logo search
КЭАХД

Методика рейтингового анализа

Рейтинговый анализ. Рейтинговый анализ предприятия позволяет получить комплексную оценку предприятия. В статье рассмотрены методы рейтингового анализа. Приведены этапы аналитического метода проведения рейтингового анализа. Отмечены недостатки, снижающие эффективность данного типа анализа.

Рейтинговый анализ — один из вариантов проведения комплексной оценки финансового состояния предприятия. Рейтинговый анализ представляет собой метод сравнительной оценки деятельности нескольких предприятий. Суть рейтинговой оценки заключается в следующем: предприятия выстраиваются (группируются) по определенным признакам или критериям.

При проведении рейтингового анализа выделяется два основных метода: экспертный и аналитический.

  1. первичная «фильтрация» предприятий. На этом этапе отсеиваются предприятия, про которые с большой долей вероятности можно сказать, что отчетность у них вызывает большие подозрения;

  2. расчет коэффициентов, по заранее утвержденной методике;

  3. определение итогового рейтингового бала, на основе коэффициентов, рассчитанных на втором этапе.

Существует несколько недостатков, снижающих эффективность применения рейтингового анализа при определении финансового состояния предприятия:

  1. Финансовые коэффициенты должны быть максимально информативными и давать целостную картину устойчивости финансового состояния. В экономическом смысле финансовые коэффициенты должны иметь одинаковую направленность (положительную корреляцию, т. е. рост коэффициента означает улучшение финансового состояния). Для всех показателей должны быть указаны числовые нормативы минимального удовлетворительного уровня или диапазона изменений. Финансовые коэффициенты должны рассчитываться только по данным публичной бухгалтерской отчетности. Финансовые коэффициенты должны давать возможность проводить рейтинговую оценку организации как в пространстве (т. е. в сравнении с другими организациями), так и во времени (за ряд периодов).

На основе этих требований разработаны система показателей и методика рейтинговой экспресс – оценки финансового состояния. Р.С.Сайфулин и Г. Г. Кадыков предложили использовать для экспресс–оценки финансового состояния рейтинговое число (R), определяемое по формуле:

R= L / ( 1/LNi * Ki ) , i=1 (79)

L – число показателей;

Ni – критерий (норма) для i – го коэффициента;

Ki – i – ый коэффициент;

I / LN - весовой индекс i – того коэффициента.

При полном соответствии значений коэффициентов К1… КL их нормативным минимальным уровням рейтинг организации будет равен 1, выбранной в качестве рейтинга условной удовлетворительной организации. Финансовое состояние с рейтинговой оценкой менее 1 характеризуется как неудовлетворительное. В случае проведения пространственной рейтинговой оценки получим n оценок (n – количество организаций), которые упорядочиваются в порядке возрастания. При проведении динамической рейтинговой оценки получим m – оценок (m – количество сравниваемых периодов), которые представляют собой временной ряд и далее подвергаются обработке по правилам математической статистике.

Авторы предполагают использовать 5 показателей, наиболее часто применяемых и полно характеризующих финансовое состояние:

КМ = прибыль от реализации / выручка от реализации (критерий >= ( n-1 ) / r)

r – учетная ставка Центробанка России

Рейтинговое число, определяемое на основе 5 вышеуказанных коэффициентов, выглядит следующим образом:

R = 2 х КСОС + 0, 1 х КТЛ + 0,08 х КИ + 0,45 х КМ + КР

Рейтинговое число рассчитывается за прошлый и отчетный периоды. Если при анализе выявлено, что R1 R0 1, можно сделать вывод об улучшении финансового состояния.

Н.П. Кондраков предлагает рейтинговую оценку (R) финансовой (рыночной) устойчивости проводить на основе шести основных показателей:

Для получения рейтинговой оценки (R) используется формула

Рейтинговое число определяется за прошлый период (R0) и за отчетный период (R1). Если R1 ? R0, это означает, что финансовая устойчивость улучшилась (см.приложение 24).

Учитывая многообразие финансовых процессов, множественности показателей финансовой устойчивости, различие в уровне их критических оценок, складывающуюся степень отклонения от них фактических значений коэффициентов и возникающие в связи с этим сложности в общей оценке финансовой устойчивости организаций, многие отечественные и зарубежные аналитики рекомендуют производить интегральную балльную оценку финансовой устойчивости. Л.В. Донцова предлагает использовать 6 показателей.

Сущность такой методики заключается в классификации организаций по уровню риска, т. е. любая анализируемая организация может быть отнесена к определенному классу в зависимости от “набранного” количества баллов исходя и из фактических значений показателей финансовой устойчивости.

Итак:

I класс – организация, чьи кредиты и обязательства подкреплены информацией, позволяющей быть уверенными в возврате кредитов и выполнении других обязательств в соответствии с договорами с хорошим запасом на возможную ошибку.

II класс – организации, демонстрирующие некоторый уровень риска по задолженности и обязательствам и обнаруживающие определенную слабость финансовых показателей и кредитоспособности. Эти организации еще не рассматриваются как рискованные.

III класс – это проблемные организации. Вряд ли существует угроза потери средств, но полное получение процентов, выполнение обязательств представляется сомнительным.

IV класс – это организация особого внимания, так как имеется риск при взаимоотношении с ними. Организации, которые могут потерять средства и проценты даже после принятия мер к оздоровлению бизнеса.

V класс – организации высочайшего риска, практически неплатежеспособные