logo
Экономическая география и регионалистика, лекци

Развитие и размещение станкостроения

Данная отрасль - основа технологической базы промышленности – находится на грани исчезновения в России.

Если в 1980 году в стране выпускалось 118 тыс. станков, то в 2008 году только 4,8 тыс. Объемы производства сократились почти в 25 раз! Произошло географическое сжатие объемов производства до минимальных размеров и в немногочисленных центрах: Стерлитамак, Киров, Ижевск, Рязань, Сасово, Тула, Нижний Новгород, Астрахань, Владимир, Воткинск, Челябинск, Москва и некоторые другие.

Сохранившиеся мощности загружены менее чем на 10 %. При таких масштабах производства заводы работают на грани рентабельности. И это при том, что имеющийся парк станков в стране из 1,5 млн. штук физически изношен более чем на 75 %.Если в Германии доля станков с ЧПУ составляет 50 %, то у нас только 5 %. Утрату отечественного станкостроения пришлось компенсировать импортом металлорежущих станков. В России в 2000 г. он составил (за вычетом экспорта) 15,6 тыс. штук, в 2004 г. 190 тыс., а в 2006 г. 315 тыс. штук. Это означает, что на рынке РФ станки отечественного производства практически полностью вытеснены импортными.

Особенности географии других отраслей гражданского машиностроения представим конспективно в виде перечня основных центров производства:

Тяжёлое машиностроение

Многопрофильное: Екатеринбург, Санкт-Петербург.

Паровые котлы: Подольск, Белгород, Таганрог, Барнаул.

Производство оборудования для атомных электростанций: Волгодонск, Колпино.

Тяжёлые экскаваторы: Красноярск.

Горнопроходческие комбайны: Копейск.

Башенные краны: Нязепетровск.

Автомобилестроение

Троллейбусы: Энгельс, Уфа.

Мотоциклы: Ижевск, Ирбит.

Железнодорожное машиностроение

Тепловозы:

а) магистральные: Коломна;

б) маневрово-промышленные: Брянск, Людиново, Муром, Калуга.

Электровозы: Новочеркасск.

Пассажирские вагоны: Торжок, Тверь.

Пригородные электропоезда: Демихово.

Вагоны для метро: Мытищи, Санкт-Петербург.

Грузовые вагоны и платформы: Нижний Тагил, Новоалтайск, Калининград.

Контейнеры: Абакан.

Трамваи: Усть-Катав, Екатеринбург.

Железнодорожные краны – путеукладчики: Киров.

Судостроение

Речное: Санкт-Петербург, Астрахань, Тюмень, Тобольск, Волгоград, Нижний Новгород, Пермь, Благовещенск, Зеленодольск.

Морское: Санкт-Петербург, Выборг, Калининград, Мурманск, Владивосток

Электронное машиностроение

Москва, Зеленоград, Черноголовка, Сергиев Посад, Александров, Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Челябинск.

Авиационное машиностроение

Авиационные двигатели: Москва, Калуга, Рыбинск, Воронеж, Самара, Пермь, Уфа, Омск, Санкт-Петербург.

Самолётостроение: Москва (Ил-96-300, Ил-114, Ту-204, Ту-334, Як-42М), Смоленск (Як-42), Воронеж (Ил-96-300), Таганрог (Ту-334, гидросамолёты), Казань (Ил-62), Ульяновск (Ту-204, Ан-124), Самара (Ту-154, Ан-70), Саратов (Як-42), Омск (Ан-74), Новосибирск (Ан-38), Нижний Новгород (МиГ-31), Иркутск (Су-30), Комсомольск-на-Амуре (Су-27).

Тракторостроение

Липецк, Челябинск, Волгоград, Санкт-Петербург, Владимир, Рубцовск, Чебоксары (промышленные трактора),

Петрозаводск (трелёвочные трактора).

Производство комбайнов

Зерноуборочных: Ростов-на-Дону, Таганрог, Красноярск.

Картофелеуборочных: Рязань, Тула.

Льноуборочных: Бежецк.

Кормоуборочных: Люберцы, Екатеринбург.

Рисоуборочных машин: Краснодар.

Производство часов и приборов времени

Чистополь, Углич