9.3. Акционерное общество
Акционерным является такое общество, уставной капитал которого разделен на определенное число акций. В отличии от товариществ, в акционерном обществе (АО) уставной капитал формируется в денежной форме и разбивается на равные по своей номинальной величине неделимые паи – акции.
Акции – это ценные бумаги, свидетельствующие о доле их владельца в капитале и дающие право на участие в его прибылях. Прибыль, приходящаяся на акции, называется дивидендами. Цель выпуска акций – мобилизация свободных денежных средств. Выпускаемые АО акции могут быть "именными" или "предъявительскими".
На именных акциях указываются данные их владельца, а сам держатель акций регистрируется в документах АО. Владелец именной акции может продать ее, поставив в известность АО.
Акции на предъявителя носят анонимный характер.
Простая акция дает ее владельцу право участия в управлении АО. Размер дивидендов заранее не фиксируется и не гарантируется. Их величина определяется по итогам хозяйственного года. Вместе с тем простые акции дают право на участие в управлении обществом по принципу "одна акция – один голос".
Привилегированные акции, во-первых, дают владельцу фиксированные доходы (как облигации); во-вторых, в случае ликвидации общества его имущество распределяется между держателями акции. Но они дают права в управлении.
Акционерные общества (АО) могут быть закрытого и открытого типа.
В закрытых АО акции распространяются среди учредителей или среди определенного круга лиц, например, среди трудового коллектива данного предприятия. По российскому законодательству, АО закрытого типа практически не отличаются от товарищества с ограниченной ответственностью.
Акционерное общество открытого типа отличается от закрытого свободной продажей акций их владельцами. Как правило, это крупные фирмы, число акционеров в которых исчисляется десятками тысяч.
Акции продаются и покупаются не по минимальной цене (в нашем примере 1 тыс. р.), а по курсу.
Курс акции – ее цена на фондовой бирже, где продаются и покупаются ценные бумаги.
Курс акции определяется как соотношение ожидаемых дивидендов и сложившейся ставки банковского процента по годовому срочному вкладу.
Государственные и муниципальные фирмы (предприятия). В любой стране существует государственный сектор, который представлен государственными и муниципальными унитарными предприятиями.
Унитарное предприятие – это предприятие, не делимое на части. Иными словами, имущество государственных и муниципальных предприятий не может быть распределено по вкладам, долям, в том числе и между работниками предприятия. Имущество таких предприятий является собственностью государства или муниципалитета.
Органом управления унитарного предприятия является руководитель (директор), назначаемый собственником. Предприятия имеют свой устав, утвержденный вышестоящим органом. Собственник наделяет их имуществом - уставным фондом, ставит перед ними цели и задачи.
Унитарные государственные предприятия строят свою деятельность на коммерческих принципах, сообразуя свои доходы с издержками производства, добиваются максимализации прибыли.
Следует заметить, что, как правило, в унитарном секторе сосредотачивается производство благ и услуг, которое по каким-либо причинам не идет в частные и коллективные предпринимательства. Например, при сознательном занижении государством цены на продукцию, при создании принципиально новых отраслей и производств, имеющих более отдаленную перспективу прибыльности.
Как показывает практика, в условиях всеобщего ухудшения экономической конъюнктуры, государственный сектор имеет тенденцию к расширению. государство как бы берет проблему вывода экономики из кризиса, сохранение научно-технического потенциала, задачи технического и технологического перевооружения, так как в этом объективно заинтересованы все слои населения. И наоборот, при благоприятной экономической конъюнктуре государственный сектор освобождается от лишней нагрузки, проводится широкомасштабная приватизация собственности.
Некоммерческие организации. Российское законодательство, кроме коммерческих организаций, выделяет некоммерческие (потребительские кооперативы, общественные, религиозные организации и фонды).
Основная задача потребительских кооперативов – удовлетворение материальных и других потребностей своих членов (гаражные, садово-огородческие, по заготовке сельскохозяйственных продуктов и др.).
Такие кооперативы не ставят целью получение прибыли, поэтому при хорошей организации могут значительно снижать затраты на производство продуктов и услуг.
Общественные и религиозные организации являются добровольными объединениями на основе общности духовных, культурных и иных интересов.
Такие организации осуществляют свою деятельность за счет членских взносов, добровольных пожертвований и доходов от создаваемых ими предприятий и фирм. Например, многие спортивные организации создают предприятия и фирмы по производству спортивной одежды, оборудования и атрибутов.
К некоммерческим структурам относятся разного рода фонды, которые не имеют членства, но учреждаются отдельными гражданами или юридическими лицами путем благотворительных пожертвований. Переданное имущество становится собственностью фонда. Например, "Фонд Рериха", "Фонд Горбачева".
- Тема 1. Предмет и метод экономической теории
- Тема 2. Базовые экономические понятия
- Тема 3. Собственность, предпринимательство
- Тема 4. Рынок: условия развития, функция, структура и инфраструктура
- 4.1. Возникновение рынка и условия его развития
- 4.2. Товар. Возникновение, сущность и функции денег
- 4.4. Механизмы и функции рынка
- 4.4. Структура рынка и его классификация. Инфраструктура
- Тема 5. Функционирование рыночных механизмов. Их закономерности
- 5.1. Спрос и закон спроса
- 5.2. Закон предложения. Рыночная цена.
- 5.3. Эластичность спроса и предложения.
- Тема 6. Государственное регулирование рынка
- 6.1. Государственное воздействие рыночных цен
- 6.2. Регулирование внешних эффектов рынка
- 6.3. Регулирование государством производства общественных благ
- Тема 7. Анализ издержек производства
- 7.1. Экономическая природа издержек производства
- 7.2. Классификация издержек
- Тема 8. Равновесие фирмы
- Тема 9. Фирма как экономический агент
- 9.1. Экономическая природа фирмы. Классификация фирм в мировой практике
- 9.2. Особенности организационно – правовых форм российских фирм и предпринимательства
- 9.3. Акционерное общество
- 9.3. Бизнес – план фирмы
- 9.4. Основные показатели работы фирмы. Роль науки в деятельности фирмы