logo search
Конспект лекций_Основы бизнеса

3.2 Подго­товительный этап создания предпринимательской фирмы

Под формированием предпринимательского бизнеса понимается про­цесс становления идейных, организационно-правовых, экономических и функциональных элементов деятельности субъекта предпринимательского бизнеса.

Становление идейных элементов его деятельности имеет две стороны. Первой стороной является разработка концепции и основных направлений будущей деятельности. Вторая сторона - это подготовка себя к будущей де­ятельности, вхождение в образ субъекта предпринимательского бизнеса.

Разработка концепции предпринимательской деятельности должна на­чинаться с генерирования (выработки) и формулирования концептуальной идеи (отсюда и определение «идейные элементы»), призванной обеспечить будущему субъекту предпринимательского бизнеса процветание. Разработка концептуальной идеи — это очень важный период в жизни предпринимате­ля, в ходе которого проявляются его личные творческие качества и способно­сти к предпринимательской деятельности.

Концептуальной является идея относительно того, для кого, что и как производить, выполнять или продавать. Составляющие концептуальной идеи следует расположить именно в такой последовательности, как было только что приведено. Начало разработки концептуальной идеи обязатель­но следует начинать с попытки ответа на вопрос «для кого?».

Именно с поисками ответа на данный вопрос связано такое важное явле­ние, как миссия предпринимательской деятельности. Попытки ответить на указанный выше вопрос означают стремление предпринимателя угадать (или предугадать) собственное предназначение или, что то же самое, собст­венную миссию. Угадывание миссии непременно будет продолжено и после создания предпринимательской фирмы или регистрации предпринимателя без образования им юридического лица, и тогда оно воплотится в стратегию предпринимательской деятельности. Однако начало движения в сторону определе­ния собственной миссии складывается уже на этапе формирования предпри­нимательского бизнеса.

Вначале достигается осознание того, под какой объем платежеспособно­го спроса и для присутствия на каком именно сегменте (или сегментах) рын­ка создается фирма. Платежеспособный спрос рассматривается как сочета­ние существующих потребностей в результатах вероятной деятельности фир­мы (вполне определенных товарах, услугах, выполненных работах), с одной стороны, и имеющихся на рынке финансовых ресурсов, которые могут быть израсходованы на удовлетворение этих потребностей.

Обнаружение платежеспособного спроса подводит потенциальных пред­принимателей к пониманию фокусного сегмента (сегментов) рынка и, тем са­мым, к выбору направления ориентации на круг потенциальных потребителей своей продукции, которые в будущем смогли бы превратиться в клиентов данного предпринимательского бизнеса. Под фокусным сегментом понимается часть рынка, на которую внимание субъектов предпринимательского бизнеса будет обращено в первую очередь. Фокусным избираемый сегмент рынка яв­ляется лишь на старте, в дебюте предпринимательской деятельности.

Концептуальная идея должна обязательно со­держать схему дебютного появления предпринимателя на рынке — ее мож­но назвать «пло­дотворной дебютной идеей».

Перед стартующим предпринимателем, как на ладони, возникают разно­образные пути создания «эффекта изюминки». Он может начать с иннова­ционного проектирования новых товаров или технологий, чтобы быстро по­разить воображение фокусного сегмента рынка ощущением абсолютной но­визны предлагаемых услуг. Но он может, напротив, постараться скопировать существующие образцы или воплотить в жизнь чужие несостоявшиеся (или состоявшиеся) идеи, используя для создания «эффекта изюминки» какие-ли­бо элементы предшествующего личного, предпринимательского, либо иного профессионального опыта.

Существуют два основных подхода к разработке «эффекта изюминки» для фокусного сегмента рынка.

Таблица 3.2.1.

В результате генерации концептуальной идеи становится очевидным, в каком направлении пойдет развитие бизнеса и начнется движение капитала предпринимателя, аккумулируемых им материально-вещественных, произ­водственных, информационных и финансовых ресурсов. Далее, концептуаль­ная идея превращается в сознании предпринимателя в систему целей, ради которых ему предстоит начать заниматься бизнесом.

На рынке формируются потребности в различных услугах, в том числе и со стороны профессиональных преступников. Поскольку спрос всегда стимулирует предложение услуг и работ, у потенциальных и действующих предпринима­телей могут появляться такие целевые установки, как, например:

  1. предпринимательская фирма создается для открытия рублевых и ва­лютных счетов в банках, чтобы с их помощью осуществлять валютные и иные денежные трансферты (перекачка денежных средств);

  2. предпринимательская фирма создается для «отмывания», т.е. легализа­ции денежных средств, которые первоначально возникли вследствие преступных действий (ограбления, разбоя, вымогательства, рэкета и т.п.);

  3. предпринимательская фирма возникает в качестве ширмы для деятель­ности других фирм, занимающихся нелегальным бизнесом или наруша­ющих отдельные законы — в этом случае создателей фирмы интересует возможность получения офиса, кредитов, заказов, возможность инве­стирования финансовых ресурсов субъектом предпринимательского бизнеса, имеющим незапятнанную репутацию.

Примером фирм, организованных в качестве ширмы для де­ятельности других субъектов бизнеса могут служить некоторые некоммерческие организации, направляющие свою деятель­ность на преступные цели, как-то: разворовывание бюджетных и спонсорских средств, использование льготного налогообложе­ния для «помощи» другим субъектам бизнеса в уходе от налогов (этим часто занимаются спортивные центры, центры релаксации, финтес-клубы).

Контрольные вопросы

  1. Что понимается под формированием предпринимательского бизнеса?

  2. Какая идея является концептуальной?

  3. С попытки ответа на какой вопрос следует начать разработку концептуальной идеи?

  4. С поисками ответа на какой вопрос связано такое важное явление, как миссия предпринимательской деятельности?

  5. Что понимается под фокусным сегментом?

  6. Сколько существует основных подходов к разработке «эффекта изюминки» для фокусного сегмента рынка?