Деловые интересы в бизнесе
Противоречия, деловые интересы и личные качества субъектов бизнеса
Относительная ограниченность благ в сочетании с относительной ограниченностью доступа людей к этим благам в разные времена обусловливали основу противоречивого характера бизнеса. Суть противоречий между субъектами бизнеса состоит в различной степени удаленности данных людей от имеющихся благ и в необходимости прилагать различные усилия по достижению этих благ.
Противоречия между субъектами бизнеса проявляются прежде всего как несовпадение и противостояние их интересов.
Под интересами субъектов бизнеса (или деловыми интересами) понимаются осознанные потребности в материальных и нематериальных благах, а также в обеспечении гарантий сохранения и воспроизведения доступа к ним. Деловые интересы определяют цели, которые ставит перед собой каждый из субъектов бизнеса, и содержание деловой деятельности данных субъектов бизнеса по достижению поставленных целей. Отстаивая деловые интересы, субъекты бизнеса мобилизуют и развивают свои профессиональные и личные качества.
Под профессиональными качествами понимается совокупность знаний, умений, навыков и опыта, приобретенных субъектами бизнеса в ходе подготовки к деловой деятельности (в процессе обучения, повышения квалификации, переподготовки), а также в ходе осуществления самой деловой деятельности. Под личными качествами понимается совокупность внутренне присущих людям свойств, которые выявляются и развиваются в ходе их деловой деятельности. Таковыми являются стремление к росту благосостояния, природный эгоизм, склонность к обмену, дух соперничества, креативное начало, способность к совершению выбора, склонность к копированию, жажда справедливости, чувство собственности, стремление к повышению личной конкурентоспособности, природный гуманизм.
С учетом того, что каждый из субъектов бизнеса обязан обеспечить себя необходимыми благами, он подчиняет свою деловую деятельность эгоистическим интересам. Поэтому, на первый взгляд, главной целевой установкой субъектов бизнеса является отстаивание эгоистических интересов, под которыми понимается осознанная потребность в обеспечении относительно лучших условий доступа к материальным и нематериальным благам и относительно лучшего положения в процессе осуществления сделок.
Реализация эгоистических интересов всегда связана с извлечением выгоды.
Стремление к выгоде обусловливает такое человеческое качество, как природный эгоизм и заставляет человека развивать собственные существующие потребности, а также формировать новые. Способность к совершению выбора необходима в условиях относительной ограниченности благ, а дух соперничества проявляется в форме конкуренции.
Под конкуренцией следует понимать совокупность действий, совершаемых субъектами бизнеса в отношении других субъектов бизнеса и направленных на обеспечение относительно лучших условий доступа к ограниченным благам. Каждый из участников сделок выбирает для своей деловой деятельности то, что считает для себя наиболее выгодным. Поскольку этот выбор никто не ограничивает, участники сделок обладают правом на их заключение, этот выбор происходит свободно, что делает соперничество разнообразных участников сделок необратимым и неуправляемым явлением.
Впоследствии мы подробнее рассмотрим содержание конкуренции между субъектами бизнеса и увидим, что на нее можно оказывать регулирующее и корректирующее воздействие, однако, заставлять субъектов бизнеса конкурировать с другими субъектами бизнеса теми или иными способами никто не в состоянии.
Эгоистические интересы отражают потребности каждого человека как независимого субъекта бизнеса, они связаны с его стремлением обеспечить себе относительно лучшие - по сравнению с другими субъектами бизнеса -условия существования. Эгоистические интересы заставляют каждого человека стремиться к постоянному укреплению и воспроизведению своего экономического положения в сравнении с другими субъектами экономики. сохранение, упрочение и преумножение своей собственности.
Анализ эгоистических интересов субъектов бизнеса подводит нас к рассмотрению чрезвычайно важной экономической категории - это категория собственности. Собственность — это одна из важнейших, ключевых экономических категорий, а чувство собственности, присущее человеку - одно из основных качеств, на котором базировались во все времена и базируются в настоящее время деловые отношения.
