logo
Экономическая география и регионалистика, лекци

Развитие и размещение лесозаготовительной промышленности

Для отрасли характерен площадной, дисперсный характер размещения. Её работа носит сезонный характер: большая часть леса заготавливается зимой и вывозится по зимникам. Рубки носят выборочный характер, что приводит к быстрому истощению легкодоступных запасов деловой древесины. Самые привлекательные участки для рубок – с хорошей транспортной инфраструктурой, т.е. вокруг городов, что недопустимо с точки зрения экологии, но имеет место быть. По экспертным оценкам 40 % рубок леса в стране – «теневые».

В советский период кубометр сосны, срок вызревания которой 120 лет, стоил 1,7 рубля. Получалось, что за год дерево прирастало на 1,4 копейки. «Бесплатность» породила варварское, бесхозяйственное отношение к лесу и не позволяла окупать огромные затраты на лесовозобновление, тормозила процесс внедрения современных технологий. Все это сформировало истощительную систему лесопользования в стране. Главным в лесозаготовке должен стать принцип расширенного воспроизводства лесных ресурсов, а не получения капитализированной ренты.

По интенсивности освоения леса страны подразделяются (с 1938 года) на три функциональные группы или категории. В лесах первой группы промышленные рубки запрещены. Во всех районах России расчетная лесосека недоиспользуется. Например, в 2007 году расчетная лесосека по Сибирскому федеральному округу была определена в 206 млн. м3 , а реально использовали – только 34 (16, 5 % от возможной).

Наибольшие объемы лесозаготовок осуществляются в пределах лесоизбыточных и лесодостаточных ареалов на Европейском Севере – 40 % от общего объема (Архангельская область, Коми, Карелия), в Сибири (25 %), на Дальнем Востоке (10 %) и Урале (10 %). Причем подавляющая часть рубок сконцентрирована в поясах, непосредственно прилежащих к сплавным рекам и лесовозным дорогам (принцип транспортного тяготения).

Важная особенность территориальной организации лесозаготовок последнего десятилетия: «привязка» основных объемов рубок к лесным районам с благоприятным транспортно-географическим положением для экспорта и ареалам, тяготеющим к целлюлозно-бумажным комбинатам.

Во многих развитых странах уже давно перешли на принцип стационарных лесозаготовок (за счет искусственных лесопосадок, создания «лесных плантаций» из быстро растущих пород и др.). Это позволяет «стабилизировать» географию отрасли и не увеличивать транспортное плечо перевозок лесных материалов. Если до революции, средний радиус перевозок лесных грузов в стране не превышал 400 км, то в настоящее время – более 1 500 км. Логистика была, есть и будет узким местом отечественной промышленности.

Просчеты в стратегии развития лесозаготовительной отрасли были допущены еще 1930-е годы, когда была внедрена практика создания временных лесозаготовительных поселков с рабочими заключенными. Лес можно и нужно рубить на одной и той же территории, а не мигрировать за ним на все новые и новые ареалы, оставляя за собой пустыню. Для этого первостепенное внимание следует уделять лесовосстановительным работам.

Заметим, что вовсе не обязательно наращивать объемы лесозаготовок в стране: достаточно повысить эффективность использования того, что есть. По экспертным оценкам менее 50 % заготавливаемого в России древесного сырья превращается в конечную продукцию. Все остальное теряется на разных стадиях транспортировки, переработки …

С точки зрения территориальной организации элементарными структурными ячейками лесозаготовительной отрасли являются лесозаготовительные поселки («срок жизни» 20 – 30 лет) и тяготеющие к ним лесопокрытые земли в радиусе 10 – 30 км. Например, по территории Карелии рассредоточено около 30 лесозаготовительных предприятий и более сотни лесозаготовительных поселков входящих в холдинг «Кареллеспром». В пределах эксплуатируемой лесной площади (лесосека) в «точке» непосредственной валки леса располагается верхний склад. Нижний склад размещается в начальной «точке» транспортировки леса к потребителю.

Существующая сеть лесовозных дорог огромная по протяженности – 592 000 км! Но по плотности лесовозных дорог Россия находится на одном из последних мест в мире. При норме 1 км на 100 га у нас только 0,08 км на 100 га. Это препятствует развитию отрасли, формирует ее иррациональную географию: вырубаются легкодоступные леса, а в глубинных районах лес фактически гниет на корню. В Карелии, к примеру, уже весьма ощутим дефицит так называемого экономически целесообразного (с точки зрения возможности транспортировки заготовленного сырья) леса.

На российском лесе хорошо зарабатывают Финляндия и КНР. Вдоль границ с Россией в этих странах работают десятки, а в случае с Китаем сотни предприятий по переработке отечественного кругляка. Согласно решению российского правительства были повышены экспортные пошлины на вывозимый лес с 4 евро за кубометр в 2006 году до 50 евро (с 1 января 2009 года). По-видимому, это приведет к существенным сдвигам в размещении перерабатывающих мощностей.