logo
Экономическая география и регионалистика, лекци

Группы отраслей пищевой промышленности с различными ведущими факторами размещения предприятий

Ведущие факторы размещения отраслей пищевой промышленности:

сырьевой

потребительский

сырьевой и потребительский

Рыбоперерабатывающая

Сахаропесочная

Масложировая

Спиртовая

Винодельческая

Чайная

Консервная

Крахмало-паточная

Маслодельная

Сыроваренная

Молочно-консервная

Хлебопекарная

Макаронная

Кондитерская

Сахарорафинадная

Чаеразвесочная

Пивоваренная

Ликёроводочная

Безалкогольных напитков

Табачная

Мясоперерабатывающая

Молокоперерабатывающая

Мукомольно-крупяная

В развитии отрасли наблюдается так называемая историческая унаследованность. Например, Троицк и Верхнеуральск – центры уездов, уже в дореволюционный период выделялись значительным развитием отраслей, перерабатывающих сельскохозяйственное сырьё, Челябинск – с конца 19 в. выдвинулся в ряд крупнейших центров мукомолья и сохраняет за собой эту характеристику, большинство современных спиртовых и ликёроводочных заводов области основаны во второй половине 19 в. и т.д. Другая не менее важная черта, оформившаяся в советский период – административная приуроченность предприятий, т.е. преимущественное их размещение, особенно крупных перерабатывающих мощностей, в социально-хозяйственных административных центрах. Причём, чем больше центр, тем более мощно, как правило, представлена в нём пищевая индустрия. Для России в целом характерен сдвиг перерабатывающих мощностей к крупным городам и их пригородным зонам. Сложившаяся география размещения отрасли в последние годы претерпевает кардинальные изменения: наблюдается явление деконцентрации (рассредоточения) её производственных мощностей. Особенно ярко это видно на примере тех отраслей, продукция которых более всего востребована: хлебопекарной, молочной и мясоперерабатывающей. Как в городах, так и в сельской местности, что особенно важно, появились десятки перерабатывающих цехов, чутко реагирующих на рыночную коньюктуру и составляющих конкуренцию крупным комбинатам и заводам. Явление это вполне закономерно и обозначившаяся тенденция, несомненно, сохранится в перспективе до тех пор, пока не будет достигнуто определённое равновесие на рынке продовольствия между спросом и предложением. Ещё одна особенность – наличие крупных внутриотраслевых и межотраслевых объединений в пищевой промышленности (например, «Макфа» - 30 % российского производства макаронных изделий), призванных координировать работу отдельных предприятий, формировать цепочки «сырьевая база – переработка сырья – торговля готовой продукцией». Тесное сопряжение размещения предприятий пищевой промышленности с географией размещения населения, отражает только один принцип оптимизации её территориальной организации. Другой, не менее значимый принцип, заключается в устранении региональных диспропорций между производством отдельных сельскохозяйственных продуктов и мощностями по их переработке, длительному хранению без потери качества и др.

Рис. 33. Пример тяготения перерабатывающих мощностей к источникам сырья

В отечественных учебниках стыдливо замалчивается тот факт, что по объемам производства, чистой прибыли и рентабельности производства у нас на первых ролях предприятия, выпускающие алкогольную продукцию и пиво. На это следует обращать внимание.

По выпуску алкоголя традиционно лидируют такие регионы как: Московская область, Кабардино-Балкария, Северная Осетия. До 40 % рынка занимает так называемая «палёнка» - некачественная продукция, от употребления которой ежегодная смертность превышает 80 тыс. чел. Её производят не только на нелегальных кустарных «заводах» (по некоторым данным их общее число превышает 1 600!), но и на государственных предприятиях.

Темпы развития пивоваренной промышленности таковы, что если в 1990 году общий объем выпуска составлял только 336 млн. декалитров, то в 2008 году было произведено уже 838 млн. декалитров. Важная географическая деталь: большую часть пивоваренного солода Россия импортирует из Германии и некоторых других стран. Отечественное сельское хозяйство пока не в состоянии вырастить качественный ячмень.