5. Эластичность спроса и предложения
Анализ спроса и предложения показывает тесную зависимость между объемом
спроса и предложения и ценой товара. В экономических исследованиях, в
хозяйственной практике возникает вопрос: какова степень зависимости (мера
реакции) предложения и спроса на изменение цены.
Рассмотрим спрос. Насколько чутки потребители к изменению цены? Чтобы
измерять реакцию спроса на изменение цены используют показатель эластичности.
Эластичность спроса по цене (ED ) показывает, на сколько
процентов увеличится спрос, если цена снизится на 1 процент.
процентное изменение объема спроса
ED = ------------------------------------------------------
процентное изменение цены
В математической записи мы получаем при этом следующую формулу для исчисления
эластичности:
ED=(DQ/Q) : (DP/P) = (DQ/DP) * (P/Q), где
Р, Q - первоначальные значения спроса и цены;
DQ - прирост объема спроса;
DР - прирост цены.
Это - основная формула для исчисления так называемой точечной эластичности.
Однако, при значительных колебаниях цены и спроса используют более сложную
формулу для вычисления эластичности:
ED= (DQ/DP) * ((P1 + P2)/ (Q1 + Q2)), где
Q1(P1) - первоначальный объем (цена);
Q2(P2) - измененный объем (цена);
Это - формула дуговой эластичности.
Заметим, что обычно цена и спрос изменяются в противоположном направлении,
поэтому эластичность, как правило, - отрицательная величина. Мы для простоты
будем пренебрегать знаком при определении коэффициента эластичности.
Рассмотрим зависимость изменения величины дохода (общей выручки) от изменения
цены товара.
Пусть TR - валовой доход (общая выручка, совокупные расходы потребителей). По
определению, она равна TR= P * Q.
Пусть имеются некоторые сведения о величине спроса на товар. Вычислим для
каждой точки кривой спроса величину дуговой эластичности и валовой выручки
(дохода).
Таблица H. Эластичность спроса по цене
| Цена | Объем спроса | Эластичность спроса | Величина дохода |
А | 5 | 3 |
| 15 |
B | 4 | 6 | 3 | 24 |
C | 3 | 9 | 1,4 | 27 |
D | 2 | 12 | 0,71 | 24 |
E | 1 | 16 | 0,43 | 16 |
Рисунок 9. Валовой доход и эластичность спроса
Из примера видно, что эластичность связана с изменением валового дохода.
Понижение цены на одну и туже величину - одну единицу- обусловливает
различные изменения в величине спроса. Причем, при коэффициенте эластичности,
большем единицы, снижение цены приводит к росту валового дохода, а при
эластичности, меньшей единицы, спрос изменяется в относительно меньшей
степени, что и обусловливает снижение общей выручки.
Выделяют три основные типа эластичности:
1.Эластичный спрос: ED > 1. Увеличение цены обусловливает
снижение выручки и снижение цены обусловливает увеличение расходов покупателей
на данный товар.
2. Неэластичный спрос: ED < 1. Увеличение цены
обусловливает увеличение выручки и наоборот.
3. Единичная эластичность: ED = 1. Изменение цены в ту или
иную сторону вызывает пропорциональное изменение спроса, так что выручка
остается неизменной.
Факторы эластичности спроса:
· Количество заменителей товара. Чем больше заменителей, тем
эластичнее спрос.
· Доля расходов на данный товар в бюджете потребителя. Чем выше
доля расходов на данный товар в бюджете потребителя, тем более эластичен спрос
на него
· Категория товара. На товары первой необходимости спрос
неэластичен. На предметы роскоши спрос эластичен.
· Фактор времени. Спрос тем эластичнее, чем длиннее период
времени для принятия решения о покупке.
В качестве факторов, которые, наряду с ценой, в наибольшей степени влияют на
спрос, можно выделить также доходы потребителей и цены других товаров. В этой
связи выделяют показатель эластичности спроса по доходу:
ED= (DQ/DI) * (I/Q),
где I - доход потребителей.
Довольно часто используют показатель перекрестной эластичности спроса.
Он замеряет влияние изменения спроса на данный товар (допустим, i) в зависимости
от изменения цены другого товара (допустим, j). Формула для исчисления
перекрестной эластичности спроса следующая:
ED = (DQi/DPj) * (Pj/Qi)
Концепция эластичности спроса находит широкое применение в хозяйственной
практике:
· в маркетинговой стратегии фирм, особенно в ценовой политике;
· в антимонопольной политике государства;
· в налоговой политика;
· в государственной политике ценообразования.
Рассмотрим проблему эластичности предложения. Она состоит в определении того,
насколько чутки производители к изменению цены.
Эластичность предложения по цене (Es ) показывает, на сколько
процентов увеличится спрос, если цена снизится на 1 процент.
процентное изменение объема предложения
Es = -----------------------------------------------------------------
процентное изменение цены
Формула для исчисления эластичности предложения:
Es=(DQs/Qs) : (DP/P) = (DQs/DP) * (P/Qs).
В отличие от эластичности спроса, самым важным фактором эластичности
предложения является фактор времени. Предложение не может измениться
мгновенно в ответ на ценовые сигналы. Ни увеличение, ни снижение цены в
результате действия факторов, вызывающих изменение спроса, не может заставить
производителей резко изменить предложение в короткие временные промежутки.
Лишь по прошествии времени производство постепенно приспосабливается к
рыночным сигналам. Следующие графики иллюстрируют зависимость предложения от
увеличения спроса.
Рисунок 10. Эластичность предложения в мгновенном периоде равна 0 (Es=0).
Увеличение рыночного спроса в мгновенном (кратчайшем) периоде обусловливает
повышение рыночной цены, однако поставщики не могут мгновенно увеличить
предложение. Эластичность предложения при этом равна 0 (Es=0
).
Рисунок 11. Эластичность предложения в коротком периоде принимает
положительные значения.
Рост рыночного спроса в коротком периоде времени, когда можно дополнительно
произвести и поставить на рынок товар, обусловливает одновременное повышение
рыночной цены и увеличение предложения. Эластичность предложения при этом
принимает положительное значения.
Рисунок 12. Эластичность предложения в длительном периоде стремится к
бесконечности (Es=¥).
В длительном периоде времени можно существенно увеличить предложение за счет
расширения производственных мощностей, создания новых производств. Рост спроса
приводит, в конечном счете к соответствующему расширению предложения, но не
вызывает повышения цены. Эластичность предложения при этом стремится к
бесконечности (Es=¥).
- Раздел I. Введение в общую экономическую теорию
- Глава 1.
- 1. Основные этапы становления и развития экономической теории
- 2. Главные направления современной экономической мысли
- 3. Краткая характеристика российской экономической мысли
- 4. Предмет и методология
- Глава 2. Экономические системы и экономические ресурсы.
- Глава 3. Собственность и модели организации экономической системы.
- 1. Собственность как экономическая категория и право собственности.
- 2. Формы собственности в современном хозяйстве.
- 3. Приватизация: сущность, цели, этапы, результаты и проблемы.
- Раздел II. Основы рыночной экономики
- Глава 1. Основные черты
- 1. Условия становления, сущность и функции рынка.
- 2. Товар и его свойства
- 3. Деньги: их функции и формы
- 5. Экономическая роль государства в современной рыночной экономике.
- Глава 2. Рыночный механизм. Основы теории спроса и предложения
- 1. Теории стоимости и цены
- 2. Анализ рыночного спроса
- 3. Анализ рыночного предложения
- 4. Формирование рыночной цены. Рыночное равновесие
- 5. Эластичность спроса и предложения
- Раздел III. Микроэкономика
- Глава 1. Микроэкономика как
- 1. Методология и основные понятия микроэкономики
- Глава 2. Поведение потребителей в рыночной экономике
- 1. Принципы рационального поведения потребителя. Потребительские
- 2. Бюджетные ограничения. Изменение покупательной способности
- Глава 3. Фирма в системе рыночных отношений. Организационная
- 1. Фирма как субъект рыночного хозяйства.
- 2. Организационно-правовые формы предпринимательства.
- Глава 4. Теория издержек. Предпринимательский капитал
- 1. Экономический и бухгалтерский подход к определению издержек и
- 2. Постоянные и переменные издержки. Закон убывающей предельной отдачи.
- 3. Средние и предельные издержки производства
- 4. Предпринимательский капитал.
- Глава 5. Оптимальное поведение фирмы в различных моделях рынка
- 1. Равновесие конкурентной фирмы
- 2. Конкурентная фирма наиболее эффективно распределяет ресурсы, применяя их
- 2. Условие максимизации прибыли монополистом
- 3. Социально-экономические последствия монополии. Антимонопольная
- Глава 6. Рынки факторов производства и распределение доходов.
