Анализ и управление объемом производством и продаж
Анализ объема производства и продаж включает в себя:
-
изучение динамики объемных показателей производства и реализации;
-
анализ выполнения плана производства и реализации продукции;
-
анализ динамики запасов готовой продукции;
-
анализ ассортимента.
Объем производства продукции может измеряться в натуральных единицах измерения ( шт., кг., км), условно-натуральных измерителях (условный автомобиль, усл. тыс. шт.) и иметь стоимостное выражение (тыс. руб.). Обобщающим показателем производства и реализации продукции является стоимостная оценка. Объем производства может быть отражен двумя показателями – это объемом товарной и валовой продукции.
-
Товарная продукция (ТП) - это стоимость всех произведенных товаров и услуг. Объем товарной продукции характеризует масштабы производственной деятельности предприятия. Характеризует объем продукции.
-
Валовая продукция (ВП) - это стоимость всей произведенной продукции и выполненных работ, включая незавершенное производство. Характеризует объем работ.
ВП = ТП + (ОНЗП н.г. – ОНЗП к.г.) |
ВП – валовая продукция,
ТП – товарная продукция,
ОНЗП – остатки незавершенного производства на начало и конец года.
-
Отгруженная продукция (ОП) – это продукция, оформленная и отгруженная покупателю независимо от оплаты.
ОП = ТП + (ОГП н.г. – ОГП к.г.) |
ОГП – остатки готовой продукции на складе на начало и на конец года.
-
Реализованная продукция (РП) – это количество изделий, за которые поступили денежные средства в кассу или на расчетный счет, чеки или векселя.
РП = ОП + (ООП н.г. – ООП к.г. |
РП – реализованная продукция,
ООП – остатки отгруженной, но не оплаченной продукции на начало и на конец года.
Реализованную продукцию можно представить еще как производную объема продукции и цен:
РП = Е Q * Ц |
Е – сумма произведения каждого вида продукции;
Q – объем каждого вида продукции в натуральном выражении;
Ц – цена каждого вида продукции.
Объем реализации продукции может определяться двумя способами:
-
стоимость отгруженных товаров, выполненных работ и оказанных услуг;
-
стоимость оплаченных товаров, работ и услуг.
Анализ производства и реализации продукции начинается с изучения динамики производства и реализации продукции. При этом осуществляется расчет темпов роста производства и реализации (как цепных, так и базисных), а также темпов прироста. С использованием значений показателей объемов производства и реализации по каждому товару и по предприятию в целом рассчитываются следующие показатели:
-
абсолютные отклонения значений последующего периода от значений предшествующего периода;
-
относительные отклонения – как отношение абсолютного отклонения к значению предыдущего периода, в процентах.
Стоимостные показатели объема производства и реализации должны быть приведены в сопоставимый вид. Учет инфляции и нейтрализации изменения цен или «стоимостного» фактора является необходимым условием сопоставимости данных.
Темп роста – отношение значения показателя последующего периода, к значению показателя предыдущего периода ( в %, или в виде коэффициента). Расчеты темпов роста могут осуществляться как на основе постоянной базы сравнения – базисный темп роста ( например, по отношению к показателю на начало периода), так и на переменной основе – цепной темп роста ( когда последовательно сравниваются последующие значения с предыдущими).
Темп прироста – отношение абсолютного прироста к предыдущему значению (в %, или в виде коэф.). Темп прироста можно рассчитать и следующим образом: из темпа роста (в k’) вычитается единица, или из темпа роста (в %) вычитается 100.
Максимальный объем обеспечивает максимальную загрузку производственных факторов.
Оптимальным объемом считается такой объем реализации, который обеспечивает получение максимум прибыли при сложившихся условиях производства в определенном ценовом диапазоне. Задача оптимизации больше теоретическая, чем практическая, однако оптимальный объем при планировании выпуска продукции – ориентир, знание которого необходимо.
Важным этапом анализа производства и реализации продукции является анализ выполнения плана. Анализ степени выполнения плана производиться как для каждого товара, так и по предприятию в целом.
Оперативный анализ производства и реализации продукции осуществляется на основе данных за день, декаду, месяц, квартал нарастающим итогом с начала года. Кроме того, анализ производства и реализации продукции включает в себя и составление товарного баланса.
-
Если предприятие учитывает объём реализации по отгрузке, составляется следующий товарный баланс:
ГП н. + ОП = ОР + ГП к. |
ГП - запасы готовой продукции на начало и конец периода, тыс. руб.;
ОП – объём производства, тыс. руб.;
Ор – объём реализации, тыс. руб.