Собственность - категория, которая выражает юридическую форму отношений, объективно существующих между субъектами бизнеса, которые возникают в процессе присвоения ими каких-либо объектов бизнеса. В свою очередь присвоение — это использование объектов бизнеса для удовлетворения потребностей субъектов бизнеса. Таковыми могут быть личные потребности людей и потребности, обусловленные их различной созидательной деятельностью, например, производственные, коммерческие, инвестиционные, информационные потребности, потребности в привлечении наемных работников и другие.
Право собственности внешне проявляется посредством владения, пользования и распоряжения объектами бизнеса. Владение объектами бизнеса представляет собой юридическое, документальное закрепление тех или иных объектов бизнеса за субъектом бизнеса, становящимся тем самым собственником указанных объектов, а также сам факт реального присвоения объектов бизнеса. Владение — это господство над объектом бизнеса, возможность иметь данный объект у себя и содержать его. Распоряжение - это определение судьбы объекта бизнеса путем изменения ее принадлежности, состояния и назначения, а также осуществлении юридически возможных действий в этом направлении, включая продажу объектов бизнеса, сдачу их в аренду, либо в безвозмездное использование. Пользование - это применение объекта бизнеса ее владельцем, либо доверенным лицом для извлечения из нее различных полезных свойств.
Собственник объектов бизнеса может передавать данные объекты в хозяйственное ведение, либо оперативное управление другим субъектам бизнеса.
Стремление каждого человека к росту благосостояния трансформируется в стремление субъектов бизнеса к обладанию объектами собственности. Субъекты бизнеса хотят быть собственниками и оставаться таковыми по возможности расширяя перечень объектов владения, пользования и распоряжения. Поэтому чувство собственности является одним из наиболее сильных побудительных мотивов деловой деятельности людей, одним из их наиболее значимых эгоистических интересов.
Другой эгоистической целью субъектов бизнеса является возмещение понесенных затрат в процессе деловой деятельности и получение доходов от этой деятельности. Приступая к деловой деятельности каждый субъект бизнеса ставит перед собой задачу-минимум и задачу-максимум. Ему необходимо, как минимум, не понести убытки в результате своей деятельности, другими словами, обеспечить окупаемость совершенных затрат. Всякий субъект бизнеса, формируя задачу-минимум, стремится, однако, к выполнению задачи-максимум, которую принято называть максимизацией дохода. Под доходом субъекта бизнеса следует понимать часть его выручки, остающуюся после возмещения всех затрат, совершенных в процессе деловой деятельности.
Еще одной важной эгоистической целью субъектов бизнеса, формирующейся в процессе их деловой деятельности, является постоянное повышение конкурентоспособности субъектов бизнеса. Под конкурентоспособностью субъектов бизнеса следует понимать способность к планированию и осуществлению конкурентных действий по отношению к другим субъектам бизнеса.
Повышение личной конкурентоспособности субъектов бизнеса выражается в относительном увеличении его профессионального и иного делового потенциала. Можно выделить личную конкурентоспособность отдельных людей и институциональную (или корпоративную) конкурентоспособность институциональных субъектов бизнеса - организаций, предприятий, учреждений, партнерств и других.
Личная конкурентоспособность людей проявляется в совокупности возможностей каждого человека, а именно в уровне его профессиональной подготовки, объеме профессиональных и других знаний, в совокупности практических навыков, а также в наборе личных качеств человека. Стремясь удовлетворить свои потребности, каждый человек реализует личные способности, которые должны оказаться достаточными для постоянного обеспечения относительно лучших условий доступа к относительно ограниченным благам.
Институциональная конкурентоспособность проявляется в совокупности профессиональных и деловых качеств организаций и других институциональных субъектов бизнеса. Подробно о конкурентоспособности субъектов бизнеса мы поговорим чуть позже.
Здесь следует подчеркнуть, что в основе заинтересованности субъектов бизнеса в повышении своей конкурентоспособности лежит объективное стремление к совершенству, заложенное в самой природе.