- 1. Спрос на экономические ресурсы
- 2. Рынок труда и заработная плата
- 3. Монополизм на рынке труда. Деятельность профсоюзов в условиях
- Глава 7. Рыночные отношения в аграрном производстве. Земельная рента
- 1. Аграрное производство и аграрные отношения
- 2. Земельная рента: сущность и формы
- Раздел IV. Макроэкономика
- Глава 1. Введение в макроэкономику
- 1. Макроэкономика: понятие, цели и инструменты
- 2. Воспроизводственная и отраслевая структура национальной экономики
- 3. Метод "затраты-выпуск" и модель межотраслевого баланса в анализе
- Глава 2. Национальная экономика: результаты и их измерение. Валовой
- 1. Характеристика основных макроэкономических показателей.
- 2. Структура и измерение валового национального продукта
- 3. Макроэкономические показатели как измерители национальной
- Глава 3. Экономический рост
- 1. Цели, эффективность и качество экономического роста
- 2. Факторы и типы экономического роста
- 3. Основные модели экономического роста
- Глава 4. Макроэкономическое равновесие на рынке благ.
- 1. Совокупный спрос
- 2. Совокупное предложение
- 3. Макроэкономическое равновесие в модели ad -as
- Глава 5. Макроэкономическая нестабильность: экономические циклы
- 1. Экономические циклы
- 2. Безработица: типы, измерение, социально-экономические последствия
- 3. Инфляция: измерение, причины, формы и последствия
- 2) Приводит к чистому росту цен (p1 ® p2) в
- Глава 6. Теоретические основы макроэкономического регулирования
- 1 Классическая и кейнсианская макроэкономические концепции
- 2. Потребление, сбережения, инвестиции
- 3. Кейнсианская модель макроэкономического равновесия и инвестиции. Эффект
- 4. Финансовая политика государства: интерпретация с помощью кейнсианской модели
- Глава 7. Государственные финансы. Бюджетная и налоговая система в условиях
- 1. Государственные финансы: сущность, функции, структура.
- 2. Государственный бюджет. Бюджетная система. Бюджетный федерализм.
- 3. Налоговая система
- Глава 8. Банковская система и денежно-кредитная политика государства
- 1. Кредит в рыночной экономике
- 2. Двухуровневая банковская система: Центральный и коммерческие банки.
- 3. Денежный рынок
- 4. Денежно-кредитная политика: цели и инструменты
- Глава 9. Современные макроэкономические проблемы и концепции
- 1. Кривая Филлипса. Стагфляция
- 2. Современные макроэкономические концепции
- Глава 10. Введение в региональную экономику. Региональная экономическая
- 1. Предмет и задачи курса «Региональная экономика». Территориальное
- 2. Государственное регулирование территориального развития.
- 3. Проблемы совершенствования региональной политики
- Раздел V. Мегаэкономика.
- Глава 1. Интернационализация хозяйственной жизни. Международная
- 1. Интернационализация хозяйственной жизни. Мировое хозяйство.
- 2. Теории международной торговли и торговая политика. Россия в
- 3. Международные валютно-финансовые отношения.
- Раздел I. Введение в общую экономическую теорию...........
- Глава 1. Основные этапы становления и развития экономической теории
- Глава 2. Рыночный механизм. Основы теории спроса и предложения..
- Раздел III.
- Глава 1. Микроэкономика как часть экономической теории......................
- Глава 2. Поведение потребителей в рыночной
- Глава 3. Фирма в системе рыночных отношений. Организационная структура
- Глава 4. Теория издержек. Предпринимательский
- Глава 2. Национальная экономика: результаты и их измерение. Валовой
- Глава 3. Экономический
- Глава 4. Макроэкономическое равновесие на рынке
- Глава 5. Макроэкономическая нестабильность: экономические циклы
- Глава 6. Теоретические основы макроэкономического регулирования рыночной
- Глава 7. Государственные финансы. Бюджетная и налоговая система в условиях
- Глава 8. Банковская система и денежно-кредитная политика государства
- Глава 9. Современные макроэкономические проблемы и концепции..
- Глава 10. Введение в региональную экономику. Региональная экономическая
- Раздел V.
- Глава 1. Интернационализация хозяйственной жизни. Международная торговля.