logo search
ECON_T~1

23.1. Мировая торговля

Развитие мировой торговли связано с тем, что участие в ней дает странам немалый экономический эффект. Сущность его заключается в следующем. Внешняя торговля состоит в обмене экспортируемых товаров на импортируемые (валюта служит лишь средством обмена товаров). Эффект возникает из различия национальных стоимостей товаров и их цен на мировом рынке. Его величину можно выразить формулой:

Э = СИ - СЭ ; где: Э - эффект от внешней торговли, СИ - стоимость импортных товаров, если бы они производились внутри страны; СЭ - национальная стоимость экспортируемых товаров.

Стоимость СИ приобретается в обмен на стоимость СЭ. Если она выше ее, то страна получает дополнительную стоимость в размере Э (экономит общественный труд на данную величину). Какой бы отстающей по уровню развития производительных сил ни была страна, она может получить значительный эффект от участия в мировой торговле за счет того, что будет специализироваться на производстве и продаже товаров, для которых отношение мировой цены к внутренней цене (или к издержкам производства) наиболее высоко; и сокращать производство и приобретать за рубежом те товары, для которых это отношение наиболее низко.

Возможность получения дополнительного экономического эффекта ведет к развитию специализации производства в мировой экономике и увеличению масштабов мировой торговли.

Участие страны в мировой торговле характеризуется следующими показателями:

- Объем экспорта и импорта.

- Оборот внешней торговли = экспорт + импорт.

- Сальдо торгового баланса (или: объем чистого экспорта) = экспорт - импорт.

Если экспорт превышает импорт, то говорят об активном сальдо торгового баланса; в противном случае - о пассивном сальдо. Активное сальдо торгового баланса способствует развитию национального производства, поскольку означает расширение спроса на его продукцию. В условиях кризиса оно является фактором преодоления экономического спада. Пассивное сальдо, если оно сохраняется в течение нескольких лет, создает неблагоприятные условия для национального производства, является фактором образования и роста внешней задолженности.

При оценке внешней торговли страны рассматривается также структура ее экспорта и импорта, которая отражает состояние экономики в целом. Структура экспорта и импорта оценивается прежде всего соотношением готовой продукции и первичных ресурсов (топливо, сырье) в ее составе. Чем выше доля готовой продукции в экспорте страны, тем выше уровень развития ее обрабатывающей промышленности, а значит, и экономики в целом. И наоборот, чем выше доля первичных ресурсов в экспорте, тем ниже уровень развития экономики в целом. (Хотя, разумеется, необходимо учитывать еще и естественные различия в уровне обеспеченности стран природными ресурсами и вытекающее отсюда разделение труда между ними). Что касается структуры импорта, то здесь имеет силу обратная зависимость: повышение доли первичных ресурсов говорит при прочих равных условиях об относительном росте уровня развития экономики, а повышение доли готовой продукции - о его снижении.

На состояние внешней торговли страны влияют прежде всего следующие факторы:

- Состояние национального производства (фаза промышленного цикла), конкурентоспособность его продукции на мировом рынке.

- Курс национальной валюты и его динамика. Заниженный курс валюты благоприятствует росту экспорта и сдерживает рост импорта. Завышенный курс действует в противоположном направлении.

- Государственное регулирование внешней торговли.

Целью государственного регулирования внешней торговли является поддержка (защита) национального производства и обеспечение активного торгового баланса. Его обычно называют протекционизмом (от слова “протекция” - покровительство). Протекционизм в большей или меньшей степени присущ всем развитым странам, хотя в ряде экономических концепций (классическая и неоклассическая школы) развивается тезис о том, что свободная торговля (то есть отсутствие протекционизма) является наиболее эффективной формой организации внешней торговли.

Государственное регулирование внешней торговли осуществляется следующими методами:

1) Квотирование - установление квот (предельных величин) ввоза или вывоза определенных товаров. Завозить (или вывозить) товар имеют право только те фирмы, которым выданы квоты, причем в объеме, не превышающем квоту.

