Структура комплексного бизнес-плана и роль анализа в его разработке
Эффективное управление предприятием, обеспечивающее ему долгосрочное существование в условиях рынка, требует стратегического планирования инструмента воспроизведения предпринимательского поведения. В рамках данного планирования решаются следующие задачи:
-
распределение ресурсов предприятия;
-
приспособление к внешней среде путем выявления различных вариантов деятельности предприятия;
-
обеспечение эффективной внутренней деятельности предприятия, учитывая сильные и слабые стороны своего развития;
-
формирование структуры организации, используя опыт прошлых стратегических решений и развивая нового мышления управленческого персонала.
Стратегическое планирование реализуется по следующим этапам:
-
формулировка роли предприятия;
-
постановка целей своего дальнейшего развития;
-
оценка и анализ внешней среды;
-
управленческое обследование предприятия;
-
анализ стратегических альтернатив;
-
выбор стратегии
Планирование является нормой любой предпринимательской деятельности. Бизнесплан – это план, основанный на стратегическом анализе и вытекающий из одного или более стратегических решений.
Бизнесплан составляется с учетом уже существующей структуры компании или является способом ( руководством) достижения средств для новых предпринимателей.
С развитием рынка в России необходимость в бизнеспланах стала очевидной. Каждый предприниматель, начиная свою деятельность, дол жен ясно представлять потребность на перспективу в финансовых, материальных, трудовых и интеллектуальных ресурсах, источники их по лучения, а также уметь рассчитать эффективность использования ресур сов в процессе работы фирмы.
Умение разрабатывать бизнеспланы требует от составителей большого опыта и владения современными экономическими знаниями. Работа по их составлению достаточно трудоемкая.
Разработчиками бизнеспланов выступают фирмы, специализирующиеся в области маркетинга, проектирования, авторские коллективы, отдельные авторы. Бизнесплан предусматривает решение следующих стратегических и тактических задач:
-
организационно управленческая и финансово экономическая оценка состояния предприятия;
-
выявление потенциальных возможностей предпринимательской деятельности, анализ сильных и слабых ее сторон;
-
формирование инвестиционных целей на планируемый период.
Потребность в бизнесплане возникает при решении таких актуальных задач, как:
-
подготовка заявок существующих и вновь создаваемых фирм на получение кредитов;
-
обоснование предложений по приватизации государственных предприятий;
-
открытие нового дела, определение профиля будущей фирмы и основных направлений ее коммерческой деятельности;
-
перепрофилирование существующей фирмы, выбор новых видов направлений и способов осуществления предпринимательской деятельности;
-
составление проспектов эмиссий ценных бумаг;
-
выход на внешний рынок и привлечение иностранных инвестиций.
Заказчиками бизнеспланов являются юр./ф. лица, осуществляющие предпринимательскую и инвестиционную деятельность, условия и результаты которой анализируются и прогнозируются в бизнесплане.
В России выделяют четыре типа бизнеспланов: внутренний бизнесплан // бизнесплан для получения кредитов // бизнесплан для привлечения инвесторов // бизнесплан финансового оздоровления.
Вопросы по бизнеспланированию рассмотрены как в зарубежной, так и в отечественной литературе в достаточно большом количестве, однако при этом не существует каких то единых жестких стандартов и методик. Процесс планирования требует высокой компетентности и творческого подхода от его разработчиков. Состав, структура и объем бизнесплана определяется спецификой вида деятельности, размером пред приятия и целью его составления. Но вместе с тем существуют определенные общие принципы, которые независимы от страны отрасли экономики.
Рассмотрим общую структуру бизнеспланов (т.к. у каждого автора она своя):
-
резюме (краткое изложение основных характеристик и наиболее привлекательных моментов предлагаемого проекта);
-
обоснование выбора товара или услуги, производство которых является целью проекта;
-
оценка рынка сбыта намечаемых к производству товаров;
-
характеристика существующих конкурентов;
-
план маркетинга;
-
план производства;
-
план строительства;
-
обоснование выбора поставщиков;
-
обоснование местоположения фирмы;
-
обоснование намечаемой (или фактически существующей организационноправовой формы, в которой будет реализован проект;
-
организационная структура;
-
информация о персонале;
-
отчетная финансовобухгалтерская информация и план финансирования проекта;
-
риски проекта и страхование;
-
оценка инвестиционной привлекательности проекта.
- Предмет, методы экономического анализа.
- История и перспективы развития экономического анализа в условиях укрепления рыночных отношений и реформировании бухгалтерского учета
- Роль экономического анализа в информационном обеспечении предприятий.
- Система комплексного экономического анализа и поиск резервов повышения эффективности хозяйственной деятельности
- Содержание комплексного управленческого анализа и последовательность его проведения.
- Структура комплексного бизнес-плана и роль анализа в его разработке
- Сметное планирование (бюджетирование) и анализ исполнения смет
- Анализ и управление объемом производством и продаж
- Трендовый анализ реализации продукции
- Обоснование формирования и оценки эффективности ассортиментных программ
- Анализ качества продукции (работ, услуг)
- Общая оценка выполнения плана и динамики выпуска сертифицированной продукции.
- Оценка выполнения плана и динамика новой и модернизированной продукции
- Анализ динамики рекламаций и стоимости зарекламированной продукции.
- Анализ динамики брака продукции
- Анализ кредитоспособности организации
- Сущность спроса, способы его представления. Анализ влияния спроса на финансовые результаты.
- Анализ предпринимательского риска
- Анализ эффективности капитальных вложений
- Анализ эффективности финансовых вложений
- Анализ технико-организационного уровня производства
- Анализ и оценка уровня организации производства и управления
- Анализ нематериальных активов
- Анализ состояния и использования трудовых ресурсов
- Анализ производительности труда
- Анализ состояния и использования материальных ресурсов
- Анализ и управление затратами организации
- Особенности анализа прямых и косвенных, переменных и постоянных затрат
- Методика маржинального анализа
- Анализ поведения затрат и взаимосвязи объема производства, себестоимости и прибыли
- Операционный рычаг и оценка эффекта операционного рычага
- Анализ финансовых результатов организации. Влияние инфляции на финансовый результат
- Анализ рентабельности производства, доходности коммерческой организации.
- Система показателей рентабельности
- Анализ и оценка структуры затрат организации
- Оценка результативности производственно-хозяйственной, финансовой и инвестиционной деятельности
- Анализ распределения и использования прибыли в разных правовых формах коммерческих организациях
- Анализ и оценка состояния и динамики имущества организации
- Оценка финансовой устойчивости организации
- Анализ ликвидности и платежеспобности организации
- Анализ оборачиваемости активов
- Длительность одного оборота:
- Оборачиваемость дебиторской задолженности:
- Период погашения дебиторской задолженности:
- Доля дебиторской задолженности в общем объеме оборотных средств:
- Доля сомнительной задолженности в составе дебиторской задолженности (%):
- K обеспеченности предприятия собственными оборотными средствами:
- K обеспеченности запасов собственными оборотными средствами:
- Анализ кредитоспособности заемщика
- Рентабельность как показатель оценки эффективности хоз.Деят-ти
- Анализ эффективности использования основных средств
- Анализ эффективности использования оборотных активов. Направления улучшения их использования
- Особенности финансового анализа неплатежеспособных организаций
- Анализ банкротств и их последствий
- K текущей ликвидности (ктл):
- K обеспеченности собственными средствами (косс):
- Анализ денежных потоков
- Система финансовых планов организации
- Методы финансового планирования
- Этапы разработки финансовых бюджетов предприятия
- Составление прогнозного баланса
- Методика рейтингового анализа