15 Олигополия
Цель лекции: иметь представления о признаках рынка олигополии, неценовых методах борьбы на олигополистическом рынке, стратегиях поведения фирм на данном типе рыночной структуры.
Олигополия является преобладающей формой современной рыночной структуры. Термин «олигополия» применяется в экономике для описания рынка, на котором существуют несколько фирм, отдельные из которых контролируют значительную долю рынка.
На олигополистическом рынке конкурируют между собой несколько крупных фирм (от трех до пяти), и вступление на этот рынок новых фирм затруднено. Продукция, производимая фирмами, может быть как однородной, так и дифференцированной.
Существование олигополии связано с ограничениями входа на рынок. Одно из них – необходимость значительных капиталовложений для создания предприятия в связи с крупномасштабным производством олигополистических фирм.
Немногочисленность фирм на олигополистическом рынке заставляет эти фирмы использовать не только ценовую, но и неценовую конкуренцию, т.к. последняя является наиболее эффективной. Производители знают, что если они понизят цены, то их конкуренты сделают тоже самое, что приведет к падению доходов. Поэтому вместо ценовой конкуренции олигополисты используют неценовые методы борьбы: техническое превосходство, качество и надежность изделия, метод сбыта, характер предоставляемых услуг и гарантий, дифференциацию условий оплаты, рекламу, экономический шпионаж.
Характерная особенность олигополистического рынка – зависимость поведения каждой фирмы о реакции и поведения конкурентов. Крупные размеры и значительный капитал фирм крайне немобильны на рынке, и в этих условиях наибольшие выгоды обещает именно сговор между олигополистическими фирмами в целях поддержания цен и максимизации прибыли.
Предположим, что в определенный момент у олигополиста сложилась комбинация цены и выпускаA (P, q). Обдумывая свое решение об изменении цены, он рассуждает следующим образом. Если я уменьшу цену, то некоторые из моих соперников, опасаясь сокращения своих продаж, скорее всего, последуют моему примеру. Поэтому, снижая свою цену, я вряд ли существенно увеличу объем продаж. Если же я увеличу свою цену, соперники, стремясь к увеличению своих продаж, наоборот, скорее всего, не последуют моему примеру, они сохранят свои цены на относительно более низком уровне и таким образом привлекут к себе часть моих покупателей. Иначе говоря, линия спроса на мою продукцию в окрестностях точки А имеет разный наклон, а именно на участке AD он круче, чем на участке dA. Значит, в точке А моя кривая спроса имеет излом. Подчеркнем, что речь идет не о действительной, или, как нередко говорят, объективно данной, а о субъективной оценке этой кривой самим олигополистом, или, иначе, воображаемой им кривой спроса.
Наклон кривой спроса олигополиста определяется, как мы уже знаем, не только предпочтениями потребителей, но и реакцией на его действия других олигополистов. Нашему олигополисту эта реакция в точности неизвестна. Он в своих действиях исходит тогда из наименее -благоприятного для него варианта реакции: в случае повышения им цены хотя бы некоторые из его соперников последуют его примеру, а в случае снижения они сохранят свои цены на прежнем уровне. Предполагается, что олигополист испытывает отвращение к риску (англ, risk aversion), а потому в своем поведении исходит из вероятности наименее благоприятного варианта реакции соперников.
Излом воображаемой кривой спроса означает, как мы знаем, разрыв воображаемой кривой предельной выручки, при соответствующем точке А объеме выпуска (q) его длина на рис. 11.14, а равна BF. При снижении цены олигополист рассчитывает лишь на весьма скромный прирост выручки, тогда как при ее повышении выручка может сократиться на значительно большую величину.
- Экономика Учебное пособие
- Содержание
- 1 Предмет и метод экономики
- Контрольные вопросы:
- 2 Механизм современной экономики
- Контрольные вопросы:
- 3 Место и роль человека в экономике
- Контрольные вопросы:
- Контрольные вопросы:
- Контрольные вопросы:
- 6 Рыночное равновесие. Становление равновесия. Паутинообразная модель
- Контрольные вопросы:
- 7 Количественная теория полезности. Общая и предельная полезность
- Контрольные вопросы:
- 8 Ординалистская теория полезности. Аксиомы полезности
- Контрольные вопросы:
- 9 Кривые безразличия. Бюджетная линия. Равновесие потребителя
- Контрольные вопросы:
- 10 Производственная функция
- Контрольные вопросы:
- 11 Издержки производства
- Контрольные вопросы:
- 12 Эффект масштаба
- Контрольные вопросы:
- 13 Рынок совершенной конкуренции
- Контрольные вопросы:
- 14 Монополистическая конкуренция
- Контрольные вопросы:
- 15 Олигополия
- Контрольные вопросы:
- 16 Монополия
- Контрольные вопросы:
- 17 Рынок труда
- Контрольные вопросы:
- 18 Рынок капитала
- Контрольные вопросы:
- 19 Рынок земли
- Контрольные вопросы:
- 20 Несовершенства рынка
- Контрольные вопросы:
- 21 Сущность макроэкономики
- Контрольные вопросы:
- 22 Совокупный спрос
- Контрольные вопросы:
- 23 Совокупное предложение
- Контрольные вопросы:
- 24 Доход, потребление, сбережение, инвестиции
- Контрольные вопросы:
- 25 Природа и функции денег. Равновесие на денежном рынке
- Контрольные вопросы:
- 26 Кредит и кредитная система
- Контрольные вопросы:
- 27 Налоги и налоговая система
- Контрольные вопросы:
- 28 Государственный бюджет. Бюджетная система государства
- Контрольные вопросы:
- 29 Рынок ценных бумаг
- Контрольные вопросы:
- 30 Инфляция. Сущность, виды
- Контрольные вопросы:
- 31 Инфляция и безработица. Антиинфляционная политика
- Контрольные вопросы:
- 32 Социальная политика государства
- Контрольные вопросы:
- 33 Экономический рост. Сущность и факторы
- Контрольные вопросы:
- 34 Понятие и сущность мирового хозяйства
- Контрольные вопросы:
- 35 Торговый и платежный баланс государства
- Контрольные вопросы:
- 36 Валютная система. Валютный курс. Конвертируемость валют
- Контрольные вопросы:
- 37 Теневая экономика в современной России
- Контрольные вопросы:
- 38 Формирование открытой экономики в Российской Федерации
- Контрольные вопросы: