3. Разгосударствление экономики и приватизация государственной собственности
Становление новой системы экономических отношений осуществляется в процессе разгосударствления национальной экономики, каковой и являлась социалистическая экономика. Разгосударствление может быть осуществлено и при сохранении государст-венной собственности. Существуют 2 модели разгосударствления:
1.Градуалистская модель разгосударствления – достигается продуманными, многооб-
разными и последовательно реализуемыми способами, среди которых наиболее зна-
чимы следующие:
- деколлективизация аграрного сектора путем роспуска народных коммун и
превращения крестьянского двора в первичную производственную ячейку;
- 36 -
- привлечение прямых иностранных инвестиций в процессе проведения поли-
тики экономического зонирования, что, по существу, тождественно импорту
рыночных отношений в страну, и при этом в самом развитом виде, обладаю-
щих огромным демонстрационным эффектом;
- коммерционализация деятельности самих государственных предприятий на
основе разграничения права собственности, которое остается за государством,
и прав хозяйствования (пользование, владение, распоряжение), которыми
наделяются государственные предприятия, постепенно превращающиеся в
подлинных товаропроизводителей;
- с первых лет реформирования снят запрет с частнопредпринимательской
деятельности, что способствует ее бурному развитию.
2. Либеральная модель разгосударствления – кардинально отличается от градуалис-тической:
- снятие запрета с частнопредпринимательской деятельности;
- спонтанная приватизация до начала реформ (через аренду);
- радикальная бесплатная (ваучерная) приватизация;
- денежная приватизация.
Российская экономика к началу реформ не имела возможности идти градуалисти-ческим путем: дефицитный бюджет, падение производства, финансовый и продоволь-ственный кризисы.
Так случилось, что почти в эти же годы приватизация (денежная) была проведена едва ли не во всех развитых странах(80 стран), начиная с Англии: в Англии за 13 лет было продано две трети государственных предприятий; во Франции за 5 лет было приватизировано 15 крупных компаний и т.д.
На основе соответствующих законодательных актов ваучерная приватизация началась в средине 1992 года и закончилась к июлю 1994 года. Было роздано населению 146 млн. безымянных ваучеров, каждый номиналом в 10000 рублей. Приватизация проводилась следующим образом:
- продажа акций АООТ;
- продажа предприятий на аукционах;
- продажа предприятий по коммерческому конкурсу;
- продажа предприятий по некоммерческому конкурсу;
- продажа имущества (активов) ликвидируемых и ликвидированных
предприятий;
- выкуп арендованного имущества.
По способу приватизации предприятия были разбиты на три группы:
- предприятия со среднегодовой численностью занятых до 200 человек и
балансовой стоимостью ОФ на 1.01.92 г. не более 1 млн. руб. подлежали
продаже на аукционах;
- предприятия со среднесписочной численностью занятых свыше 1000 чело-
век и балансовой стоимостью ОФ более 50 млн. руб. на ту же дату подле-
жали акционированию;
- предприятия со среднесписочной численностью занятых от 200 до 1000
человек и балансовой стоимостью ОФ от 1 до 50 млн. руб. на ту же дату
подлежали приватизации любым из указанных способов.
Главные цели приватизации были определены следующим образом:
- формирование широкого слоя частных собственников;
- повышение эффективности деятельности предприятий путем их
приватизации;
- социальная защита населения и развитие объектов социальной
- 37 -
инфраструктуры за счет средств от приватизации;
- содействие стабилизации российской экономики;
- создание конкурентной среды и содействие демонополизации народного
хозяйства;
- привлечение иностранных инвестиций;
- создание условий и организационных структур для расширения масштабов
приватизации.
При акционировании предприятий предусматривались три варианта предоставляе-мых трудовому коллективу льгот. В рамках первого варианта предусматривались следующие льготы:
- всем членам трудового коллектива единовременно и безвозмездно передаются
именные привилегированные акции, составляющие не более 25% уставного капи-
тала, но не более 20 минимальных месячных оплат в расчете на 1 работника;
- обыкновенные акции до 10% уставного капитала, но в общей сумме не превыша-
ющие 6 минимальных месячных оплат труда в расчете на 1 работника, продаются
членам трудового коллектива по подписке со скидкой до 30% их номинальной сто-
имости и представлением рассрочки платежа до 3 лет. Величина первоначального
взноса должна быть не менее 15% номинальной стоимости акций;
- должностным лицам администрации предприятий (директор, заместители, главный
инженер, главный бухгалтер) предоставлялось право приобретения обыкновенных
акций по номинальной стоимости, составляющей на всех лиц в сумме до 5% устав-
ного капитала, но не более 2000 минимальных месячных оплат труда.
Этим вариантом была заложена возможность приобретения инсайдерами, т.е. фабрич-но-заводской администрацией и трудовыми коллективами, до 40% акций АООТ.
В соответствии со вторым вариантом трудовому коллективу предоставлялось право приобретения обыкновенных акций до 51% уставного капитала. Но не предусматривалась безвозмездная передача акций и их продажа на льготных условиях. Право участия в закрытой подписке предоставлялось также работникам предприятий, входящих в единую технологическую цепочку. Этот вариант был избран 70% подлежащих акционирова-нию государственных предприятий.
Третий вариант предоставления льгот трудовому коллективу давал возможность приобретения до 20% обыкновенных акций по номинальной стоимости, но в сумме не более 20 минимальных месячных оплат труда в расчете на каждого члена. При этом варианте создавалась инициативная группа, с которой Госкомимущества заключал дого-вор сроком на один год, по истечении которого и предоставлялось право приобретения акций, если были выполнены предусмотренные им условия.
Решение о выборе второго и третьего вариантов принималось общим собранием трудового коллектива или удостоверялось подписными листами его членов. Число поданных голосов должно было быть не менее 2/3, в противном случае льготы автомати-чески предоставлялись по первому варианту.
При всех вариантах льгот 10% выручки от продажи акций зачислялось на личные лицевые приватизационные счета работников предприятий. Приобретение акции свобод-но обращались.
На аукционах государственные предприятия продавались физическим и юридическим лицам, предложившим наибольшую сумму. При этом 30% от продажной цены перечисля-лось работникам, уволенным с предприятия после 1.01.92 года и зарегистрированным в качестве безработных.
Коммерческий конкурс проводился в виде открытых и закрытых торгов при условии соблюдения потенциальным покупателем:
- сохранение профиля предприятия;
- 38 -
- сохранение назначения объекта;
- сохранение численности рабочих мест;
- финансирование социальной сферы.
При проведении некоммерческого конкурса (инвестиционных торгов) отбор победите-ля осуществлялся по лучшей инвестиционной программе.
Выкуп арендованного имущества составил 30% от сданного в аренду.
Инвестиционные торги и продажа ликвидированных и ликвидируемых предприятий составило около 2% от выставленных объектов.
Полученные населением ваучеры использовались следующим образом:
- при закрытой подписке на акции своих предприятий;
- при участии в чековых аукционах;
- при покупке акций у чековых инвестиционных фондов (ЧИФы);
- около 25% ваучеров поступило в свободную продажу.
На начало июля 1994 года пакет акций приватизированных предприятий распреде-лился следующим образом:
Инсайдеры - трудовой коллектив – 52%;
- фабрично-заводская администрация - 14,2%;
Аутсайдеры - крупные внешние инвесторы – 11,5%;
- мелкие акционеры – 8,2%
Государство - государство – 14,1%.
Как видим – возобладала инсайдерская модель акционирования – самая неэффективная. Эти акционеры не имели средств, а кредиты банков были малодостижимы – передел акций в пользу аутсайдеров оказался неизбежным.
Ваучерная приватизация приватизировала 40% общего числа государственных пред-приятий создав 40 млн. акционеров.
Денежная приватизация осуществлялась путем проведения инвестиционных конкур-сов и специальных денежных аукционов. Так в 1995-1996 годах по инициативе предста-вителей крупного денежного капитала было проведено 12 залоговых аукционов, представ-лявших собой сочетание инвестиционного конкурса и аукциона. Их проведение носило вынужденный характер и было обусловлено крайне тяжелым финансовым положением государства (долги составляли в тот период порядка 70% годового ВВП). Суть залого-вых аукционов состояла в том, что Правительство РФ получало кредит под свой пакет акций сроком до трех лет и под минимальную процентную ставку в 6% годовых. Креди-торы же брали на себя обязательство погасить задолженность предприятий в бюджет и по заработной плате. По истечении срока залога государство либо возвращало кредит, либо выставляло пакет акций на продажу. Ни один кредит не был возвращен и все 12 выстав-ленных на аукционы объектов обрели реальных собственников – олигархов. Так называ-емые олигархи не только обеспечили эффективное функционирование этих предприятий, но и погасили их задолженность по налогам и заработной плате. В эти 12 объектов вхо-дили:
- НК Лукойл - НК Сиданко - НК Сургутнефтегаз - металлургический гигант Норильский никель - НК ЮКОС - АО Мечел и др
- НК Сибнефть
В 1997 году доля трудового коллектива в акциях упала до 15-20%. На исходе 90-х годов принципы приватизации подверглись корректировке:
- отказ от подхода к приватизации преимущественно как средству пополне-
ния доходов государства;
- переход к приватизации по «точечным проектам» с использованием инди-
видуальных стандартных способов продажи;
- 39 -
- развитие процесса приватизации недвижимости, в том числе – земельных
участков под приватизированными предприятиями, что было особенно важ-
но для привлечения инвестиций, осуществления диверсификации производ-
ства, роста эффективности.
