logo search
Конспект лекций_Основы бизнеса

Деловые интересы в бизнесе

Противоречия, деловые интересы и личные качества субъектов бизнеса

Относительная ограниченность благ в сочетании с относительной огра­ниченностью доступа людей к этим благам в разные времена обусловливали основу противоречивого характера бизнеса. Суть противоречий между субъектами бизнеса состоит в различной степени удаленности данных людей от имеющихся благ и в необходимости прилагать различные усилия по дос­тижению этих благ.

Противоречия между субъектами бизнеса проявляются прежде всего как несовпадение и противостояние их интересов.

Под интересами субъектов бизнеса (или дело­выми интересами) понимаются осознанные потреб­ности в материальных и нематериальных благах, а также в обеспечении гарантий сохранения и воспро­изведения доступа к ним. Деловые интересы опре­деляют цели, которые ставит перед собой каждый из субъектов бизнеса, и содержание деловой деятель­ности данных субъектов бизнеса по достижению по­ставленных целей. Отстаивая деловые интересы, субъекты бизнеса мобилизуют и развивают свои профессиональные и личные качества.

Под профессиональными качествами понимается совокупность знаний, умений, навыков и опыта, приобретенных субъекта­ми бизнеса в ходе подготовки к деловой деятельности (в процессе обучения, повышения квалификации, переподготовки), а также в ходе осуществления самой деловой деятельности. Под личными качествами понимается сово­купность внутренне присущих людям свойств, которые выявляются и разви­ваются в ходе их деловой деятельности. Таковыми являются стремление к ро­сту благосостояния, природный эгоизм, склонность к обмену, дух соперниче­ства, креативное начало, способность к совершению выбора, склонность к ко­пированию, жажда справедливости, чувство собственности, стремление к по­вышению личной конкурентоспособности, природный гуманизм.

С учетом того, что каждый из субъектов бизнеса обязан обеспечить себя необходимыми благами, он подчиняет свою деловую деятельность эгоистическим интересам. Поэтому, на первый взгляд, главной целевой установкой субъектов бизнеса является отстаивание эгоистических ин­тересов, под которыми понимается осознанная потребность в обеспече­нии относительно лучших условий доступа к материальным и нематери­альным благам и относительно лучшего положения в процессе осуществ­ления сделок.

Реализация эгоистических интересов всегда связана с извлечением выгоды.

Стремление к выгоде обусловливает такое человеческое качество, как природный эгоизм и заставляет человека развивать собственные существую­щие потребности, а также формировать новые. Способность к совершению выбора необходима в условиях относительной ограниченности благ, а дух соперничества проявляется в форме конкуренции.

Под конкуренцией следует понимать сово­купность действий, совершаемых субъектами бизнеса в отношении других субъектов бизнеса и направленных на обеспечение относительно лучших условий доступа к ограниченным бла­гам. Каждый из участников сделок выбирает для своей деловой деятельности то, что считает для себя наиболее выгодным. Поскольку этот выбор никто не ограничивает, участники сде­лок обладают правом на их заключение, этот выбор происходит свободно, что делает соперничество разнообразных участников сделок необратимым и неуправляе­мым явлением.

Впоследствии мы подробнее рассмотрим содержание конкуренции между субъек­тами бизнеса и увидим, что на нее можно оказывать регулирующее и кор­ректирующее воздействие, однако, заставлять субъектов бизнеса конкури­ровать с другими субъектами бизнеса теми или иными способами никто не в состоянии.

Эгоистические интересы отражают потребности каждого человека как независимого субъекта бизнеса, они связаны с его стремлением обеспечить себе относительно лучшие - по сравнению с другими субъектами бизнеса -условия существования. Эгоистические интересы заставляют каждого чело­века стремиться к постоянному укреплению и воспроизведению своего эко­номического положения в сравнении с другими субъектами экономики. сохранение, упрочение и преумножение своей собственности.

Анализ эгоистических интересов субъектов бизнеса подводит нас к рас­смотрению чрезвычайно важной экономической категории - это категория собственности. Собст­венность — это одна из важнейших, ключевых экономических категорий, а чувство собственности, присущее человеку - одно из основных качеств, на котором базировались во все времена и базируются в настоящее время дело­вые отношения.

Собственность - категория, которая выражает юридическую форму от­ношений, объективно существующих между субъектами бизнеса, которые возникают в процессе присвоения ими каких-либо объектов бизнеса. В свою очередь присвоение — это использование объектов бизнеса для удовлетворе­ния потребностей субъектов бизнеса. Таковыми могут быть личные потреб­ности людей и потребности, обусловленные их различной созидательной де­ятельностью, например, производственные, коммерческие, инвестиционные, информационные потребности, потребности в привлечении наемных работ­ников и другие.

