Крупный бизнес
Понятие «крупный бизнес»- понятие в основном экономическое. Законодательство зарубежных стран, также как и российское, специально не выделяет понятие «крупный бизнес».
Функции крупного бизнеса
Главным элементом капиталистического хозяйства, носителем эволюционного процесса в экономике является крупный бизнес, который обеспечивает устойчивость рыночной экономики и ее основных составляющих: цен, структуры производства. В нем сегодня производится большая часть массовой продукции. Именно благодаря большим предприятиям идет развитие бизнеса, в основе которого лежат механизмы снижения издержек производства. Крупные фирмы являются носителями научно-технического прогресса, они накапливают, а затем внедряют методы рационального предпринимательства.
Можно выделить четыре основные, фундаментальные причины, стимулирующие рост корпораций.
Первая - стремление к получению экономии на масштабе производства (технологическая экономия). Она образуется при увеличении объема выпуска данной продукции за счет сокращения издержек на ее единицу. Это сокращение достигается изменением характера используемых ресурсов, что проявляется в усилении специализации применяемого труда, введения автоматического оборудования, в том числе автоматических сборочных линий и др. Укрупнение предприятия способствует развитию концентрации производства на крупных предприятиях, образованию заводских и отраслевых монополий.
Вторая причина - стремление к экономии на масштабе сферы деятельности (другой термин - экономия на разнообразии производственной продукции и рынков сбыта). Это вид экономии, названный английским экономистом Е. Пенроуз экономией на росте, образуется благодаря несбалансированности роста фирмы, на которой постоянно возникают новые неиспользуемые в данный момент времени производственные и финансовые ресурсы. Экономия от использования этих ресурсов и становится стимулом к расширению сферы деятельности фирмы. Она зависит от специфического набора производственных ресурсов, которыми располагает фирма, поэтому большинство фирм стремится к проникновению в те области, в которых технологические и рыночные факторы являются общими с основным производством фирмы. Благодаря экономии на масштабе сферы деятельности образовались крупные многопродуктовые, многоотраслевые и многонациональные компании. Инструментами их формирования являлись вертикальная интеграция (комбинирование), диверсификация (в том числе конгломерация) и интернационализация с ее высшей формой - глобализацией.
Третий стимул роста корпораций - экономия на трансакционных расходах. Эти расходы связаны с осуществлением рыночных договорных отношений и возникают тогда, когда происходит переход товара или услуги от одной технологически обособленной структуры к другой, то есть когда имеет место транзакция - сделка, операция, контракт, договор. Трансакционные расходы - это расходы на функционирование рыночной системы. Сокращение этих потерь достигается за счет ограничения объема рыночных отношений с помощью вертикальной интеграции, диверсификации и интернационализации. О. Вильямсон, опираясь на исследования изменения организационных форм корпораций в США в течение 150 лет, приведших к образованию современной фирмы, назвал эти расходы «главным фактором организационной эволюции корпораций». Современная корпорация, по его мнению, является продуктом серии организационных нововведений, цель и результат которых - экономия на трансакционных расходах. Иными словами, современная корпорация - средство уменьшения этих расходов.
Кроме того - большинство современных крупных фирм - это международные компании, работающие на глобальных рынках, что позволяет им использовать преимущества относительно дешевых ресурсов мировой экономики, размещая разные стадии производства в различных странах. С наибольшей наглядностью эти свойства крупного бизнеса проявились в деятельности современных транснациональных корпораций (ТНК)4. Последние благодаря огромной концентрации ресурсов и централизации финансовых и материальных потоков внутри корпорации способны сами создавать для себя эффективную рыночную и социальную инфраструктуру. Приходя в менее развитые страны, ТНК сами создают коммуникации, формируют модель поведения работников и потребителей, активно воздействуют на внутренне и международное законодательство.
Наряду с конкурентными преимуществами крупный бизнес имеет и слабые стороны. Рост фирмы часто сопровождается снижением эффективности ее управления. Очень часто крупные фирмы имеют возможность регулировать спрос и цены на свою продукцию, что снижает стимулы к росту эффективности, и делает крупный бизнес негибким. Эти особенности крупных фирм создают возможности для устойчивого развития бизнеса в средних и мелких размерах.
Сильные стороны крупного бизнеса | Слабые стороны крупного бизнеса |
Способность активно изменять внешнюю среду предпринимательства | Снижение стимулов к росту эффективности производства |
Возможности создавать и накапливать достижения НТП и процедуры и правила рационального бизнеса | Возможность для ограничения доступа других фирм к достижениям НТП и рационального бизнеса |
Экономия на издержках производства | Падение эффективности управление с ростом объема фирмы |
Устойчивость | Негибкость, возможность потери контакта с потребителем |
Справка
Деловая газета «Ведомости» ежегодно публикует рейтинг 500 крупнейших компаний мира по версии Financial Times.
