logo
Экономическая география и регионалистика, лекци

Территориальные уровни транспортных систем России

Уровень иерархии транспортной системы (ТС)

Размер территории

(тыс. км2)

Общая длина путей сообщения (тыс. км)

Основные виды транспорта

ТС страны

17 000

> 1000

Железнодорожный, воздушный,

трубопроводный, морской

Макрорегиональные ТС (экономических районов)

300 –

6 000

50 – 150

Железнодорожный, воздушный,

автомобильный,

трубопроводный,

внутренний водный

Региональные ТС

1 – 3 000

0,1 – 30

Железнодорожный, автомобильный,

внутренний водный

Локальные ТС

2 – 500

0 – 15

Железнодорожный, автомобильный

Местные ТС

0,5 – 250

0 – 3

Автомобильный

Основными характеристиками территории, влияющими на пространственную организацию транспортных систем, являются система расселения, уровень освоенности территории (в первую очередь уровень сельскохозяйственной освоенности), экономико-географическое положение.

50% территории России имеет либо низкий уровень транспортной освоенности, либо не имеют круглогодичного сухопутного транспорта вообще. Максимальна доля таких территорий в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке, северные районы которых почти не освоены в промышленном и сельскохозяйственном отношении. Наиболее обеспечены транспортом Центрально-Черноземный, Центральный и Северо-Кавказский экономические районы с высоким уровнем промышленного и сельскохозяйственного освоения.

В целом уровень транспортной освоенности территории уменьшается по направлениям запад – восток (в масштабе всей страны), центр – периферия (в ее Европейской части) и юг – север (в Азиатской части).

При выявлении закономерностей пространственной организации локальных транспортных систем использованы несколько основных показателей. В первую очередь это показатель плотности (густоты) автодорожной сети . Второй показатель – плотность автодорожной сети, рассчитанная с учетом численности сельского населения по формуле Энгеля: .

Из табл. 72 видно, что только 5% территории страны имеет высокий уровень транспортной освоенности территории.

Таблица 72

Уровни транспортной освоенности территории России

Экономический район

Уровень транспортной освоенности территории

Высокий

Средний

Низкий

Без сухопутных путей сообщения

Центральный

58,5%

41,5%

Северный

69,7%

24,6%

5,7%

Северо-Западный

31,1%

68,9%

Волго-Вятский

31,3%

68,7%

Уральский

10,3%

89,7%

Центрально-Черноземный

74,9%

25,1%

Северо-Кавказский

46,8%

53,2%

Поволжский

6,3%

93,7%

Западно-Сибирский

74,7%

25,3%

Восточно-Сибирский

37,5%

20,0%

42,5%

Дальневосточный

21,5%

34,4%

44,1%

Россия в целом

4,9%

45,1%

23,5%

26,5%

1 В России после 1970 г. было построено только 2 НПЗ, и в настоящее время российская нефтяная промышленность располагает в основном заводами с изношенным оборудованием, нуждающимся в большой реконструкции. Из 27 НПЗ, расположенных на территории России, 9 было пущено в эксплуатацию до Второй Мировой войны, ещё 5 заводов построены до 1950 г., ещё 10 заводов – до 1960 г. включительно. Таким образом, более 20  нефтеперерабатывающих заводов из 27 функционируют более 50 лет и требуют обновления.

1 Запрессованный хлопок-волокно перевозить выгоднее, чем ткани и другие изделия полученные из него