Выражение и отстаивание каждым из субъектов бизнеса своих эгоистических интересов приводит к явлению, которое называется конфликтом интересов. Вступая в сделки между собой, каждый из субъектов бизнеса стремится реализовать эгоистические интересы, которые могут не совпадать с деловыми интересами других субъектов бизнеса, и даже прямо противоречить им. Поэтому субъекты бизнеса вынуждены отстаивать свои эгоистические интересы, по сути, навязывая их другим субъектам бизнеса. И, таким образом, конкуренция субъектов бизнеса неминуемо превращается во взаимное навязывание эгоистических деловых интересов, а победа в конкурентной борьбе — в обеспечении наилучших условий реализации данных интересов.
К счастью, наряду с эгоистическими деловыми интересами субъекты бизнеса обладают и другой группой интересов, которые мы определяем в качестве общественных деловых интересов.
Контрольные вопросы
В чем состоит суть противоречий между субъектами бизнеса?
Что понимается под интересами субъектов бизнеса (или деловыми интересами)?
Что понимается под "профессиональными качествами" субъектов бизнеса?
С чем всегда связана реализация эгоистических интересов субъектов бизнеса?
Что следует понимать под конкуренцией?
Какое право внешне проявляется посредством владения, пользования и распоряжения объектами бизнеса?
Что понимается под распоряжением объектами бизнеса?
Какие задачи ставит перед собой каждый субъект бизнеса, приступая к деловой деятельности?
Что следует понимать под доходом субъекта бизнеса?
Что следует понимать под конкурентоспособностью субъектов бизнеса?
- Система современного бизнеса
- Концепции бизнеса
- Прагматическая концепция бизнеса
- Родовые признаки бизнеса.
- Субъекты бизнеса.
- Деловые интересы в бизнесе
- Особенности наемно-трудового, потребительского, общественно- государственного и частно-государственного бизнеса
- 2.1 Развитие предпринимательства в России.
- 2.2 Организационно-правовые формы предпринимательства
- 2.3 Частное предпринимательство Частный предпринимательский бизнес
- 2.4 Малые предприятия Сущность и критерии определения субъектов малого предпринимательства.
- 2.5 Государственные и муниципальные предприятия
- 2.6 Полные товарищества
- 2.7 Общества с ограниченной ответственностью
- 2.8 Акционерные общества
- 2.9 Некоммерческие организации
- 2.10 Финансово-промышленные группы
- 2.11 Холдинговые компании
- 2.12 Оффшорные предприятия
- 3.1 Организация и регистрация предпринимательской фирмы.
- 3.2 Подготовительный этап создания предпринимательской фирмы
- 3.3 Документы на учреждение предпринимательской фирмы
- 3.4 Устав фирмы
- 3.5 Учредительный договор фирмы
- 3.6 Учредители и участники предпринимательской фирмы
- 3.7 Бизнес-план фирмы
- 4.1 Реорганизация и ликвидация фирмы.
- 4.2 Слияние и поглощение предпринимательских фирм
- Технологии преобразования предпринимательской фирмы
- 4.3 Формы ликвидации фирмы
- 4.4 Понятие банкротства
- 5.1 Конкуренция в системе бизнеса.
- 5.2 Сущность конкуренции.
- 5.3 Конкуренция и монополия
- 5.4 Типы конкурентного поведения фирмы.
- 5.5 Виды и методы конкуренции
- 5.6 Стратегия конкуренции
- 5.7 Антимонопольное регулирование экономики
- 7.1 Менеджмент и маркетинг в системе бизнеса.
- 7.2 Инфраструктура бизнеса
- 7.3 Основные элементы инфраструктуры бизнеса
- 7.4 Товарный рынок.
- 7.5 Товарные посредники
- 7.6 Информационный рынок
- 7.7 Рынок труда
- 7.8 Финансовый рынок
- 7.9 Инвестиционные посредники
- Глоссарий