5.5 Виды и методы конкуренции
Под конкурентным поведением понимается совокупность конкретных действий, которые предпринимает субъект бизнеса в отношении своих конкурентов, стремясь реализовать деловые интересы. Можно выделить три основных типа конкурентного поведения предпринимательских фирм:
креативное, приспособленческое (адаптивное) и обеспечивающее (гарантирующее).
Креативное конкурентное поведение состоит в создании новых компонентов деятельности фирмы (новая продукция, улучшенный дизайн, новые технологии производства и сбыта). Данный тип поведения используется, как правило, в инновационном бизнесе.
Приспособленческое конкурентное поведение состоит в копировании новшеств конкурентов с целью модернизации собственного бизнеса. Данный тип поведения используются в разных ситуациях, - к примеру, крупными корпорациями, стремящимися поставить на поток разработанные и успешно апробированные инновации, либо мелкими и средними компаниями, не претендующими на лидерские позиции в избранном виде деятельности.
Обеспечивающее конкурентное поведение состоит в действиях, направленных на сохранение достигнутых предпринимательской фирмой позиций за счет, как правило, нишевой специализации данной фирмы. Указанный тип поведения используется обычно «лидерами узких ниш» - фирмами, не практикующими широкую диверсификацию своей деловой деятельности.
Каждый тип конкурентного поведения предпринимательской фирмы может в различных ситуациях проявляется в разных формах. Наиболее распространенными формами конкурентного поведения являются:
агрессивное, миролюбивое и импульсивное.
Если фирма стремится вытеснить и устранить конкурентов с рынка, то форма поведения имеет агрессивный характер. Такая форма поведения может при определенных условиях распространяться не только на конкурентов, но и на собственных функционеров, а также на потребителей выпускаемых конкурентами товаров. Миролюбивое поведение является полной противоположностью агрессивному. Оно характерно для реализации стратегии кооперации и является типичным для такого явления, как франчайзинг. Импульсивное поведение чаще сего встречается в фирмах с авторитарным стилем управления, в которых управленческие решения в отношении конкурентов принимаются высшими менеджерами без должной проработки и согласования со специалистами.
Инструменты конкурентных коммуникаций предпринимательских фирм содержат и различные методы конкуренции. Как бы ни пытались воздействовать эти участники рынка друг друга, все эти действия находятся во взаимосвязи и взаимодействии.
Различают две группы методов конкуренции: ценовые и неценовые. Если фирма пытается маневрировать ценами на свою продукцию для достижения своих целей, то этот вид конкуренции называется ценовой конкуренцией. К ним относятся: игра на ценах, представление дополнительных услуг при продаже товара, установление скидок постоянным клиентам, ценовой демпинг (установление цены ниже уровня издержек), ценовая спекуляция (установление искусственно завышенных цен.
Если предпринимательская фирма для достижения своих целей не использует маневрирование ценами, то применяемые методы конкуренции называются неценовой конкуренцией. К ним относятся: «конкуренция на ассортименте», «конкуренция на послепродажном сервисе», «конкуренция на разнообразии потребительских свойств товара», «конкуренция на разнообразии услуг, предоставляемых фирмой одновременно».
Контрольные вопросы
Сколько можно выделить основных типов конкурентного поведения?
Какое конкурентное поведение состоит в создании новых компонентов деятельности фирмы (новая продукция, улучшенный дизайн, новые технологии производства и сбыта)? Данный тип поведения используется, как правило, в инновационном бизнесе.
Каждый тип конкурентного поведения предпринимательской фирмы может в различных ситуациях проявляется в разных формах. Сколько можно выделить наиболее распространенных форм конкурентного поведения?
Какая форма конкурентного поведения чаще всего встречается в фирмах с авторитарным стилем управления, в которых управленческие решения в отношении конкурентов принимаются высшими менеджерами без должной проработки и согласования со специалистами?
Инструменты конкурентных коммуникаций предпринимательских фирм содержат и различные методы конкуренции. Сколько различают групп методов конкуренции?
- Система современного бизнеса
- Концепции бизнеса
- Прагматическая концепция бизнеса
- Родовые признаки бизнеса.
- Субъекты бизнеса.
- Деловые интересы в бизнесе
- Особенности наемно-трудового, потребительского, общественно- государственного и частно-государственного бизнеса
- 2.1 Развитие предпринимательства в России.
- 2.2 Организационно-правовые формы предпринимательства
- 2.3 Частное предпринимательство Частный предпринимательский бизнес
- 2.4 Малые предприятия Сущность и критерии определения субъектов малого предпринимательства.
- 2.5 Государственные и муниципальные предприятия
- 2.6 Полные товарищества
- 2.7 Общества с ограниченной ответственностью
- 2.8 Акционерные общества
- 2.9 Некоммерческие организации
- 2.10 Финансово-промышленные группы
- 2.11 Холдинговые компании
- 2.12 Оффшорные предприятия
- 3.1 Организация и регистрация предпринимательской фирмы.
- 3.2 Подготовительный этап создания предпринимательской фирмы
- 3.3 Документы на учреждение предпринимательской фирмы
- 3.4 Устав фирмы
- 3.5 Учредительный договор фирмы
- 3.6 Учредители и участники предпринимательской фирмы
- 3.7 Бизнес-план фирмы
- 4.1 Реорганизация и ликвидация фирмы.
- 4.2 Слияние и поглощение предпринимательских фирм
- Технологии преобразования предпринимательской фирмы
- 4.3 Формы ликвидации фирмы
- 4.4 Понятие банкротства
- 5.1 Конкуренция в системе бизнеса.
- 5.2 Сущность конкуренции.
- 5.3 Конкуренция и монополия
- 5.4 Типы конкурентного поведения фирмы.
- 5.5 Виды и методы конкуренции
- 5.6 Стратегия конкуренции
- 5.7 Антимонопольное регулирование экономики
- 7.1 Менеджмент и маркетинг в системе бизнеса.
- 7.2 Инфраструктура бизнеса
- 7.3 Основные элементы инфраструктуры бизнеса
- 7.4 Товарный рынок.
- 7.5 Товарные посредники
- 7.6 Информационный рынок
- 7.7 Рынок труда
- 7.8 Финансовый рынок
- 7.9 Инвестиционные посредники
- Глоссарий