14 Монополистическая конкуренция
Цель лекции: иметь представления о признаках рынка монополистической конкуренции, сходстве с рынком совершенной конкуренции, а также о способах увеличения прибыли на данном типе рыночной структуры.
Монополистическая конкуренция - это относительно большое количество производителей, предлагающих похожую, но не идентичную продукцию. По этому, на данном рынке имеет место власть над ценой товара, он она не очень высока.
В отличие от совершенной конкуренции монополистическая конкуренция предполагает, что каждая фирма продает особый тип товара, благодаря чему у потребителя складываются «неценовые предпочтения». В условиях монополистической конкуренции фирма производит не одинаковую, а дифференцированную продукцию и тем самым становится своеобразным монополистом своей торговой марки. В результате потребитель готов платить большую цену за тот или иной товар, считая эту продукцию лучше, чем остальные товары на рынке.
На рынке монополистической конкуренции продукция может быть дифференцирована также и по условиям послепродажного обслуживания, по близости к покупателям, по интенсивности рекламы. Т.о., фирмы на этом рынке вступают в своеобразное соперничество не столько через цены, сколько посредством всемерной дифференциации продукции.
Повсеместное соревнование фирм в условиях дифференциации товара не устраняет монополистической власти фирмы над своим видом товара, что позволяет предприятию повышать цену на него независимо от конкурентов, хотя эта власть ограничена наличием производителей аналогичных продуктов и значительной свободой входа в отрасль. Данная модель рынка предполагает ценовую конкуренцию. Снижение цены в краткосрочном периоде могло бы помочь расширить рынок за счет конкурентов и получить сверхприбыль. Однако эластичность спроса здесь не высока, и получить сверхприбыль затруднительно. Поэтому фирмы стремятся использовать неценовую конкуренцию. Данный вид конкуренции предполагает увеличение расходов по сбыту, которые сокращают путь к покупателю.
Относительно неограниченное проникновение новых конкурентов на рынок является важной характеристикой монополистической конкуренции. Производители, работающие на таком рынке, не являются крупными предприятиями, поэтому сравнительно невелик и требующийся капитал. Это подстегивает их к вступлению в отрасль и конкуренции с марками производимого здесь товара.
Модель рынка монополистической конкуренции описывает множество реально существующих рынков. Его характеристики достаточно точно соответствуют большинству отраслей сферы обслуживания.
- Экономика Учебное пособие
- Содержание
- 1 Предмет и метод экономики
- Контрольные вопросы:
- 2 Механизм современной экономики
- Контрольные вопросы:
- 3 Место и роль человека в экономике
- Контрольные вопросы:
- Контрольные вопросы:
- Контрольные вопросы:
- 6 Рыночное равновесие. Становление равновесия. Паутинообразная модель
- Контрольные вопросы:
- 7 Количественная теория полезности. Общая и предельная полезность
- Контрольные вопросы:
- 8 Ординалистская теория полезности. Аксиомы полезности
- Контрольные вопросы:
- 9 Кривые безразличия. Бюджетная линия. Равновесие потребителя
- Контрольные вопросы:
- 10 Производственная функция
- Контрольные вопросы:
- 11 Издержки производства
- Контрольные вопросы:
- 12 Эффект масштаба
- Контрольные вопросы:
- 13 Рынок совершенной конкуренции
- Контрольные вопросы:
- 14 Монополистическая конкуренция
- Контрольные вопросы:
- 15 Олигополия
- Контрольные вопросы:
- 16 Монополия
- Контрольные вопросы:
- 17 Рынок труда
- Контрольные вопросы:
- 18 Рынок капитала
- Контрольные вопросы:
- 19 Рынок земли
- Контрольные вопросы:
- 20 Несовершенства рынка
- Контрольные вопросы:
- 21 Сущность макроэкономики
- Контрольные вопросы:
- 22 Совокупный спрос
- Контрольные вопросы:
- 23 Совокупное предложение
- Контрольные вопросы:
- 24 Доход, потребление, сбережение, инвестиции
- Контрольные вопросы:
- 25 Природа и функции денег. Равновесие на денежном рынке
- Контрольные вопросы:
- 26 Кредит и кредитная система
- Контрольные вопросы:
- 27 Налоги и налоговая система
- Контрольные вопросы:
- 28 Государственный бюджет. Бюджетная система государства
- Контрольные вопросы:
- 29 Рынок ценных бумаг
- Контрольные вопросы:
- 30 Инфляция. Сущность, виды
- Контрольные вопросы:
- 31 Инфляция и безработица. Антиинфляционная политика
- Контрольные вопросы:
- 32 Социальная политика государства
- Контрольные вопросы:
- 33 Экономический рост. Сущность и факторы
- Контрольные вопросы:
- 34 Понятие и сущность мирового хозяйства
- Контрольные вопросы:
- 35 Торговый и платежный баланс государства
- Контрольные вопросы:
- 36 Валютная система. Валютный курс. Конвертируемость валют
- Контрольные вопросы:
- 37 Теневая экономика в современной России
- Контрольные вопросы:
- 38 Формирование открытой экономики в Российской Федерации
- Контрольные вопросы: