logo
Лекции по экономтеории просто

2. Теории международной торговли и торговая политика. Россия в

мировой торговле.

Наиболее развитой формой международных экономических отношений является

международная торговля.

Международная торговля - система товарообменных сделок, совершаемых в

мировом хозяйстве.

Понятие мировой торговли используется и в более узком значении,

трактуется как внешняя торговля отдельно взятой страны, то есть

перемещение товаров и услуг за пределы государственных границ.

Ввозимые товары (импорт) и вывозимые товары (экспорт) составляют

внешнеторговый оборот.

Разница между стоимостью национального экспорта и импорта образует торговый

баланс. Если импорт больше экспорта, торговый баланс отрицателен, говорят,

что страна имеет дефицит торгового баланса. Если страна вывозит больше товаров

и услуг, говорят о положительном или активном торговом балансе.

Внешнеторговая политика является одним из важных направлений государственного

экономического регулирования. Существуют два диаметрально противоположных

принципа внешнеторговой политики: свобода торговли (фритредерство) и

ограничение внешней торговли (протекционизм). Во внешнеторговой политике

современных стран эти принципы используются в противоречивом единстве. Вместе с

тем ведущую роль играет принцип свободной торговли.

Впервые в истории экономической мысли принцип свободной торговли был обоснован

А. Смитом в его “Богатстве народов”. Он доказывал необходимость и выгоду

свободной торговли в случае, если страна имеет абсолютные преимущества.

Смит отмечал, что следует экспортировать из страны те товары, издержки на

производство которых в ней меньше, чем в других странах, и ввозить те товары,

издержки на производство которых выше.

Взгляды Смита были дополнены и развиты Д. Рикардо и имеют значение для

обоснования выгоды международной торговли в современных условиях. Д. Рикардо

сформулировал теорию сравнительных издержек (сравнительных

преимуществ).

Выгода международной торговли имеет место и в том случае, если национальное

производство одного товара требует больших затрат труда, нежели его импорт, а

национальное производство другого товара требует меньших затрат, чем его

приобретение на мировом рынке. В этом случае выигрывают обе стороны: и данная

страна, и остальной мир[50].

Рассмотрим принцип сравнительных издержек на условном численном примере.

Предположим, страны Х и Y могут производить товары двух видов:

А и В в количествах, представленных графиками производственных

возможностей, обозначенных жирными линиями на рисунках 1 и 2.

Рисунок 77. Сравнительное преимущество и выигрыш от внешней торговли страны Х

Рисунок 78. Сравнительное преимущество и выигрыш от внешней торговли страны Y

Страна Х может произвести максимально 50 единиц товара А или 25 единиц товара

В. Страна Y максимально может произвести 40 единиц товара А или 100 единиц

товара В.

Если внешняя торговля запрещена, то страна Х, нуждаясь в том и другом товаре,

будет производить 20 единиц товара А и 15 единиц товара В, а страна Y - 12

единиц А и 70 единиц В.

Альтернативная стоимость производства товаров в стране Х определяется

равенством 1А=0,5В, а для страны Y соотношение альтернативной стоимости:

1А=2,5В. Эти соотношения оказывают определяющее воздействие на внутренние

цены.

Если появится возможность торговать, то кто-нибудь в стране Х сможет за 0,5

единицы товара В купить единицу товара А и отправить его за границу, а там

продать его за 2,5 единицы товара В. Начнется отток товара А из страны Х в

страну Y. Развитие торговли приведет к выравниванию относительных цен в обеих

странах.

Условиями получения выгоды от внешней торговли для стран будут следующие

ценовые соотношения:

для страны Х: 1А > 0,5 В;

для страны Y: 1А < 2,5 В.

Отсюда следует, что торговля будет взаимовыгодной, если станет осуществляться по

ценам, определяемым диапазоном: 0,5 В< 1А < 2,5 В.

Предположим, что мировые цены сложатся на уровне: 1А = 1В. Для обеих сторон

будет выгодно с тем чтобы обеспечить максимум предложения на внутреннем рынке

специализироваться полностью на производстве одного товара: стране Х - на

товаре А, а стране Y - на товаре В.

