Система финансовых планов организации
Основным документом финансового планирования выступает финансовый план, представляющий план образования и использования денежных доходов и накоплений хозяйствующих субъектов, отраслей, систем, регионов и государства в целом. Финансовые планы показывают обеспеченность национального хозяйства финансовыми ресурсами.
План и планирование действуют не изолированно, а в составе единого целостного механизма хозяйствования. План, взятый сам по себе и не дополненный соответствующим механизмом реализации, не может быть действенным инструментом управления. Механизм реализации плана - организационные формы управления, система экономических рычагов и стимулов, способы организации оборота ресурсов национального хозяйства, правовой режим хозяйствования.
Система финансовых планов (балансов) включает разные виды планов, которые отличаются широтой охватываемых отношений, а следовательно, объемом планируемых к поступлению и использованию ресурсов. По этому признаку различают первичные и сводные финансовые планы. К первичным относятся фин.планы хозяйствующих субъектов сферы материального производства; планы коммерческих и некоммерческих организаций непроизводственной сферы; сметы государственных учреждений и организаций, расходы которых полностью или в основной части финансируются за счет бюджетных средств. Сводные финансовые планы включают общегосударственные, отраслевые, территориальные. Общегосударственными являются: сводный финансовый баланс государства, государственный бюджет. Система отраслевых (ведомственных) финансовых планов включает: балансы доходов и расходов министерств (ведомств), отраслей материального производства, сводные сметы расходов министерств (ведомств) непроизводственных отраслей, финпланы общественных организаций. К территориальным финансовым планам относятся: сводные финансовые балансы регионов, местные бюджеты, планы общественных организаций на соответствующей территории и т.д.
В зависимости от периода финансовое планирование подразделяется на годовое, среднесрочное (трех-, пятилетнее) и перспективное. В настоящее время на годичный период составляются все названные выше виды планов.
В связи с разбалансированностыо экономики, неопределенностью факторов функционирования хозорганов, вызванных кризисом, пятилетнее и перспективное планирование в переходный рынку период ограничено. Исходя из назначения на пять лет должны разрабатываться сводный финансовый баланс, на трехлетний период производиться расчеты по основным показателям доходов и расходов государственного бюджета.
Сводный финансовый баланс представляет собой финансовую программу общегосударственного прогноза развития на среднесрочный (пятилетний) период. Его составлением занимается Министерство экономики при активном участии Министерства финансов, Министерства госдоходов, Национального банка. В регионах расчеты баланса должны проводить соответствующие региональные органы. В сводном финансовом балансе отражаются состав и источники формирования денежных средств государства, предприятий и организаций других всех форм собственности и их использования на расширенное воспроизводство и общественные нужды (социально-культурные мероприятия, оборону, управление).
Основные показатели доходной части баланса включают: чистый доход, налоги на потребление (НДС, акцизы, таможенные пошлины), амортизационные отчисления, поступления от внешнеторговых операций, налоги и сборы, ресурсы краткосрочного кредитования, источники для долгосрочного кредитования. Важнейшие показатели расходной части: расходы на развитие экономики (финансирование капитальных вложений, затраты на прирост оборотных средств, государственные субвенции), расходы по внешнеэкономическим операциям; отчисления в фонды потребления; расходы на социально-культурные мероприятия; расходы на управление и оборону; прирост краткосрочных кредитных вложений и средств для предоставления долгосрочных кредитов.
Сводный финансовый баланс, таким образом, представляет собой систему финансовых показателей, характеризующих финансовые ресурсы национального хозяйства. Состав показателей, включаемых в сводный финансовый баланс, показывает, что он является инструментом обеспечения сбалансированности материальных и финансовых пропорций плана социально-экономического развития страны. При построении на пятилетний период с разбивкой по годам этот баланс предопределяет масштаб и характер развития финансовых и кредитно-денежных отношений. Сводный финансовый баланс составляется по укрупненным показателям без конкретной привязки их к министерствам и ведомствам. Так, предусмотренная в нем сумма чистого дохода не распределяется по субъектам, то есть по адресам. То же касается и расходов. С помощью данного баланса подготавливается основа для адресного финансового планирования, осуществляемого в процессе составления государственного бюджета и финансовых планов хозяйствующих субъектов.
Важнейшим оперативным финансовым планом является государственный бюджет. Он имеет ряд существенных отличий от сводного финансового баланса. В нем отражаются не все доходы государства, а только их централизуемая часть. В сводном финансовом балансе данные о доходах и расходах государства приводятся в укрупненном виде, в целом по национальному хозяйству, а государственный бюджет имеет высокую степень детализации. В бюджете указаны конкретные наименования платежей в бюджет и их плательщики, назначение и их получатели (см. главу «Государственный бюджет»).
В сфере материального производства финансовые планы называются балансами доходов и расходов. Структура этих планов в основном одинакова как для хозяйствующих субъектов, так и для их объединений и других вышестоящих органов. Классическая форма баланса доходов и расходов включает четыре раздела: Доходы и поступления средств // Расходы и отчисления средств // Платежи в бюджет //Ассигнование из бюджета.