-
Если предприятие учитывает реализацию по оплате, то баланс будет выглядеть следующим образом:
ГП н. + ОП + ОН = ОР + ГП к. + ОН к. |
ОН – отгруженная, но не оплаченная продукция.
Невыполнение плана реализации продукции может привести к чрезмерному росту запасов готовой продукции, повышению затрат на складирование, охрану и т.д. Отрицательно на деятельность предприятия может сказаться как невыполнение, так и, в некоторых случаях, чрезмерное перевыполнение планируемого объёма производства.
В условиях рыночных отношений особенно важно стало учитывать выполнение договорных обязательств по поставкам продукции. В ходе анализа определяется выполнение плана поставок за месяц и далее нарастающим итогом. Анализ следует проводить как по выполнению договоров на поставку конкретных товаров, так и по предприятию в целом.
k выполнения договорных обязательств находится путём деления разности между плановым объёмом отгрузки по договорным обязательствам и его невыполнением на плановый объём поставок.
k= (План – Пн) / П план |
k – k выполнения договорных обязательств;
План – плановый объём поставок, тыс. руб.;
Пн – недопоставка продукции, тыс. руб.
- Предмет, методы экономического анализа.
- История и перспективы развития экономического анализа в условиях укрепления рыночных отношений и реформировании бухгалтерского учета
- Роль экономического анализа в информационном обеспечении предприятий.
- Система комплексного экономического анализа и поиск резервов повышения эффективности хозяйственной деятельности
- Содержание комплексного управленческого анализа и последовательность его проведения.
- Структура комплексного бизнес-плана и роль анализа в его разработке
- Сметное планирование (бюджетирование) и анализ исполнения смет
- Анализ и управление объемом производством и продаж
- Трендовый анализ реализации продукции
- Обоснование формирования и оценки эффективности ассортиментных программ
- Анализ качества продукции (работ, услуг)
- Общая оценка выполнения плана и динамики выпуска сертифицированной продукции.
- Оценка выполнения плана и динамика новой и модернизированной продукции
- Анализ динамики рекламаций и стоимости зарекламированной продукции.
- Анализ динамики брака продукции
- Анализ кредитоспособности организации
- Сущность спроса, способы его представления. Анализ влияния спроса на финансовые результаты.
- Анализ предпринимательского риска
- Анализ эффективности капитальных вложений
- Анализ эффективности финансовых вложений
- Анализ технико-организационного уровня производства
- Анализ и оценка уровня организации производства и управления
- Анализ нематериальных активов
- Анализ состояния и использования трудовых ресурсов
- Анализ производительности труда
- Анализ состояния и использования материальных ресурсов
- Анализ и управление затратами организации
- Особенности анализа прямых и косвенных, переменных и постоянных затрат
- Методика маржинального анализа
- Анализ поведения затрат и взаимосвязи объема производства, себестоимости и прибыли
- Операционный рычаг и оценка эффекта операционного рычага
- Анализ финансовых результатов организации. Влияние инфляции на финансовый результат
- Анализ рентабельности производства, доходности коммерческой организации.
- Система показателей рентабельности
- Анализ и оценка структуры затрат организации
- Оценка результативности производственно-хозяйственной, финансовой и инвестиционной деятельности
- Анализ распределения и использования прибыли в разных правовых формах коммерческих организациях
- Анализ и оценка состояния и динамики имущества организации
- Оценка финансовой устойчивости организации
- Анализ ликвидности и платежеспобности организации
- Анализ оборачиваемости активов
- Длительность одного оборота:
- Оборачиваемость дебиторской задолженности:
- Период погашения дебиторской задолженности:
- Доля дебиторской задолженности в общем объеме оборотных средств:
- Доля сомнительной задолженности в составе дебиторской задолженности (%):
- K обеспеченности предприятия собственными оборотными средствами:
- K обеспеченности запасов собственными оборотными средствами:
- Анализ кредитоспособности заемщика
- Рентабельность как показатель оценки эффективности хоз.Деят-ти
- Анализ эффективности использования основных средств
- Анализ эффективности использования оборотных активов. Направления улучшения их использования
- Особенности финансового анализа неплатежеспособных организаций
- Анализ банкротств и их последствий
- K текущей ликвидности (ктл):
- K обеспеченности собственными средствами (косс):
- Анализ денежных потоков
- Система финансовых планов организации
- Методы финансового планирования
- Этапы разработки финансовых бюджетов предприятия
- Составление прогнозного баланса
- Методика рейтингового анализа