В результате специализации и осуществления внешней торговли будет обеспечен

выигрыш для обеих сторон. Предложение обоих товаров на внутреннем рынке

каждой из стран возрастет, что видно из расчетов, сведенных в следующую

таблицу.

Страны

Пр-во до специал.

Пр-во при специал.

Экспорт (-) Импорт(+)

Предложение после торговли

Выигрыш от спец-и и торговли

А

20 А

15 В

50 А

0 В

- 20 А

+20 В

30 А

20 В

+10 А

+ 5 В

В

12 А

70 В

0 А

100 В

+20 А

- 20 В

20 А

80 В

+8 А

+10 В

Осуществление специализации и международной торговли позволяет странам выйти

за границу производственных возможностей, что невозможно обеспечить при

отсутствии внешней торговли.

Таким образом, необходимым условием существования международной торговли

является различие в соотношении издержек (в сравнительных издержках) на

товары, производимые в разных странах.

Современные представления о направлениях и структуре международных торговых

потоках основываются на теории шведских экономистов Эли Хекшера и Бертиля Олина

(теория Х-О)[51]. Они выдвинули

теорему “выравнивания цен на факторы производства”. Суть ее в том, что

национальные различия в производстве определяются не только различиями в

относительной производительности, но и различиями в наделенности

экономическими ресурсами: трудом, капиталом и естественными ресурсами,

которые преодолеваются за счет международной торговли в условиях полной

свободы торговли. Главный вывод теории Х-О: страны стремятся экспортировать

товары, в производстве которых интенсивно используются относительно

избыточные факторы.

Большинство экономистов-теоретиков выступают за свободу торговли

(фритредерство), считают, что она выгодна для каждой из сторон, включенных в

мировую торговлю. Вместе с тем в практике мировой торговли применяется большое

количество ограничений (торговых барьеров), то есть используются элементы

протекционизма. Рассмотрим основные протекционистские меры.

1. Тарифы (пошлины). Пошлина - это разновидность акцизного налога,

устанавливаемого на импортные товары. До 1996 года в России использовались

экспортные и импортные пошлины. Сейчас, также как и в других странах,

применяются только импортные тарифы. Применение тарифов осуществляется

в целях получения дополнительных доходов в бюджет страны. В этих случаях

говорят о фискальных тарифах. Если тарифы используются для защиты

местных товаропроизводителей, то их рассматривают как протекционистские

.

2. Квоты - это максимальные объемы экспорта (импорта) товаров. Они

могут выражаться в долях по отношению к масштабам национального производства

или в абсолютных размерах. Квоты рассматривают как более эффективное средство

сдерживания международной торговли, по сравнению с тарифами.

3. Нетарифные барьеры - это лицензирование импорта, введение

запретов на ввоз определенных видов товаров.

Имеются существенные доводы в защиту политики протекционизма.

1. Существует мнение, что в условиях политической нестабильности

нельзя полагаться на абсолютную свободу торговли. Необходимо защищать

стратегические отрасли, то есть отрасли, производящие товары для национальной

обороны. Полагаться на закупку военной техники и вооружений на мировом рынке

недальновидно.

2. Нестабильность мировой торговли. Считается, что если страна может

производить достаточно широкий спектр товаров и услуг, ей следует

ориентироваться на самообеспечение. Здесь нет однозначного ответа. Однако, при

ориентации на самообеспечение безусловно снижается эффективность национальной

экономики.

3. Считается, что импорт снижает уровень занятости, но это -

близорукий подход. Импорт позволяет основывать и экспортные производства,

специализироваться и создавать при этом дополнительные рабочие места в

национальной экономике.

4. Часто протекционистские барьеры рассматривают как меру по защите

молодых, неконкурентоспособных отраслей. Если для развитых стран это -

слабый аргумент, то для России он имеет важное значение, в силу почти

абсолютной замкнутости советской экономики, ее низкой конкурентоспособности.

Против мер протекционизма выдвигается еще один аргумент: население

страны платит сравнительно большую цену при введении тарифов, квот и других

ограничений торговли, поскольку снижается уровень предложения товаров на

внутреннем рынке страны. Следовательно, благосостояние потребителей и

уровень жизни снижается.