2) Лицензирование - выдача разрешений на ввоз (вывоз) товаров. Без получения лицензии фирма не имеет право импортировать (экспортировать) тот или другой товар.

3) Таможенные пошлины (импортные и экспортные). Импортные пошлины ограничивают ввоз товаров, поскольку ведут к повышению их цен и снижают их конкурентоспособность на внутреннем рынке. Импортные пошлины, как правило, тем выше, чем выше степень переработки продукции. Например, в США пошлины на ввоз хлопка в среднем составляют 1,1 % цены; хлопчатобумажных тканей - 8,7 %, а готовой одежды - 22,7 %. В ЕС импорт ряда сырьевых товаров осуществляется беспошлинно, а, например, телевизоров - с пошлиной в 20-22 %. Экспортные пошлины обычно устанавливаются для ограничения вывоза наиболее важных видов ресурсов из страны.

4) Стандарты качества товаров - служат для ограничения ввоза в страну дешевой, но низкокачественной продукции. Однако они нередко используются и как дискриминационная мера, то есть сознательно завышаются, чтобы не допустить на внутренний рынок определенные виды импортных товаров.

5) Антидемпинговые меры - штрафные санкции за импорт товаров по сравнительно низким ценам (в сравнении с ценами внутреннего рынка). Их наложение равносильно введению дополнительного налога (пошлины).

6) Стимулирование экспорта отечественной продукции с помощью дотаций в разной форме, налоговых и иных льгот экспортерам.

7) Запрет ввоза тех или иных видов товаров.

В нашей стране в 1990-е г. г. произошла коренная реформа организации внешней торговли. В Советском Союзе еще в 1920-е гг. была установлена государственная монополия внешней торговли. Она означала, что внешнеторговые контракты заключались либо соответствующими государственными органами или с их разрешения. Цель монополии внешней торговли заключалась в том, чтобы в максимальной степени подчинить ее общегосударственным интересам, то есть продавать и покупать на мировом рынке только то, что выгодно государству в целом, и только по ценам, которые отвечают его интересам. Государственная монополия внешней торговли просуществовала вплоть до начала рыночных реформ. Экономический эффект от внешней торговли СССР оценивался в конце 1980-х гг. величиной 60-70 млрд. рублей в год.

В ходе рыночной реформы государственная монополия внешней торговли была отменена, и все юридические лица, зарегистрированные на территории России, получили право заключать внешнеторговые сделки. Роль государства в регулировании внешней торговли резко сократилась. В настоящее время оно сводится к следующим формам:

1) Квотирование и лицензирование экспорта ограниченного круга товаров, признанных стратегически важными.

2) Лицензирование импорта по ограниченному кругу товаров (промышленные отходы, ядохимикаты, вещества, содержащие наркотики, оружие, медикаменты).

3) Импортные пошлины по определенным видам товаров ( некоторые виды продовольствия, алкогольные напитки, табачные изделия, транспортные средства, изделия легкой промышленности, предметы роскоши и др.).

4) Выборочный контроль качества продовольственных товаров.

С точки зрения ограничений, накладываемых на импорт товаров, российская экономика в настоящее время является более открытой по сравнению с большинством западноевропейских стран.

Объем внешней торговли России резко сократился в начале 1990-х гг. , более чем в два раза: со 151,2 млрд. долл. в 1989 г. до 73,1 млрд. долл. в 1992 г. и 70 млрд. долл. в 1993 г. Затем он повышался и достиг в 1997 г.135 млрд. долл., то есть еще не поднялся до уровня 1989 г. Однако структура товарооборота существенно изменилась. Резко снизилась доля машин и оборудования в экспорте (с 22-25 % до 4-5 %), а доля топливно-сырьевых товаров значительно повысилась.

Сокращение экспорта из России продукции машиностроения видно из табли-

цы 5. В таблице 6 показано увеличение доли экспортируемой продукции топливно-сырьевого назначения в общем объеме ее производства в России.

