9.4. Основные показатели работы фирмы. Роль науки в деятельности фирмы
Результаты деятельности фирмы отражаются в различных оперативных отчетах. Основными формами отчетности, по которым можно судить о достижении фирмой своих стратегических целей, служат баланс, счет прибылей и убытков, счет поступления и расходования средств, основной и оборотный капитал, собственный и заемный капитал и др.
По указанным формам отчетности можно вычислить основные показатели, характеризующие эффективность деятельности фирмы в рыночной среде: рентабельность, объем продажи продукции, использование ресурсов, платежеспособность и др. Соизмерение прибыли с затратами показывает рентабельность или, точнее, норму рентабельности. Причем норма рентабельности может быть рассчитана в разных вариантах:
рентабельность производства
где Pn – рентабельность производства;
Пб – балансовая прибыль, тыс. руб.;
Фо – среднегодовая стоимость основного капитала;
Фоб – величина оборотных средств, тыс. руб.
Рентабельность производства показывает, на сколько результативно используется в фирме имущество, капитал. Она определяется как процентное отношение годовой прибыли (балансовой) к среднегодовой стоимости основных капиталов и сумме обратных капиталов;
рентабельность продукции
где Pn – рентабельность проданной продукции;
Пn – прибыль от реализации продукции;
Сn – издержки производства реализуемой продукции.
Рентабельность продукции показывает результативность текущих затрат.
Ее можно определить как в целом по всей фирме, так и по отдельным видам продукции, по цехам, бригадам.
В настоящее время рекомендуется определять эффективность деятельности по другим показателям, применяемым в странах с развитой рыночной экономикой. Например, рентабельность собственного капитала
Важным показателем работы фирмы является объем продажи и его динамика по годам. Эти показатели говорят о многом:
во-первых, по объему продажи по годам можно судить о масштабе деятельности фирмы, ее производственных возможностях и темпах роста производства;
во-вторых, по объему продаж можно определять оборачиваемость всех активов (Оа) и основного капитала (Оок)
.
Оборачиваемость активов (Оа) характеризует эффективность пользования всех средств фирмы (заемных и собственных), а оборачиваемость основного капитала (Оок) – средства, вложенные в основной капитал;
в-третьих, увеличение продаж тесно связано с конкурентоспособностью продукции фирмы. Увеличение объема продаж приводит к увеличению массы прибыли и росту рентабельности, повышению загрузки мощностей и увеличению портфеля законов.
Финансовое положение фирмы характеризуется платежеспособностью и прибыльностью. Платежеспособность фирмы – это ее способность выполнять свои внешние обязательства за счет своих активов. Она определяется коэффициентом платежеспособности (Кn)
График линии "путь развития"
1В учете и отчетности современной российской экономики все еще по традиции используются марксистские терминологии и методики, которые постепенно должны быть заменены на международные
- Тема 1. Предмет и метод экономической теории
- Тема 2. Базовые экономические понятия
- Тема 3. Собственность, предпринимательство
- Тема 4. Рынок: условия развития, функция, структура и инфраструктура
- 4.1. Возникновение рынка и условия его развития
- 4.2. Товар. Возникновение, сущность и функции денег
- 4.4. Механизмы и функции рынка
- 4.4. Структура рынка и его классификация. Инфраструктура
- Тема 5. Функционирование рыночных механизмов. Их закономерности
- 5.1. Спрос и закон спроса
- 5.2. Закон предложения. Рыночная цена.
- 5.3. Эластичность спроса и предложения.
- Тема 6. Государственное регулирование рынка
- 6.1. Государственное воздействие рыночных цен
- 6.2. Регулирование внешних эффектов рынка
- 6.3. Регулирование государством производства общественных благ
- Тема 7. Анализ издержек производства
- 7.1. Экономическая природа издержек производства
- 7.2. Классификация издержек
- Тема 8. Равновесие фирмы
- Тема 9. Фирма как экономический агент
- 9.1. Экономическая природа фирмы. Классификация фирм в мировой практике
- 9.2. Особенности организационно – правовых форм российских фирм и предпринимательства
- 9.3. Акционерное общество
- 9.3. Бизнес – план фирмы
- 9.4. Основные показатели работы фирмы. Роль науки в деятельности фирмы