Государственной программой приватизации этого периода преследовались следующие цели:
- привлечение инвестиций в производство;
- сокращение бюджетных расходов на управление;
- создание условий для развития рынка недвижимости;
- защита прав собственников и акционеров;
- содействие реализации мероприятий по социальной защите населения.
- Тема 1. Основы теории переходной экономики (2 час)
- Место теории переходной экономики в экономической теории
- Цель и задачи переходной экономики
- 3. Основные черты переходной экономики и закономерности ее развития.
- Особенности переходного периода в постсоциалистических странах
- Переходный период как процесс первоначального накопления капитала
- Тема 2. Предпосылки перехода России к рыночной экономике (2 часа)
- Структура и организация советской экономики.
- Неизбежность кризиса и реформ в рамках социалистического выбора
- Перестройка и распад ссср и сэв
- 4. Кризис и распад ссср и сэв.
- Каковы структура и организация советской экономики
- Неизбежность кризиса и реформ в рамках социалистического выбора
- Влияние перестрой и распада ссср и сэв на экономику России
- Тема 3. Особенности переходной экономики в России
- Влияние глобализации на выбор стратегии национальной экономики
- 2. Формирование рынка: ценовая либерализация и возникновение ценового
- 3. Снятие ограничений на доходы и заработную плату
- 4. Открытие экономики
- 5.Дерегулирование
- Основные структурные и институциональные изменения
- Тема 4. Становление новой финансовой системы (2 часа)
- 5. Рост скорости обращения денег был дополнительным фактором обес-
- 2.Формирование бюджетно-налоговой системы
- Формирование финансово-кредитной системы
- Формирование бюджетно-налоговой системы
- Тема 5. Эволюция отношений собственности (2 часа)
- Собственность как экономическая категория
- Формы собственности и их эволюция
- 3. Разгосударствление экономики и приватизация государственной собственности
- Постприватизационный передел собственности
- Тема 6. Аграрные отношения и аграрная реформа в переходный период
- Сущность и направления аграрной реформы в России
- Институциональные основы реструктуризации агросферы
- Уровень и перспективы государственной поддержки сельского хозяйства в переходной экономике
- Тема 7. Становление предпринимательства и формирование конкурентной среды
- 1. Современные теории предпринимательства
- 2.Функции и характеристики предпринимательства
- Риск в предпринимательской деятельности
- Организационно-правовые формы предпринимательской деятельности в
- Совместное предпринимательство (партнерство):
- Формирование конкурентной среды
- Тема 8. Формирование рынка факторов производства
- Формирование институтов рынка труда в переходной экономике: проблемы и противоречия
- Государственная политика на рынке труда
- Особенности рынка капитала
- Формирование институтов рынка капитала в переходной экономике
- Фактор риска, влияющий на ставку процента
- Тема 9. Роль и функции государства в переходной экономике
- Степень участия государства в переходной экономике
- Экономические:
- 2. Инструменты государственного регулирования
- 3. Изменение пропорций и структуры экономики
- Формирование социальной среды
- Тема 10. Новый этап реформ в России
- Экономический рост 2000-2007 годы: основные этапы, факторы и закономер-
- Бюджетная политика и состояние финансовой системы. Финансовый феде-рализм
- Содержание и следствие налоговой реформы
- Реформа жкх в 2003 – 2007 годах
- Вопрос 100% оплаты занял 10 лет и завершился в 2005 году, когда был утвержден федеральный стандарт предельной стоимости жилищно-коммунальных услуг
- Пенсионная реформа
- Тема 11. Внешнеэкономическая политика России
- Роль и основные методы государственного регулирования внешнеэкономических связей
- Современный механизм управления вэс рф
- Направления совершенствования системы государственного регулирования вэд
- Тема 12. Россия и международные организации, экономическая интеграция
- Всемирная торговая организация (вто)
- Экономические финансовые организации стран снг
- 1. Международные экономические и финансовые организации
- 2. Всемирная торговая организация (вто)
- 3. Экономические и финансовые организации стран снг