logo
Лекции по экономтеории просто

3. Социально-экономические последствия монополии. Антимонопольная

политика государства.

В сравнении с конкурентной фирмой равновесие монополиста менее эффективно.

Рисунок 34. Сравнение равновесия монополиста с равновесием конкурентных

производителей

Потери в эффективности из-за монополизма, как видно из графика, следующие:

· Монополист “недораспределяет” ресурсы: Pm > MC. Предельная

полезность продукта, выраженная его ценой, превосходит предельные издержки.

Равновесный объем предложения монополиста, обеспечивающий ему максимум прибыли,

ниже предложения конкурирующей фирмы: Qm > Qc.

· При максимизации прибыли монополист не минимизирует издержки (ATCm

> ATCmin).

При анализе поведения монополиста мы исходили из того, что издержки фирмы-

монополиста не отличаются от издержек конкурирующей фирмы.

Некоторая компенсация потерь в эффективности происходит из-за того, что

монополия - чаще всего крупное производство, и монополист имеет экономию

издержек благодаря положительному эффекту масштаба.

Однако есть факторы, препятствующие минимизации издержек монополиста:

· расходы на поддержание монополистических барьеров;

· отсутствие угрозы конкуренции.

Одним из нежелательных проявлений монополизма является установление

демпинговых цен[23], которое

используется для того, чтобы вытеснить возможных конкурентов.

В силу нежелательных для экономики и общества потерь от монополизма все

современные государства проводят антимонопольную политику.

Начало государственному регулированию монополизма было положено в США: в 1890

году в Америке был принят Антитрестовский закон Шермана. В последующем в США

и других странах с рыночной экономикой антимонопольное законодательство

развивалось и сегодня представляет собой систему тонкой настройки экономики

на эффективное развитие.

Плановая экономическая система способствовала формированию монополизма в

масштабах всей национальной экономики бывшего СССР. Проблемы перехода к

рыночной системе хозяйства существенно обострены у нас в связи с этими

гигантскими масштабами монополизма.

Под антимонопольное законодательство подпадают следующие действия:

· монополизация рынка явным ооразом;

· фиксирование цен;

· слияние компаний, в результате которого возможна монополизация

рынка;

· переплетающиеся директораты, если в совокупности АО могут

доминировать на рынке;

· осуществление ценовой дискриминации (дифференциации цен, не

обусловленной различиями в издержках);

· связанные и исключительные контракты.

Гарантия государственной защиты конкуренции закреплена в Конституции

Российской Федерации 1993 г.

В 1991 году в Российской Федерации был принят Закон “О конкуренции и

ограничении монополистической деятельности на товарных рынках”.

Закон запрещает такие действия, как:

· принятие актов, ограничивающих самостоятельность предпринимателей при

производстве и реализации продукции;

· изъятие товаров из обращения для создания или поддержания дефицита на

рынке, либо повышения цен;

· создание препятствий доступу на рынок (выходу с рынка) другим

хозяйствующим субъектам;

· включение в договор дискриминирующих условий, которые ставят

контрагента в неравное положение по сравнению с другими хозяйствующими

субъектами;

· отказ от заключения договоров с определенными продавцами или покупателями;

· раздел рынка по территориальному принципу, по ассортименту производимых

товаров, либо по кругу продавцов или покупателей

· другие.

Реализация антимонопольной политики была возложена на ГКАП РФ

(Государственный Антимонопольный Комитет Российской Федерации).

В его функции входит:

· контроль за соблюдением антимонопольных требований при создании,

реорганизации и ликвидации хозяйствующих субъектов;

· выработка рекомендаций органам власти и управления о проведении

мероприятий, способствующих поддержанию конкуренции;

· разработка и осуществление мер по демонополизации производства и

обращения;

· контроль за крупными продажами и покупками акций, которые могут

привести к доминирующему положению хозяйствующих субъектов.

Доминирующим признается положение фирмы, доля которой на рынке

определенного товара превышает величину, устанавливаемую ежегодно ГКАП РФ, за

исключением случаев, когда хозяйствующий субъект докажет, что несмотря на

превышение предельной величины, его положение на рынке не является

доминирующим. Доминирующим не может быть признано положение хозяйствующего

субъекта, доля которого на рынке определенного товара не превышает 35 %.

В антимонопольном Законе предусматривается ответственность за его нарушения:

· принудительное разделение хозяйствующих субъектов;

· применение штрафных санкций;

· регулирование цен и тарифов естественных монополий[24];

· уголовная ответственность (в крайних случаях).

Ценовая политика естественных монополий регулируется тарифными комиссиями.

Для иллюстрации мотивов определения цен на продукцию естественных

монополистов рассмотрим рисунок.

Рисунок 35. Регулирование цен естественных монополий

· R: Установление общественно оптимальной цены: P

R=МС. Общественно оптимальная цена вызовет эффективное распределение

ресурсов, но может привести к возникновению убытков, покрытие которых должно

взять на себя государство.

· F: Установление цены, обеспечивающей “справедливую”

прибыль: цена, установленная из соотношения PF=ATС

позволяет монополии покрывать издержки и получать нормальную прибыль.

Существуют трудности в реализации антимонопольной политики в целом. Они

связаны с количественным определением монополии, а также с недостаточной

эффективностью регулирования, высокими затратами на осуществление

регулирующих воздействий.