Сейчас на экспорт идет более 40 % добываемой нефти и более трети добываемого газа при сокращении их добычи и потребления внутри страны. Аналогичные процессы, как видно из таблицы 6, происходят и с другими основными сырьевыми товарами. Структура экспорта России в настоящее время характеризует ее как топливно-сырьевой придаток развитых стран. Это - государство, которое способно участвовать в мировой экономике в основном только путем выкачивания за рубеж своих природных ресурсов.

В импорте увеличилась доля продовольствия, алкогольной продукции, промышленных товаров народного потребления, что привело к вытеснению на внутреннем рынке отечественных производителей и явилось одним из факторов глубокого экономического кризиса в аграрном секторе и легкой промышленности России.

Таблица 5. Экспорт из России важнейших видов продукции машиностроения

Вид продукции

1987 г.

1997 г.

Станки металлорежущие, тыс. шт.

8,9

4,1

Автомобили легковые, тыс. шт.

339

130

Автомобили грузовые, тыс. шт.

41

10

Трактора, тыс. шт.

41

4

Холодильники, тыс. шт.

1300

40

Фотоаппараты, тыс. шт.

900

200

Телевизоры, тыс. шт.

1100

700

Таблица 6. Доля экспорта по отношению к производству важнейших товаров (в %)

Вид продукции

1992 г.

1994 г.

1997 г.

Нефть сырая

35,4

40,2

42,7

Нефтепродукты

14,8

25,4

34,0

Газ природный

30,2

30,4

36,0

Минеральные удобрения

69,3

70,4

72,0

Круглый лес

6,8

11,9

23,1

Пиломатериалы

6,6

20,5

18,9

Целлюлоза

40,8

79,1

85,2

Российский рынок продовольствия сейчас наполовину заполнен импортными товарами, а по отдельным видам одежды и обуви заграничная продукция составляет от 60 до 80 %. Страна стала зависимой от экспорта продовольствия. В то же время, как свидетельствуют данные выборочного контроля, более 60 % импортного продовольствия непригодно для употребления.

Для внешней торговли России в 1990-е гг. характерно положительное сальдо торгового баланса. Так, в 1997 г. с учетом неорганизованной торговли экспорт России составил около 85 млрд. долл., а импорт - около 65 млрд. долл. Причем для неорганизованной торговли (“челноки”) характерно значительное превышение импорта (14,7 млрд. долл.) над экспортом (1,3 млрд. долл.).

Однако положительное внешнеторговое сальдо слабо влияет на выход страны из экономического кризиса, поскольку сопровождается огромной утечкой капитала за границу и отрицательным сальдо баланса услуг. Так, только по официальным оценкам, в страну не возвращается ежегодно порядка 7,5-8 млрд. долл. валютной выручки от внешнеторговых операций [33]. Цены на основные товары российского экспорта в последние годы падают, что заставляет поддерживать уровень валютной выручки за счет вывоза все больших количеств товаров. Так, в 1997 г. среднее снижение цен на товары российского экспорта составило около 7%, в том числе: на сырую нефть - на 5 %, на нефтепродукты - на 7 %, ферросплавы - на 18 %, целлюлозу - на 12 %, бумагу - на 22 %, алюминий - на 7 %, никель - на 8 %, медь - на 3 %, азотные удобрения - на 24 %, синтетический каучук - на 12%. Широкое развитие получила контрабанда.

Следует отметить также, что сегодня мировые рынки открыты для российского экспорта только при его сырьевой направленности. Меры по включению в экспорт товаров глубокой переработки наталкиваются на количественные ограничения со стороны западных стран (текстиль, сталь и др.), на антидемпинговые процедуры и технические барьеры, применяемые на дискриминационной основе. Так, успешное появление на Канадском рынке текстиля российских мужских сорочек, которые в количественном отношении составили всего один процент от всех продаваемых рубашек, вызвало целую бурю протестов местных производителей. Во Франции, например, установлены жесткие ограничения на ввоз продукции российской металлургии и текстильной промышленности. Это относится и к другим странам [32].

В целом, как уже говорилось, во внешней торговле России в настоящее время преобладают тенденции, оказывающие негативное воздействие на экономику.