logo search
КЭАХД

Анализ поведения затрат и взаимосвязи объема производства, себестоимости и прибыли

Себестоимость продукции является важнейшим обобщающим показателем, представляющим собой результат производственной деятельности. С/с продукции (работ, услуг) представляет собой стоимостную оценку используемых в процессе производства продукции ресурсов (трудовых, материальных, основных фондов) и других затрат на ее производство и реализацию. Т.о. с/с продукции – это совокупность затрат живого и овеществленного труда. Основной целью анализа с/с продукции является разработка рекомендаций по оптимизации затрат.

Объекты анализа себестоимости продукции зависят от объема учитываемых затрат и объектов калькулирования:

Основные задачи анализа:

Источники информации для анализа себестоимости продукции: нормативно-плановая документация, данные аналитического и синтетического бухгалтерского учета и отчетности. статистическая отчетность № 5-з «Сведения о затратах на производство и реализацию продукции».

Основными показателями затрат являются суммы затрат (з) и уровень (Уз). Уровень затрат – это затраты на 1 рубль производственной продукции (как правило рассчитывается исходя из объема товарной продукции). Оценку выполнения плана и динамику затрат проводят в разрезе элементов затрат, статей калькуляции, прямых и косвенных и др., по составу и структуре затрат. Пример аналитической таблицы представлен в таблице 3

Таблица 3. Динамика элементов затрат по составу и структуре

Элементы затрат

Прошлый год

Отчетный год

Изменение (+, -) по

сумма, тыс. руб.

удельный вес, %

сумма, тыс. руб.

удельный вес, %

сумме

удельному весу

А

1

2

3

4

5

6

1. Материальные затраты

2. Затраты на оплату труда

3. Затрат на социальные нужды

4. Амортизация

5. Прочие затраты

Итого затрат

Понятие и значение CVP-анализа

Успешное экономическое развитие любого предприятия зависит в первую очередь от руководства и принимаемых им управленческих решений. Ведь любое принимаемое решение, касающееся объема производства и реализации продукции, затрат на производство и цены реализации, так или иначе воздействует на конечный финансовый результат деятельности предприятия.

Одним из современных подходов к учету затрат является система "директ-костинг". Основой данной системы является подразделение затрат на производство и реализацию продукции на постоянные и переменные, планирование и учет себестоимости продукции только в части переменных затрат. Дифференциация затрат при данной системе позволяет определять зависимость между объемом производства, себестоимостью и прибылью. Анализ данной взаимосвязи получил название анализа безубыточности или "затраты – объем – прибыль" (Cost – Volume – Profit; CVP-анализ).

Данный метод является эффективным средством планирования и прогнозирования деятельности предприятия. С его помощью можно найти оптимальные соотношения между переменными и постоянными затратами, ценой и объемом реализации, дать объективную оценку финансовых результатов деятельности предприятия и наметить пути и мероприятия по улучшению работы предприятия. CVP-анализ позволяет определить:

С помощью CVP-анализа обосновываются и другие управленческие решения: выбор вариантов изменения производственной мощности, ассортимента продукции, цены на новое изделие, вариантов оборудования, технологии производства, приобретения комплектующих деталей, оценки эффективности принятия дополнительного заказа и др.

CVP-анализ включает в себя несколько этапов: