совершенствования региональной политики
- Раздел V. Мегаэкономика.
- Глава 1. Интернационализация хозяйственной жизни. Международная
- 1. Интернационализация хозяйственной жизни. Мировое хозяйство.
- 2. Теории международной торговли и торговая политика. Россия в
- 3. Международные валютно-финансовые отношения.
- Раздел I. Введение в общую экономическую теорию...........
- Глава 1. Основные этапы становления и развития экономической теории
- Глава 2. Рыночный механизм. Основы теории спроса и предложения..
- Раздел III.
- Глава 1. Микроэкономика как часть экономической теории......................
- Глава 2. Поведение потребителей в рыночной
- Глава 3. Фирма в системе рыночных отношений. Организационная структура
- Глава 4. Теория издержек. Предпринимательский
- Глава 2. Национальная экономика: результаты и их измерение. Валовой
- Глава 3. Экономический
- Глава 4. Макроэкономическое равновесие на рынке
- Глава 5. Макроэкономическая нестабильность: экономические циклы
- Глава 6. Теоретические основы макроэкономического регулирования рыночной
- Глава 7. Государственные финансы. Бюджетная и налоговая система в условиях
- Глава 8. Банковская система и денежно-кредитная политика государства
- Глава 9. Современные макроэкономические проблемы и концепции..
- Глава 10. Введение в региональную экономику. Региональная экономическая
- Раздел V.
- Глава 1. Интернационализация хозяйственной жизни. Международная торговля.