Анализ поведения затрат и взаимосвязи объема производства, себестоимости и прибыли
Себестоимость продукции является важнейшим обобщающим показателем, представляющим собой результат производственной деятельности. С/с продукции (работ, услуг) представляет собой стоимостную оценку используемых в процессе производства продукции ресурсов (трудовых, материальных, основных фондов) и других затрат на ее производство и реализацию. Т.о. с/с продукции – это совокупность затрат живого и овеществленного труда. Основной целью анализа с/с продукции является разработка рекомендаций по оптимизации затрат.
Объекты анализа себестоимости продукции зависят от объема учитываемых затрат и объектов калькулирования:
-
производственная себестоимость всей товарной продукции;
-
полная себестоимость товарной продукции (себестоимость реализованной продукции);
-
себестоимость единицы продукции (детали, узлы и т.п.);
-
себестоимость заказа, производственного процесса (операций, передела);
-
центры ответственности.
Основные задачи анализа:
-
анализ выполнения плана (сметы, бюджета) затрат на производство;
-
анализ динамики показателей затрат на производство;
-
анализ состава и структуры затрат на производство продукции;
-
анализ затрат на 1 рубль продукции;
-
факторный анализ затрат;
-
выявление резервов ↓ затрат на производство и разработка рекомендации по использованию выявленных резервов.
Источники информации для анализа себестоимости продукции: нормативно-плановая документация, данные аналитического и синтетического бухгалтерского учета и отчетности. статистическая отчетность № 5-з «Сведения о затратах на производство и реализацию продукции».
Основными показателями затрат являются суммы затрат (з) и уровень (Уз). Уровень затрат – это затраты на 1 рубль производственной продукции (как правило рассчитывается исходя из объема товарной продукции). Оценку выполнения плана и динамику затрат проводят в разрезе элементов затрат, статей калькуляции, прямых и косвенных и др., по составу и структуре затрат. Пример аналитической таблицы представлен в таблице 3
Таблица 3. Динамика элементов затрат по составу и структуре
Элементы затрат | Прошлый год | Отчетный год | Изменение (+, -) по | |||||
сумма, тыс. руб. | удельный вес, % | сумма, тыс. руб. | удельный вес, % | сумме | удельному весу | |||
А | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | ||
1. Материальные затраты |
|
|
|
|
|
| ||
2. Затраты на оплату труда |
|
|
|
|
|
| ||
3. Затрат на социальные нужды |
|
|
|
|
|
| ||
4. Амортизация |
|
|
|
|
|
| ||
5. Прочие затраты |
|
|
|
|
|
| ||
Итого затрат |
|
|
|
|
|
|
Понятие и значение CVP-анализа
Успешное экономическое развитие любого предприятия зависит в первую очередь от руководства и принимаемых им управленческих решений. Ведь любое принимаемое решение, касающееся объема производства и реализации продукции, затрат на производство и цены реализации, так или иначе воздействует на конечный финансовый результат деятельности предприятия.
Одним из современных подходов к учету затрат является система "директ-костинг". Основой данной системы является подразделение затрат на производство и реализацию продукции на постоянные и переменные, планирование и учет себестоимости продукции только в части переменных затрат. Дифференциация затрат при данной системе позволяет определять зависимость между объемом производства, себестоимостью и прибылью. Анализ данной взаимосвязи получил название анализа безубыточности или "затраты – объем – прибыль" (Cost – Volume – Profit; CVP-анализ).
Данный метод является эффективным средством планирования и прогнозирования деятельности предприятия. С его помощью можно найти оптимальные соотношения между переменными и постоянными затратами, ценой и объемом реализации, дать объективную оценку финансовых результатов деятельности предприятия и наметить пути и мероприятия по улучшению работы предприятия. CVP-анализ позволяет определить:
-
безубыточный объем продаж (точку безубыточности, порог рентабельности), при котором выручка от реализации продукции равна совокупным затратам, т.е. предприятие не получает ни прибыли, ни убытка;
-
запас финансовой прочности – размер возможного снижения объема реализации продукции, который позволит осуществлять прибыльную деятельность;
-
необходимый объем реализации продукции для получения заданной величины прибыли;
-
критический уровень постоянных затрат при заданном уровне маржинального дохода;
-
критический уровень цены реализации при заданном объеме продаж и уровне переменных и постоянных затрат.
С помощью CVP-анализа обосновываются и другие управленческие решения: выбор вариантов изменения производственной мощности, ассортимента продукции, цены на новое изделие, вариантов оборудования, технологии производства, приобретения комплектующих деталей, оценки эффективности принятия дополнительного заказа и др.
CVP-анализ включает в себя несколько этапов:
-
Сбор, подготовка и обработка исходной информации, необходимой для проведения анализа.
-
Определение суммы постоянных и переменных издержек на производство и реализацию продукции.
-
Расчет величины исследуемых показателей.
-
Сравнительный анализ уровня исследуемых показателей.
-
Факторный анализ изменения уровня исследуемых показателей.
-
Прогнозирование их величины в изменяющейся среде.
-
Проведение расчетов по методике CVP-анализа требует соблюдения ряда условий:
-
необходимость деления издержек на две части - переменные и постоянные;
-
переменные издержки изменяются пропорционально объему производства (реализации) продукции;
-
постоянные издержки не изменяются в пределах релевантного объема производства (реализации) продукции, т.е. в диапазоне деловой активности предприятия, который установлен исходя из производственной мощности предприятия и спроса на продукцию;
-
тождество производства и реализации продукции в рамках рассматриваемого периода времени, т.е. запасы готовой продукции на начало и конец периода существенно не изменяются;
-
эффективность производства, уровень цен на продукцию и потребляемые производственные ресурсы не будут подвергаться существенным колебаниям на протяжении анализируемого периода;
-
пропорциональность поступления выручки объему реализованной продукции.
- Предмет, методы экономического анализа.
- История и перспективы развития экономического анализа в условиях укрепления рыночных отношений и реформировании бухгалтерского учета
- Роль экономического анализа в информационном обеспечении предприятий.
- Система комплексного экономического анализа и поиск резервов повышения эффективности хозяйственной деятельности
- Содержание комплексного управленческого анализа и последовательность его проведения.
- Структура комплексного бизнес-плана и роль анализа в его разработке
- Сметное планирование (бюджетирование) и анализ исполнения смет
- Анализ и управление объемом производством и продаж
- Трендовый анализ реализации продукции
- Обоснование формирования и оценки эффективности ассортиментных программ
- Анализ качества продукции (работ, услуг)
- Общая оценка выполнения плана и динамики выпуска сертифицированной продукции.
- Оценка выполнения плана и динамика новой и модернизированной продукции
- Анализ динамики рекламаций и стоимости зарекламированной продукции.
- Анализ динамики брака продукции
- Анализ кредитоспособности организации
- Сущность спроса, способы его представления. Анализ влияния спроса на финансовые результаты.
- Анализ предпринимательского риска
- Анализ эффективности капитальных вложений
- Анализ эффективности финансовых вложений
- Анализ технико-организационного уровня производства
- Анализ и оценка уровня организации производства и управления
- Анализ нематериальных активов
- Анализ состояния и использования трудовых ресурсов
- Анализ производительности труда
- Анализ состояния и использования материальных ресурсов
- Анализ и управление затратами организации
- Особенности анализа прямых и косвенных, переменных и постоянных затрат
- Методика маржинального анализа
- Анализ поведения затрат и взаимосвязи объема производства, себестоимости и прибыли
- Операционный рычаг и оценка эффекта операционного рычага
- Анализ финансовых результатов организации. Влияние инфляции на финансовый результат
- Анализ рентабельности производства, доходности коммерческой организации.
- Система показателей рентабельности
- Анализ и оценка структуры затрат организации
- Оценка результативности производственно-хозяйственной, финансовой и инвестиционной деятельности
- Анализ распределения и использования прибыли в разных правовых формах коммерческих организациях
- Анализ и оценка состояния и динамики имущества организации
- Оценка финансовой устойчивости организации
- Анализ ликвидности и платежеспобности организации
- Анализ оборачиваемости активов
- Длительность одного оборота:
- Оборачиваемость дебиторской задолженности:
- Период погашения дебиторской задолженности:
- Доля дебиторской задолженности в общем объеме оборотных средств:
- Доля сомнительной задолженности в составе дебиторской задолженности (%):
- K обеспеченности предприятия собственными оборотными средствами:
- K обеспеченности запасов собственными оборотными средствами:
- Анализ кредитоспособности заемщика
- Рентабельность как показатель оценки эффективности хоз.Деят-ти
- Анализ эффективности использования основных средств
- Анализ эффективности использования оборотных активов. Направления улучшения их использования
- Особенности финансового анализа неплатежеспособных организаций
- Анализ банкротств и их последствий
- K текущей ликвидности (ктл):
- K обеспеченности собственными средствами (косс):
- Анализ денежных потоков
- Система финансовых планов организации
- Методы финансового планирования
- Этапы разработки финансовых бюджетов предприятия
- Составление прогнозного баланса
- Методика рейтингового анализа