logo
Лекции по экономтеории просто

1. Условия становления, сущность и функции рынка.

Рынок - одна из основных категорий в экономической теории. Вместе с тем

существуют многообразные и зачастую противоречивые трактовки этого понятия

как в теории, так и на практике. Эти расхождения чаще всего связаны с

применением термина “рынок” к различным явлениям и сферам экономики.

Первоначально рынок рассматривался как базар, место розничной торговли,

рыночная площадь.

Сегодня характерно понимание термина «рынок» как - форма обмена,

осуществляемого на основе свободной купли - продажи товаров и услуг.

В конце 80-х - начале 90-х годов в России термином “рынок” стали обозначать

экономическую систему, основанную на преобладании негосударственных форм

собственности, координация хозяйственных связей в которой осуществляется на

основе рыночного механизма. Это понятие (“рынок”) заместило прежде

общепринятое обозначение таких экономических систем как “капиталистических”.

Рынок - это не только особым образом организованный обмен

товарами, но и целостная экономическая система, представляющая собой

единство воспроизводсвенных сфер: производства, распределения и потребления,

определяемое рыночным обменом.

Чаще всего мы и будем использовать термин "рынок" в таком значении.

Синонимом термина «рынок» в отечественной экономической науке следует

рассматривать категорию товарного производства.

Категория товарного производство рассматривается в нашей экономической теории

как альтернатива натуральному хозяйству, сущностью которого является

производство продукции и услуг для собственного потребления. В условиях

товарного производства (рынка) блага производятся главным образом для обмена

посредством купли-продажи.

Сущность рынка находит свое выражение в главных его экономических функциях.

Функции рынка:

I. Ценообразующая. Рынок устанавливает ценностные эквиваленты для

обмена продуктов, выявляет действительную ценность блага, соизмеряя не только

затраты труда на производство товара, но и полезность последнего.

II. Информационная. Через механизм цен и тарифов рынок постоянно дает

участникам экономических отношений информацию о действительном спросе,

необходимом количестве и ассортименте товаров и услуг, которые поставляются на

рынок. Стихийный рыночный обмен можно сопоставить с гигантским компьютером,

собирающим и перерабатывающим гигантские объемы информации, посылающим

информационные сигналы всем заинтересованным во владении такой информацией.

III.Регулирующая. Рынок регулирует экономические пропорции, согласовывает

структуру результатов производства со структурой общественных потребностей,

балансирует спрос и предложение по объему и структуре.

IV.Стимулирующая. Рынок побуждает к эффективному хозяйствованию.

Заставляет производить и обменивать товары с наименьшими затратами, стимулируя

внедрение достижений НТП в производство и коммерцию. Кроме того, рыночный обмен

стимулирует рациональное, экономичное потребление, заставляет соизмерять

потребности с доходами.

V. Санирующая. Рынок вымывает неконкурентоспособных производителей и

посредников. Рынок - жесткая система, с помощью конкуренции очищающая

общественное производство от неустойчивых, нежизнеспособных фирм, дающая

простор развитию эффективным технологиям и формам хозяйствования. В результате

такого “естественного отбора” повышается средний уровень всего хозяйства.

В предыдущей теме, классифицируя современные хозяйственные системы, мы

определили основные предпосылки функционирования рыночной системы хозяйства,

рынка. Мы выделили такие черты рыночной экономики, как:

· преобладание частной собственности,

· рыночный механизм координации хозяйственных связей,

· свобода предпринимательства,

· суверенитет потребителя,

· много конкурирующих предпринимателей,

· доминирование личного интереса при вступлении в экономические отношения

· формирование цен на основе взаимодействия спроса и предложения,

· формирование доходов на рынках ресурсов,

· ограниченную роль правительства (laissez faire).

Такого рода условия функционирования рыночной экономики считаются общепринятыми,

приводятся во всех учебниках по современной экономической теории. Наряду с

этими условиями необходимо выделить исходные, ключевые параметры, с

необходимостью обусловливающие потребность в рыночном обмене. Это:

· во-первых, общественное разделение труда, возникшее в глубокой

древности. (Первые ступени: отделение земледелия от скотоводства, выделение

ремесла и т.д.) Различные группы производителей занимаются особыми видами

деятельности, производят различные товары и услуги. Специализация дает

повышение эффективности производства, но вместе с тем порождает необходимость в

обмене результатами труда;

· во-вторых, это - обособление собственности. Если бы специализация

осуществлялась в рамках единой собственности, то необходимости в возмездном,

эквивалентном обмене не было. Пример - специализация в рамках домашнего

хозяйства. В то же время различные собственники добровольно обмениваются

произведенными благами только на возмездной основе. Возникновение частной

собственности в глубокой древности с необходимостью обусловило становление

рыночного обмена.

Наряду с основополагающими предпосылками возникновения рыночных отношений для

современного рыночного хозяйства характерно широкое использование средств

производства и применение денег.

Прежде всего, о применении средств и орудий труда, машин, станков, инструментов

и пр. Современные экономические системы - индустриальные, с развитой

производственной базой, производственным аппаратом. Использование средств

производства обусловлено более низкой эффективностью ручного труда. Однако

применение средств производства означает необходимость их производства в

достаточных объемах, что влечет относительное сокращение производства

потребительских товаров (вспомним концепцию производственных возможностей).

Все современные экономические системы характеризуются не только как формы

товарного производства, но и как товарно-денежные хозяйства. Обмен с

использованием денег обладает существенными преимуществами перед бартерным.

Деньги и их функции рассмотрим в следующем вопросе, а пока конкретизируем

понятие товара.