logo search
Конспект лекций_Основы бизнеса

5.3 Конку­ренция и монополия

В рамках позитивной концепции бизнеса конкуренцию обычно опреде­ляют абстрактно, как некое абсолютно положительное явление, развитие ко­торого осуществляется автоматически, а ее последствия всегда благоприятны. Напротив, в рамках критической концепции бизнеса о конкуренции упоми­нают лишь как об анархическом механизме функционирования и развития экономики, применение которого обусловливает непримиримые противоре­чия в обществе, социальное неравенство, эксплуатацию чужого труда и повсе­местно агрессивные настроения в отношениях между предпринимателями.

В реальной действительности конкуренция между субъектами бизнеса, разворачивающаяся в среде бизнеса, выступает и как противоречивое явле­ние, и как фактор повышения конкурентоспособности каждого из субъектов бизнеса.

Неоднозначная роль конкуренции в экономике была впервые последо­вательно раскрыта великим английским экономистом Адамом Смитом в конце 18 века. Проведенный им анализ природы человека, взаимодействия и взаимосвязи человека и общества был положен в основу формулировки понятия «Homo economics»- «экономический человек». Он считал, что ос­новным стимулом экономической активности человека является частный интерес. Реализовать свой интерес человек может лишь путем взаимообме­на с другими людьми результатами частной экономической деятельности. Преследуя частные интересы, люди объективно удовлетворяют потребно­сти друг друга. Процветание общества возможно только на путях индивиду­ального благополучия.

Основой экономического учения А. Смита был принцип свободой кон­куренции. Он считал, что только при свободном передвижении капитала, то­варов, денег, людей ресурсы общества могут быть использованы оптимально.

Свободная (совершенная) конкуренция, возникла при за­рождении рыночной экономики, когда излишки натуральных хозяйств предъявлялись на рынок в небольшом количестве многими продавцами и им противостояли многие покупатели. Конкуренция называлась свободной потому, что, с одной сто­роны, осуществлялась юридически свободными, вышедшими из-под крепо­стной зависимости субъектами бизнеса, а с другой стороны, она велась при фактическом отсутствии каких-либо правил, общественных и администра­тивных регуляторов конкурентного поведения.

Наиболее характерным для совершенной конкуренции состоянием рын­ка является так называемая полиполия. Полиполия это состояние рынка, диаметрально противоположное монополии. В условиях полиполии ни один из субъектов бизнеса не имеет возможности навязывать свои интересы дру­гим субъектам бизнеса.

Несовершенная конкуренция - это соперничество субъектов бизнеса в условиях успешной реализации от­дельными конкурентами стратегий монополизации, разде­ла ими рынков и возникновения олигополии. Она возник­ла в первой половине двадцатого века как антипод совер­шенной конкуренции.

Данный тип конкуренции характерен для такой орга­низации рыночных отношений, при котором реально мо­гут быть образованы:

Эффективная конкуренция это соперничество субъектов бизнеса в условиях активного включения органов государственной власти и управления в экономику в качестве экономического цент­ра, обеспечивающего каждому из субъектов бизнеса возможности полноценного развития, а также гарантии постоянного воспроизве­дения деловых отношений на всех уровнях организации экономиче­ской среды бизнеса.

Эффективная конкуренция начала формироваться во второй половине двадцатого века и в настоящее время имеет повсеместное распространение в мире. Она отличается от предшествующих типов конкуренции тем, что уча­стие государства в развитии экономики непременно включает меры антимо­нопольного регулирования деловых отношений.

Контрольные вопросы

  1. В рамках какой концепции бизнеса конкуренцию обычно определяют абстрактно, как некое абсолютно положительное явление, развитие которого осуществляется автоматически, а ее последствия всегда благоприятны?

  2. Кем была впервые последовательно раскрыта неоднозначная роль конкуренции в экономике?

  3. Какое состояние рынка является наиболее характерным для совершенной конкуренции?

  4. Соперничество субъектов бизнеса в условиях успешной реализации отдельными конкурентами стратегий монополизации, раздела ими рынков и возникновения олигополии. К какой экономической категории относится данное определение?