В 90-х годах объем международной торговли растет возрастающими темпами и

составил за 1996 г. 5020 млрд. долл. Самым крупным экспортером и импортером

являются США, внешнеторговый оборот которых составил 28 % общего объема

мировой торговли. Вслед за ними идут Германия (18,8 %) и Япония (15,8 %).

Россия, по данным Всемирной торговой организации (ВТО), занимает 20-е место

по экспорту и 25-е по импорту.

В середине 90-х годов доля России в мировой торговле составляла менее 1 % (в

середине 80-х - около 4 %). Резкое снижение объемов внешней торговли России

прекратилось. Последние 4 года объемы внешнеторгового оборота растут. В 1995

году он составил (без учета неорганизованной торговли) 123,7 млрд. долл.

(экспорт - 77,3 млрд. долл., в дальнее зарубежье - 64,3 млрд. долл.). Имеет

место положительное сальдо торгового баланса (почти 31 млрд. долл.).

В товарной структуре экспорта России сохраняется сырьевая направленность

(около 90 %), причем преобладают энергоносители. Доля машин и оборудования в

российском экспорте сокращается.

Расширение свободы торговли - заметная тенденция ХХ века. Она реализуется

различными путями.

Одной из форм либерализации торговли является заключение двусторонних

торговых соглашений между странами, предполагающих более благоприятные

режимы их взаимного торгового партнерства.

В целях развития и регулирования международной торговли в 1947 году 23 страны

мира подписали Генеральное соглашение о торговле и тарифах (ГАТТ).

ГАТТ предусмотрены следующие принципы торговли:

1) равный, недискриминационный режим для всех стран-участниц;

2) снижение пошлин;

3) устранение импортных квот.

Создавая режим наибольшего благоприятствования во взаимной торговле странам-

участницам, по отношению к третьим странам ГАТТ предусматривала значительные

ограничения.

К началу 1996 года в ГАТТ состояло около 130 стран. С января 1996 года ГАТТ

заменила ВТО (Всемирная торговая организация). ВТО, помимо ГАТТ,

включает в себя Соглашение о торговле услугами (ГАТС) и Соглашение по торговым

аспектам интеллектуальной собственности. Таким образом, новая организация

регулирует также обмен услугами и интеллектуальной собственностью.

К концу 90-х годов средневзвешенная ставка таможенных тарифов должна

снизиться примерно до 3 %. У России в середине 90-х годов она составляла

около 15 %.

Россия имеет статус наблюдателя ГАТТ/ВТО. Не являясь членом ВТО, ежегодно из-

за ограничений по допуску товаров на мировые рынки, страна теряет 1,5 млрд.

долл.

Более сложной и развитой формой либерализации торговли является

Экономическая интеграция - объединение рынков двух и более стран в единое

экономическое пространство, предполагающее отсутствие таможенных барьеров,

применение единых норм и стандартов торговли.

Примером интеграционного союза является Европейский Союз (ЕС), история

которого начинается с 1957 года, когда было создано Европейское экономическое

сообщество (ЕЭС). В соответствии с Маастрихтским договором, заключенным

в 1992 году, 15 стран, входящие в ЕС, нацелены на создание полностью единого

внутреннего рынка. Это предполагает свободное перемещение факторов производства

и товаров, создание единого Европейского банка с правом эмиссии единой

европейской валюты ЕВРО. Но на пути формирования Общего рынка стоит много

противоречий и трудностей.

В 1994 году между Россией и ЕС подписан договор о партнерстве и

сотрудничестве. С 1996 года вступило в силу Временное соглашение о торговле

между Россией и ЕС. Важнейшим положением документа является запрещение ЕС

применять по отношению к импорту товаров из России количественные

ограничения.

В других регионах мира также существуют интеграционные группировки: АСЕАН

(Ассоциация стран Юго-Восточной Азии), Союз Арабского Магриба (Алжир, Ливия,

Мавритания, Марокко и Тунис), НАФТА (США, Канада, Мексика) и другие.