Право собственности внешне проявляется посредством владения, поль­зования и распоряжения объектами бизнеса. Владение объектами бизнеса представляет собой юридическое, документальное закрепление тех или иных объектов бизнеса за субъектом бизнеса, становящимся тем самым собствен­ником указанных объектов, а также сам факт реального присвоения объектов бизнеса. Владение — это господство над объектом бизнеса, возможность иметь данный объект у себя и содержать его. Распоряжение - это определение судьбы объекта бизнеса путем изменения ее принадлежности, состояния и назначения, а также осуществлении юридически возможных действий в этом направлении, включая продажу объектов бизнеса, сдачу их в аренду, либо в безвозмездное использование. Пользование - это применение объекта бизне­са ее владельцем, либо доверенным лицом для извлечения из нее различных полезных свойств.

Собственник объектов бизнеса может передавать данные объекты в хо­зяйственное ведение, либо оперативное управление другим субъектам бизне­са.

Стремление каждого человека к росту благосостояния транс­формируется в стремление субъектов бизнеса к обладанию объектами собственности. Субъекты бизнеса хотят быть собственниками и оста­ваться таковыми по возможности расширяя перечень объектов владе­ния, пользования и распоряжения. Поэтому чувство собственности является одним из наиболее сильных побудительных мотивов деловой деятельности людей, одним из их наиболее значимых эгоистических интересов.

Другой эгоистической целью субъектов бизнеса является возмещение понесенных затрат в процессе деловой деятельности и получение доходов от этой деятельности. Приступая к деловой деятельности каждый субъект бизнеса ставит перед собой задачу-минимум и задачу-максимум. Ему необходи­мо, как минимум, не понести убытки в результате своей деятельности, другими словами, обеспечить окупаемость совершен­ных затрат. Всякий субъект бизнеса, формируя задачу-минимум, стремит­ся, однако, к выполнению задачи-максимум, которую принято называть максимизацией дохода. Под доходом субъекта бизнеса следует понимать часть его выручки, остающуюся после возмещения всех затрат, совершен­ных в процессе деловой деятельности.

Еще одной важной эгоистической целью субъектов бизнеса, формирую­щейся в процессе их деловой деятельности, является постоянное повыше­ние конкурентоспособности субъектов бизнеса. Под конкурентоспособ­ностью субъектов бизнеса следует понимать способность к планирова­нию и осуществлению конкурентных действий по отношению к другим субъектам бизнеса.

Повышение личной конкурентоспособности субъектов бизнеса выража­ется в относительном увеличении его профессионального и иного делового потенциала. Можно выделить личную конкурентоспособность отдельных людей и институциональную (или корпоративную) конкурентоспособность институциональных субъектов бизнеса - организаций, предприятий, учреж­дений, партнерств и других.

Личная конкурентоспособность людей проявляется в совокупности возможностей каждого человека, а именно в уровне его профессиональной подготовки, объеме профессиональных и других знаний, в совокупности практических навыков, а также в наборе личных качеств человека. Стре­мясь удовлетворить свои потребности, каждый человек реализует личные способности, которые должны оказаться достаточными для постоянного обеспечения относительно лучших условий доступа к относительно огра­ниченным благам.

Институциональная конкурентоспособность проявляется в сово­купности профессиональных и деловых качеств организаций и других ин­ституциональных субъектов бизнеса. Подробно о конкурентоспособности субъектов бизнеса мы поговорим чуть позже.

Здесь следует подчеркнуть, что в основе заинтересованности субъектов бизнеса в по­вышении своей конкурентоспособности ле­жит объективное стремление к совершенст­ву, заложенное в самой природе.

Выражение и отстаивание каждым из субъектов бизнеса своих эгои­стических интересов приводит к явлению, которое называется конфлик­том интересов. Вступая в сделки между собой, каждый из субъектов биз­неса стремится реализовать эгоистические интересы, которые могут не совпадать с деловыми интересами других субъектов бизнеса, и даже пря­мо противоречить им. Поэтому субъекты бизнеса вынуждены отстаивать свои эгоистические интересы, по сути, навязывая их другим субъектам бизнеса. И, таким образом, конкуренция субъектов бизнеса неминуемо превращается во взаимное навязывание эгоистических деловых интере­сов, а победа в конкурентной борьбе — в обеспечении наилучших условий реализации данных интересов.

К счастью, наряду с эгоистическими деловыми интересами субъекты биз­неса обладают и другой группой интересов, которые мы определяем в качест­ве общественных деловых интересов.

Контрольные вопросы

  1. В чем состоит суть противоречий между субъектами бизнеса?

  2. Что понимается под интересами субъектов бизнеса (или деловыми интересами)?

  3. Что понимается под "профессиональными качествами" субъектов бизнеса?

  4. С чем всегда связана реализация эгоистических интересов субъектов бизнеса?

  5. Что следует понимать под конкуренцией?

  6. Какое право внешне проявляется посредством владения, пользования и распоряжения объектами бизнеса?

  7. Что понимается под распоряжением объектами бизнеса?

  8. Какие задачи ставит перед собой каждый субъект бизнеса, приступая к деловой деятельности?

  9. Что следует понимать под доходом субъекта бизнеса?

  10. Что следует понимать под конкурентоспособностью субъектов бизнеса?