logo search
ECON_T~1

23.2. Международное движение капитала

Развитие вывоза капитала за границу связано со вступлением капитализма в стадию монополистического капитализма. В тех странах, в экономике которых установилось господство монополий, образовался своего рода избыток капитала, поскольку его применение внутри страны вело к снижению уровня цен и нормы прибыли монополий. В целях увеличения нормы прибыли монополии стали вывозить капитал в другие страны. Международное движение капитала приобрело более важное значение, чем мировая торговля.

Формы вывоза капитала:

- предпринимательская - создание предприятий на территории других стран;

- ссудная - предоставление кредитов;

- прямые инвестиции - инвестиции, достаточные для установления контроля над предприятием;

- портфельные инвестиции - участие в капитале предприятия, но не достаточное для установления контроля над ним;

- вывоз государственного капитала;

- частные (негосударственные) инвестиции.

Цели экспорта капитала:

- проникновение на внутренние рынки других стран (минуя таможенные барьеры);

- вывоз экологически вредных производств;

- получение доступа к дешевым первичным ресурсам (топливным, сырьевым);

- использование более дешевой рабочей силы;

- получение более высокого ссудного процента;

- укрывание доходов и снижение налогов.

С другой стороны, и страны - импортеры капитала могут получать определенный экономический эффект. Он заключается в: - повышении занятости и росте производства; - дополнительных инвестициях в экономику; - приобретении иностранной техники и технологии; - расширении экспорта и замещении импорта; - обучении национальных кадров иностранному опыту. Поэтому многие страны пытаются увеличить приток иностранного капитала в их экономику.

В настоящее время ведущую роль в экспорте и импорте капитала играют развитые капиталистические страны. На них приходится более 80 % экспорта и более 60 % импорта капитала. (До второй мировой войны их доля в экспорте капитала была около 100 %, но примерно 70 % капитала вывозилось в колониальные страны (нынешние развивающиеся)). Правда, в последние годы доля развивающихся стран в импорте капитала повысилась с 30 % в 1995 г. до 37 % в 1996 г. А их доля в экспорте инвестиций поднялась с 10 до 15 %.

При этом необходимо отметить, что ведущие позиции в экспорте капитала занимают крупнейшие ТНК. На долю 100 крупнейших транснациональных корпораций приходится 1/5 часть всех зарубежных активов. Всего на 1996 г. зарубежные активы ТНК составили около 9 триллионов долл.

Лидируют в ввозе и вывозе капитала США. Причем накопленные иностранные инвестиции в США превышают суммарные зарубежные активы американских компаний на несколько сотен миллиардов долл. Прямые иностранные инвестиции американских компаний в 1996 г. составили 85 млрд. долл. Примерно такими же были и прямые зарубежные инвестиции в экономику США. Около 40 % прямых инвестиций было вывезено американскими компаниями в Европейский Союз и около 33 % - в развивающиеся страны.

Второе место по вывозу капитала занимает Великобритания. Ее прямые зарубежные инвестиции в 1996 г. составили 54 млрд. долл. В целом же страны ЕС сделали прямых зарубежных инвестиций в 1996 г на сумму в 105 млрд. долл., а ввезли их на сумму в 176 млрд. долл. [32].

Для Японии характерно многократное превышение вывоза капитала над его ввозом.

Развивающиеся страны в 1996 г. получили 129 млрд. долл. прямых инвестиций и вложили за границей 51 млрд. долл. По импорту капитала среди них лидирует КНР, которая ввезла прямых инвестиций в 1996 г. на сумму 42 млрд. долл. (второе место в мире после США). А по экспорту капитала из развивающихся стран - Ю. Корея.

Масштабы международного перелива капитала (прямые инвестиции) в настоящее время оцениваются суммой 370-380 млрд. долл. в год. Причем в последние годы для международного рынка капитала характерен его дефицит (превышение спроса над предложением) , и он направляется прежде всего в те страны, где обеспечивается наиболее высокая норма прибыли.

