logo search
Экономическая география и регионалистика, лекци

3. География отраслей машиностроительного комплекса

В учебниках по географии промышленности издававшихся в советский период машиностроению по праву отводилась большая часть текста. Комплекс рассматривался в качестве ведущего. И действительно, в структуре промышленного производств на него приходилось более 30 %. За годы рыночных преобразований ситуация изменилась кардинальным образом и в худшую сторону. На машиностроение приходится около 15 % производимой продукции, многие производства в его составе или деградировали или утрачены. Еще сохранились основные производственные фонды заводов, но в ряде случаев нет экономически значимых объемов выпуска продукции (эту ситуацию мы образно называем «пустая география»). Яркий пример «пустой географии» - ситуация в отечественном производстве гражданских самолетов. Так в 2000 году всеми (!) авиационными заводами страны было выпущено 3 гражданских авиалайнера. И это при том, что в СССР их ежегодно производилось не менее 150. При всем том, что в последние годы предпринимались попытки улучшить ситуацию, объемы производства в большинстве отраслей сокращаются так быстро, что географы не успевают отслеживать происходящие сдвиги в размещении производства. Постепенно структура мощностей отечественных заводов приходит в соответствие с реальным платежеспособным спросом на их не всегда качественную продукцию. В этой связи, при отсутствии грамотной политики, можно ожидать исчезновения с экономической карты страны многих предприятий, а возможно и целых отраслей.

Одна сторона медали отечественного машиностроения представлена предприятиями гражданского профиля, другая – предприятиями ОПК (оборонно-промышленного комплекса). Факторы и тенденции их развития, географическое размещение, рассмотрены ниже.