Военное судостроение и бронетанковая промышленность
Военное судостроение трудно отделить от гражданского, поскольку до последнего времени большинство российских судоверфей работало на оборону. Самым крупным центром судостроения со времен Петра I является Санкт-Петербург, где находится около 40 предприятий этой отрасли. Здесь строились почти все виды кораблей.
Атомные подводные лодки ранее выпускались в Нижнем Новгороде, Северодвинске и Комсомольске-на-Амуре. В настоящее время их производство сохраняется лишь в Северодвинске. В стране создана уникальная научно-производственная база подводного кораблестроения. Отечественными конструкторами разработано свыше 300 проектов подводных лодок, из которых более половины реализовано в металле. Россия - лидер мирового экспорта подводных лодок, которые поставлялись флотам 14 стран. Отечественным лодкам принадлежат рекорды скорости хода (до 50 узлов в час) и глубины погружения (до 1 000 метров). Только в России была освоена постройка подводных лодок из титановых сплавов. Первая отечественная АПЛ проекта 627 построена в 1958 году,
Другие центры военного судостроения – ряд городов на реках, где производят небольшие суда (Ярославль, Рыбинск, Зеленодольск и др.)
К настоящему времени в составе Объединенной судостроительной корпорации России выделяются региональные субхолдинги:
1. Северный центр судостроения (Северодвинск).
2. Западный центр судостроения (Санкт-Петербург и Калининград).
3. Дальневосточный центр судостроения (Владивосток).
4. Южный центр судостроения (планируется).
В Северодвинске (Архангельская обл.) функционирует четыре предприятия военного и гражданского судостроения («Северное машиностроительное предприятие» - крупнейший мировой центр строительства атомных подводных крейсеров (АПК); центр судоремонта «Звездочка», СПО «Арктика», ОАО «Северный рейд»).
Современные технологии позволяют создавать фрегаты по технологии «стелс» из углепластика: они поглощают или частично проводят через себя радиоволны, и это обеспечивает невидимость от радаров. Такие корабли начали строить на «Северной верфи» в Санкт-Петербурге.
Бронетанковая промышленность. До революции, несмотря на наличие нескольких оригинальных проектов, танки в России не производились (были построены лишь два опытных экземпляра). На базе отечественных и главным образом иностранных автомобилей Ижорским, Путиловским и Обуховским заводами в ведущем узле машиностроения страны – петроградском – собирались бронеавтомобили. Во время гражданской войны продолжалось производство бронеавтомобилей, в том числе полугусеничных. Первая небольшая серия легких танков была построена на Сормовском заводе в Нижнем Новгороде в 1920 году. В качестве образца был использован французский трофейный танк. В результате развития концепции первого советского танка на ленинградском заводе "Большевик" (Обуховский завод) в 1927-1931 гг. была выпущена первая крупная серия легких танков МС-1, а в Харькове, ведущем промышленном узле Украины, на Харьковском паровозостроительном заводе имени Коминтерна (ХПЗ) в 1930 г. организовано производство небольшой серии средних танков Т-24.
В годы Великой Отечественной войны резко расширилась география отечественного танкостроения, особенно на территорию Урала и Поволжья. Нашедшие наиболее широкое применение на войне танки Т-34 производились на заводе "Красное Сормово" в Горьком, а также на Сталинградском тракторном заводе (СТЗ) и в Нижнем Тагиле "Уралвагонзавод". Московский завод имени Орджоникидзе был эвакуирован в Свердловск, Ленинградский Кировский завод – в Челябинск, а Ленинградский завод имени Ворошилова – в Омск и Барнаул. Там и шло основное производство бронетехники.
В послевоенные годы вплоть до конца 80-х гг. продолжалось массовое производство бронетехники. Основными центрами танкостроения оставались Нижний Тагил, Омск, Харьков, Ленинград, Челябинск.
Бронетанковая промышленность была одной из самых развитых отраслей военно-промышленного комплекса СССР. За последний период на заводах бывшего СССР было произведено 100 тысяч танков. Из четырех российских заводов танки сейчас производятся лишь на двух - в Нижнем Тагиле и Омске, а заводы Санкт-Петербурга и Челябинска перепрофилируются. Бронетранспортеры (БТР) выпускают в Арзамасе, а боевые машины пехоты (БМП) – в Кургане.
- Часть III. География важнейших отраслей российской экономики
- География отраслей топливно-энергетического комплекса
- Развитие и размещение угольной промышленности
- Развитие и размещение нефтяной промышленности
- Добыча нефти и конденсата по регионам Российской Федерации в 2008 году
- Развитие и размещение газовой промышленности
- Динамика добычи газа в Российской Федерации, млрд. М3
- Уровень цен на газ на регулируемых зональных рынках России (пример 2004 года)
- Общая характеристика электроэнергетики
- Развитие и размещение традиционной электроэнергетики
- Развитие и размещение альтернативной электроэнергетики
- 2. География отраслей металлургического комплекса
- Место России на международном рынке
- Развитие и размещение черной металлургии
- Динамика производства продукции черной металлургии в Российской Федерации, млн. Тонн
- Развитие и размещение цветной металлургии
- Предприятия медной промышленности России
- Распределение разведанных запасов олова по регионам России, %
- Средняя себестоимость добычи золота по основным странам продуцентам в 2005 году, долл./ унц.
- Основные объекты компании «Алмазы России – Саха»
- 3. География отраслей машиностроительного комплекса
- Общая характеристика гражданского машиностроения
- Производство некоторых видов машиностроительной продукции в Российской Федерации, тыс. Штук
- Развитие и размещение автомобильной промышленности
- Судостроение
- Железнодорожное машиностроение
- Авиакосмическая промышленность
- Микроэлектроника
- Развитие и размещение станкостроения
- 4. География оборонно-промышленного комплекса
- Ядерный оружейный комплекс
- 1. Добыча урановой руды и изготовление уранового концентрата.
- Авиационная и ракетно-космическая промышленность
- Военное судостроение и бронетанковая промышленность
- Промышленность обычных вооружений
- 5. География отраслей химического комплекса
- Развитие и размещение отраслей основной химии
- Производство азотных удобрений на предприятиях России
- Производство фосфорных удобрений в Российской Федерации
- Производство минеральных удобрений в России по видам
- Развитие и размещение химии полимерных материалов
- Производство основных видов полимеров в России в 2008 году, тыс. Тонн
- Центры производства синтетического каучука, технического углерода и шин в России
- 6. География лесного комплекса
- Лесные ресурсы России
- Размещение лесных ресурсов по районам России
- Развитие и размещение лесозаготовительной промышленности
- Развитие и размещение деревообрабатывающей промышленности
- Развитие и размещение целлюлозно-бумажной промышленности
- Некоторые характеристики лесного комплекса России и Финляндии
- 7. География перерабатывающих отраслей апк
- Развитие и размещение легкой промышленности
- Производство тканей по видам в Российской империи и России, млн. М 2
- Развитие и размещение пищевой промышленности
- Группы отраслей пищевой промышленности с различными ведущими факторами размещения предприятий
- 8. География сельского хозяйства
- 9. География транспорта
- Территориальные уровни транспортных систем России