logo
Лекции по экономтеории просто

5. Эластичность спроса и предложения

Анализ спроса и предложения показывает тесную зависимость между объемом

спроса и предложения и ценой товара. В экономических исследованиях, в

хозяйственной практике возникает вопрос: какова степень зависимости (мера

реакции) предложения и спроса на изменение цены.

Рассмотрим спрос. Насколько чутки потребители к изменению цены? Чтобы

измерять реакцию спроса на изменение цены используют показатель эластичности.

Эластичность спроса по цене (ED ) показывает, на сколько

процентов увеличится спрос, если цена снизится на 1 процент.

процентное изменение объема спроса

ED = ------------------------------------------------------

процентное изменение цены

В математической записи мы получаем при этом следующую формулу для исчисления

эластичности:

ED=(DQ/Q) : (DP/P) = (DQ/DP) * (P/Q), где

Р, Q - первоначальные значения спроса и цены;

DQ - прирост объема спроса;

DР - прирост цены.

Это - основная формула для исчисления так называемой точечной эластичности.

Однако, при значительных колебаниях цены и спроса используют более сложную

формулу для вычисления эластичности:

ED= (DQ/DP) * ((P1 + P2)/ (Q1 + Q2)), где

Q1(P1) - первоначальный объем (цена);

Q2(P2) - измененный объем (цена);

Это - формула дуговой эластичности.

Заметим, что обычно цена и спрос изменяются в противоположном направлении,

поэтому эластичность, как правило, - отрицательная величина. Мы для простоты

будем пренебрегать знаком при определении коэффициента эластичности.

Рассмотрим зависимость изменения величины дохода (общей выручки) от изменения

цены товара.

Пусть TR - валовой доход (общая выручка, совокупные расходы потребителей). По

определению, она равна TR= P * Q.

Пусть имеются некоторые сведения о величине спроса на товар. Вычислим для

каждой точки кривой спроса величину дуговой эластичности и валовой выручки

(дохода).

Таблица H. Эластичность спроса по цене

Цена

Объем спроса

Эластичность спроса

Величина дохода

А

5

3

15

B

4

6

3

24

C

3

9

1,4

27

D

2

12

0,71

24

E

1

16

0,43

16

Рисунок 9. Валовой доход и эластичность спроса

Из примера видно, что эластичность связана с изменением валового дохода.

Понижение цены на одну и туже величину - одну единицу- обусловливает

различные изменения в величине спроса. Причем, при коэффициенте эластичности,

большем единицы, снижение цены приводит к росту валового дохода, а при

эластичности, меньшей единицы, спрос изменяется в относительно меньшей

степени, что и обусловливает снижение общей выручки.

Выделяют три основные типа эластичности:

1.Эластичный спрос: ED > 1. Увеличение цены обусловливает

снижение выручки и снижение цены обусловливает увеличение расходов покупателей

на данный товар.

2. Неэластичный спрос: ED < 1. Увеличение цены

обусловливает увеличение выручки и наоборот.

3. Единичная эластичность: ED = 1. Изменение цены в ту или

иную сторону вызывает пропорциональное изменение спроса, так что выручка

остается неизменной.

Факторы эластичности спроса:

· Количество заменителей товара. Чем больше заменителей, тем

эластичнее спрос.

· Доля расходов на данный товар в бюджете потребителя. Чем выше

доля расходов на данный товар в бюджете потребителя, тем более эластичен спрос

на него

· Категория товара. На товары первой необходимости спрос

неэластичен. На предметы роскоши спрос эластичен.

· Фактор времени. Спрос тем эластичнее, чем длиннее период

времени для принятия решения о покупке.

В качестве факторов, которые, наряду с ценой, в наибольшей степени влияют на

спрос, можно выделить также доходы потребителей и цены других товаров. В этой

связи выделяют показатель эластичности спроса по доходу:

ED= (DQ/DI) * (I/Q),

где I - доход потребителей.

Довольно часто используют показатель перекрестной эластичности спроса.

Он замеряет влияние изменения спроса на данный товар (допустим, i) в зависимости

от изменения цены другого товара (допустим, j). Формула для исчисления

перекрестной эластичности спроса следующая:

ED = (DQi/DPj) * (Pj/Qi)

Концепция эластичности спроса находит широкое применение в хозяйственной

практике:

· в маркетинговой стратегии фирм, особенно в ценовой политике;

· в антимонопольной политике государства;

· в налоговой политика;

· в государственной политике ценообразования.

Рассмотрим проблему эластичности предложения. Она состоит в определении того,

насколько чутки производители к изменению цены.

Эластичность предложения по цене (Es ) показывает, на сколько

процентов увеличится спрос, если цена снизится на 1 процент.

процентное изменение объема предложения

Es = -----------------------------------------------------------------

процентное изменение цены

Формула для исчисления эластичности предложения:

Es=(DQs/Qs) : (DP/P) = (DQs/DP) * (P/Qs).

В отличие от эластичности спроса, самым важным фактором эластичности

предложения является фактор времени. Предложение не может измениться

мгновенно в ответ на ценовые сигналы. Ни увеличение, ни снижение цены в

результате действия факторов, вызывающих изменение спроса, не может заставить

производителей резко изменить предложение в короткие временные промежутки.

Лишь по прошествии времени производство постепенно приспосабливается к

рыночным сигналам. Следующие графики иллюстрируют зависимость предложения от

увеличения спроса.

Рисунок 10. Эластичность предложения в мгновенном периоде равна 0 (Es=0).

Увеличение рыночного спроса в мгновенном (кратчайшем) периоде обусловливает

повышение рыночной цены, однако поставщики не могут мгновенно увеличить

предложение. Эластичность предложения при этом равна 0 (Es=0

).

Рисунок 11. Эластичность предложения в коротком периоде принимает

положительные значения.

Рост рыночного спроса в коротком периоде времени, когда можно дополнительно

произвести и поставить на рынок товар, обусловливает одновременное повышение

рыночной цены и увеличение предложения. Эластичность предложения при этом

принимает положительное значения.

Рисунок 12. Эластичность предложения в длительном периоде стремится к

бесконечности (Es=¥).

В длительном периоде времени можно существенно увеличить предложение за счет

расширения производственных мощностей, создания новых производств. Рост спроса

приводит, в конечном счете к соответствующему расширению предложения, но не

вызывает повышения цены. Эластичность предложения при этом стремится к

бесконечности (Es).