Например, отличительной чертой списка 2007 года являлся прорыв китайских компаний. В основном, это были представители финансового сектора: пять банков и два страховщика; также в группу входила нефтяная компания Sinopec. Занять высокие позиции (четыре компании входят в Топ-50, а семь из восьми — в Топ-200) Китаю помог тогдашний бум на фондовом рынке. Китай по совокупной капитализации своих компаний в FT 500 занял 1-е место среди развивающихся стран и 7-е — в общем зачете. Россия с восемью компаниями — соответственно 2-е и 9-е места. («Ведомости» — ежедневная деловая газета, выходит тиражом 75 000 экземпляров. Совладельцы издания — лидеры мировой бизнес-прессы Financial Times и The Wall Street Journal и крупнейший российский издательский дом Independent Media Sanoma Magazines. «Ведомости» выходят с 1999 г.). Данные 2007 года показывали, что в выигрыше оказались представители трех самых наиболее популярных секторов — финансового, электроэнергетического и металлургического.
Для сравнения: по данным эксперта в число крупнейших компаний мира в 1996 году входили такие фирмы как General Electric (США), Roal Dutch (Великобритания - Дания), Coca-Cola (США),. Nippon Telegraph & Telephone (Япония),. Exxon (США). В этот список входила тогда и одна российская компания – «Газпром», которая занимала 421 место. Среди 500 компаний мира, получивших в 1996 году наибольшую балансовую прибыль, по данным Fortune были: General Motors (США),. Ford Motor (США), Mitsui (Япония), Mitsubishi (Япония), Itochu (Япония)
Топ-500 крупнейших компаний мира по рыночной стоимости от The Financial Times за 2009 г. стал неприятным сюрпризом для россиян. Число русских названий в рейтинге сократилось более чем вдвое - с 13 до 6. «Газпром», замахивавшийся на мировое лидерство, оказался лишь 36-м. (с 4 места в прошлом году). Российские компании, которые в последние годы стали завсегдатаями первой десятки рейтинга, потеряли свои позиции и с грохотом обвалились в конец списка.
Самыми стойкими оказались компании сырьевого сектора. Лидирующие позиции сохранили за собой нефтяные гиганты ExxonMobil и PetroChina. Нефтяные компании, несмотря на кризис и обвал цен на нефть, продолжали увеличивать свою капитализацию. Ведь в первой половине прошлого года нефть штурмовала исторические максимумы и зашкаливала за $147 за баррель. Однако затем фортуна отвернулась и от них. Тем не менее, нефтяникам удалось захватить лидерство - их сектор по общей стоимости обогнал банки.
Банковский сектор, наоборот, понес жесточайшие потери, и в результате по общей стоимости стал только вторым.
Топ-10 крупнейших компаний мира образца 2009 года выглядит так:
1. ExxonMobil (капитализация $336,525 млрд).
2. PetroChina (капитализация $287,185 млрд).
3. Wal-Mart Stores (капитализация $204,365 млрд). Взлом тройки. В прошлом году всего 11-е место. General Electric, занимавшая в прошлом году эту строку, теперь на 23-м месте
4. Indl & Coml Bank of China (капитализация $187,885 млрд). Год назад этот банк был на 65-м месте. Это все еще крупнейший банк мира.
5. China Mobile (капитализация $174,673 млрд). Сохранила свои позиции. По-прежнему самый большой в мире телеком.
6. Microsoft (капитализация $163,320 млрд). Улучшила свое положение на 1 пункт. 7. AT&T (капитализация $148,511 млрд). Плюс одно место.
8. Johnson & Johnson (капитализация $145,481 млрд). В прошлом году - всего 17-я 9. Royal Dutch Shell (капитализация $138,999 млрд). Осталась на своем месте
10. Procter & Gamble (капитализация $138,013 млрд). Позиции не изменились
Кризис подкорректировал приоритеты. Неожиданное появление в тройке лидеров Wal-Mart Stores, крупнейшей розничной сети в мире, и резкое улучшение позиций Johnson & Johnson говорят о том, что в мире правят теперь не только банки и нефтегазовые компании. Настало время уступить место и торговле и потребительскому рынку.
Из интересных тенденций - увеличение числа китайских компаний в топ-500. Их теперь не 25, как год назад, а уже 28.
- Основы бизнеса Тема 1 Бизнес как особый вид деятельности
- Бизнес как особый вид деятельности. Процедурный и интуитивный бизнес.
- 1.2. Признаки бизнеса.