Первые два раздела могут балансироваться разделами, определяющими окончательный результат (сальдо) взаимоотношений хозорганов с бюджетом, то есть третьими и четвертыми разделами. Превышение расходов и отчислений средств над доходами и поступлениями средств финансируется привлечением средств за счет выпуска ценных бумаг за счет полученных кредитов или займов, либо целевыми ассигнованиями из бюджета - государственная субвенция для государственных предприятий. Каждый раздел баланса включает соответствующие показатели.
В первый раздел баланса включаются: чистый доход; амортизационные отчисления, отчисления в ремонтный фонд (резерв); долгосрочные кредиты банков на капитальные вложения; средства фонда накопления, направляемые на финансирование капитальных вложений и других плановых затрат; экономия от снижения себестоимости по строительным монтажным работам; мобилизация внутренних ресурсов в строительстве; выручка от реализации выбывшего имущества; поступления налога на добавленную стоимость и акцизов; средства, поступающие в порядке долевого участия в строительстве; средства от продажи ценных бумаг; прирост оборотных средств; прирост (сокращение) краткосрочных кредитных вложений банков; другие привлеченные средства.
Раздел «Расходы и отчисления средств» отражает: капитальные вложения; убытки по основной деятельности; расходы по уплате процентов за просроченные и отсроченные краткосрочные кредиты и ссуды на восполнение недостатка собственных оборотных средств; отчисления в финансовый резерв и в хозрасчетные фонды.
- Предмет, методы экономического анализа.
- История и перспективы развития экономического анализа в условиях укрепления рыночных отношений и реформировании бухгалтерского учета
- Роль экономического анализа в информационном обеспечении предприятий.
- Система комплексного экономического анализа и поиск резервов повышения эффективности хозяйственной деятельности
- Содержание комплексного управленческого анализа и последовательность его проведения.
- Структура комплексного бизнес-плана и роль анализа в его разработке
- Сметное планирование (бюджетирование) и анализ исполнения смет
- Анализ и управление объемом производством и продаж
- Трендовый анализ реализации продукции
- Обоснование формирования и оценки эффективности ассортиментных программ
- Анализ качества продукции (работ, услуг)
- Общая оценка выполнения плана и динамики выпуска сертифицированной продукции.
- Оценка выполнения плана и динамика новой и модернизированной продукции
- Анализ динамики рекламаций и стоимости зарекламированной продукции.
- Анализ динамики брака продукции
- Анализ кредитоспособности организации
- Сущность спроса, способы его представления. Анализ влияния спроса на финансовые результаты.
- Анализ предпринимательского риска
- Анализ эффективности капитальных вложений
- Анализ эффективности финансовых вложений
- Анализ технико-организационного уровня производства
- Анализ и оценка уровня организации производства и управления
- Анализ нематериальных активов
- Анализ состояния и использования трудовых ресурсов
- Анализ производительности труда
- Анализ состояния и использования материальных ресурсов
- Анализ и управление затратами организации
- Особенности анализа прямых и косвенных, переменных и постоянных затрат
- Методика маржинального анализа
- Анализ поведения затрат и взаимосвязи объема производства, себестоимости и прибыли
- Операционный рычаг и оценка эффекта операционного рычага
- Анализ финансовых результатов организации. Влияние инфляции на финансовый результат
- Анализ рентабельности производства, доходности коммерческой организации.
- Система показателей рентабельности
- Анализ и оценка структуры затрат организации
- Оценка результативности производственно-хозяйственной, финансовой и инвестиционной деятельности
- Анализ распределения и использования прибыли в разных правовых формах коммерческих организациях
- Анализ и оценка состояния и динамики имущества организации
- Оценка финансовой устойчивости организации
- Анализ ликвидности и платежеспобности организации
- Анализ оборачиваемости активов
- Длительность одного оборота:
- Оборачиваемость дебиторской задолженности:
- Период погашения дебиторской задолженности:
- Доля дебиторской задолженности в общем объеме оборотных средств:
- Доля сомнительной задолженности в составе дебиторской задолженности (%):
- K обеспеченности предприятия собственными оборотными средствами:
- K обеспеченности запасов собственными оборотными средствами:
- Анализ кредитоспособности заемщика
- Рентабельность как показатель оценки эффективности хоз.Деят-ти
- Анализ эффективности использования основных средств
- Анализ эффективности использования оборотных активов. Направления улучшения их использования
- Особенности финансового анализа неплатежеспособных организаций
- Анализ банкротств и их последствий
- K текущей ликвидности (ктл):
- K обеспеченности собственными средствами (косс):
- Анализ денежных потоков
- Система финансовых планов организации
- Методы финансового планирования
- Этапы разработки финансовых бюджетов предприятия
- Составление прогнозного баланса
- Методика рейтингового анализа