- 1.3. Модель бизнеса. Типы предпринимателя. Функциональная парадигма бизнеса. Введение
- 1.1. Бизнес как особый вид деятельности
- 1.2. Признаки бизнеса
- Ориентация на получение прибыли
- Новаторство (активный поиск новых решений)
- Ответственность
- Экономическая самостоятельность
- 1.3. Модель бизнеса. Типы Предпринимателей. Функциональная парадигма бизнеса
- Функциональная парадигма бизнеса
- Тема 2 Содержание предпринимательской деятельности
- 2.2 Мотивы и функции предпринимателя.
- 2.3. Экономические и правовые условия предпринимательства.
- Тема 3 Классификация предпринимательства. Типы и виды предпринимательства
- 3.1. Производственное предпринимательство. Коммерческо-торговое предпринимательство. Финансовое предпринимательство.
- 3.2. Современная сетевая экономика и место в ней крупного, среднего и малого бизнеса
- 3.1. Производственное предпринимательство. Коммерческо-торговое предпринимательство. Финансовое предпринимательство.
- Коммерческое предпринимательство
- Финансовое предпринимательство
- Бизнес в сфере услуг
- 3.2. Современная сетевая экономика и место в ней крупного, среднего и малого бизнеса
- Крупный бизнес
- Малый бизнес Малый бизнес: причины роста и критерии выделения
- Функции малого бизнеса: Экономические функции малого бизнеса
- Социальные функции малого бизнеса
- Типы малого бизнеса
- Количественные критерии выделения малого бизнеса
- Средний бизнес
- Сетевая экономика
- Признаки сетевой экономики
- Формы взаимодействия малого, среднего и крупного бизнеса в рамках сетевой экономики
- Тема 4 Малое предпринимательство.
- 4.2. Преимущества и недостатки малого предпринимательства. Формы и структура государственной поддержки малого предпринимательства
- 4.3. Сущность и порядок применения упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства.
- Тема 5 Предпринимательская среда
- 5.2 Внешняя предпринимательская среда.
- 5.3 Внутренняя предпринимательская среда.
- 5.4 Рынок как среда существования предпринимателя. Основные типы и виды рынков.
- Тема 6 Субъекты предпринимательской деятельности
- 6.2. Права и обязанности предпринимателей.
- 6.3. Личностные качества предпринимателей.
- Тема 7 Организационно-правовые формы предпринимательства.
- 7.4. Критерии выбора организационно-правовых форм
- 7.2. Индивидуальный предприниматель.
- 7.3. Организационно-правовые формы юридических лиц
- 7.4. Критерии выбора организационно-правовых форм
- 7.5. Внутрифирменное предпринимательство.
- Тема 8 Предпринимательская идея и ее выбор
- 8.2. Предпринимательский доход. Основные расчеты необходимые для принятия предпринимательского решения.
- 1) От реализации товаров, продуктов, услуг, работ;
- 8.3. Выявление эффекта от возможной реализации идеи. Принятие предпринимательского решения.
- Тема 9 Предпринимательское решение
- Классификация предпринимательских решений
- 9.2. Сущность основных научных подходов к разработке предпринимательских решений. Методы процесса принятия предпринимательских решений.
- Этапы и процедуры процесса принятия решения
- 9.3. Экономические методы обоснования принятия предпринимательского решения.
- 9.4. Комплексное экономическое обоснование предпринимательских решений.
- Тема 10 Риск в предпринимательстве. Инновации
- 10.2. Основные объективные причины возникновения предпринимательского риска. Факторы, влияющие на уровень предпринимательского риска
- 10.3. Управление предпринимательскими рисками. Основные механизмы нейтрализации предпринимательских рисков
- 10.4. Основные риски в деятельности малых предприятий
- 10.5. Инновации. Социально-экономическое значение инноваций. Организация инновационной деятельности.
- Давая определение предпринимательству, мы говорим, что оно должно обязательно основываться на инновационной деятельности.
- Тема 11 Основы построения структуры предпринимательской деятельности
- 11.2 Цена продукции как регулятор производства. Регулирующая роль качества продукции. Прибыль предприятия – цель его функционирования
- 11.3 Секреты производства (ноу-хау)
- 11.4 Предприятие на рынке ценных бумаг
- Тема 12 Культура предпринимательства
- 12.1 Сущность, значение и понятие культуры предпринимательства. Деловая и профессиональная этика
- Тема 13 Оценка эффективности предпринимательской деятельности
- 13.1 Основные принципы обоснования эффективности предпринимательского дела
- 13.2 Анализ влияния конъюнктуры рынка на эффективность инвестиционных проектов
- 13.1 Основные принципы обоснования эффективности предпринимательского дела
- Показатели эффективности инвестиций
- Чистый дисконтированный доход (npv):
- Индекс доходности (pi):
- Внутренняя норма доходности (irr): Определяется уравнением
- 13.2 Анализ влияния конъюнктуры рынка на эффективность инвестиционных проектов