Для привлечения иностранного капитала во многих странах создаются свободные экономические зоны; то есть территории, на которых значительно ослаблено государственное регулирование, ниже уровень налогов, уменьшены барьеры на пути движения товаров, капитала и рабочей силы. Существует множество разновидностей свободных экономических зон, различающихся прежде всего целями их создания (свободные порты, складские и транзитные, экспортно-производящие, научно-технические (технологические парки), комплексные, банковские, туристические и др.). Свободные экономические зоны создаются как правило в развивающихся странах, но они есть и в наиболее развитых государствах (например, в США некоторые специалисты насчитывают около 200 свободных экономических зон. Свободными портами являются такие крупнейшие города Америки, как Нью-Йорк, Бостон, Сан-Франциско, Чикаго).

В период рыночной реформы коренное изменение претерпело и участие нашей страны в мировом рынке капитала. До реформы СССР брал кредиты и предоставлял займы иностранным партнерам. На момент его развала долг Советскому Союзу составлял 145 млрд. долл., а долг Советского Союза - около 80 млрд. долл. Должниками СССР были в основном социалистические и развивающиеся страны, а кредиторами - ряд развитых капиталистических стран и государств-членов СЭВ (Венгрия, Чехословакия). С помощью Советского Союза за рубежом было построено более 5 тысяч промышленных предприятий, но все они были отданы национальным правительствам в обмен на последующие поставки продукции из этих стран. С участием советского капитала за рубежом работало около 170 предприятий, главной задачей которых было - обеспечить развитие советского экспорта в соответствующие страны.

После развала СССР Россия взяла на себя все его внешние обязательства и активы. Платежи по долгам Советскому Союзу возвращаются России, но на других условиях, а поэтому в меньших объемах. Одновременно за период рыночной реформы резко увеличился внешний долг России и превысил 170 млрд. долл. включая долги бывшего СССР. Российское правительство с 1991 г. стало неплатежеспособным и ежегодно ведет переговоры о перенесении сроков возврата займов и о предоставлении дополнительных кредитов. Усиливается его финансовая зависимость от международного капитала и неспособность изменить курс реформ в интересах развития национального производства.

С середины 1980-х гг. в СССР, а затем в России был взят курс на привлечение иностранного капитала в предпринимательской форме, чего не было с конца 1920-х гг. Стали создаваться совместные предприятия и филиалы иностранных компаний. Число предприятий с иностранными инвестициями в настоящее время превысило 13 тысяч. Общая сумма накопленного иностранного капитала в них оценивается в 15-16 млрд. долл.

В общем объеме накопленных иностранных инвестиций в России лидируют инвесторы из США (27,5 %), Нидерландов (13,5 %), Швейцарии (13 %), Великобритании (8,5 %) и Германии (6 %).

Наиболее привлекательными отраслями российской экономики для иностранного капитала являются финансовая сфера (26 %), коммерческая деятельность по обеспечению функционирования рынка (14 %), топливная (12 %) и пищевая промышленность (12 %), торговля и общественное питание (5 %), машиностроение и металлообработка (5 %).

В региональной структуре основная доля накопленных иностранных инвестиций приходится на 5 субъектов Российской Федерации: г. Москва (53,1 %), г.Санкт-Петербург, Тюменская, Московская и Архангельская области. Их доля составляет 72,7 % (11,4 млрд. долл.) в общем объеме накопленных иностранных инвестиций [32].

Главная цель, которая ставилась перед привлечением иностранного капитала, - получение новейшей технологии и значительных инвестиций в целом не достигается.

Вместе с тем многие российские предприятия (металлургия, машиностроение, нефтедобыча и т. п.) переходят под контроль иностранного капитала через скупку их акций.

В результате реформы внешнеэкономических связей началось самое настоящее бегство капитала из России, размеры которого по официальным данным превысили уже 623 млрд. долл. [30]. Основные формы, в которых это происходит, следующие: - занижение цен вывозимой продукции; - авансовые платежи за будущие поставки (которые не приходят); - поставки товаров в кредит (который не возвращается); - завышенные цены на импортные товары; - образование за границей незаконных счетов и перевод на них денег и др. Масштабы вывоза капитала из России намного превосходят его обратное движение. Получается, что в настоящее время именно Россия финансирует западную экономику, а не наоборот. Экономике России это, как уже говорилось, наносит огромный экономический ущерб.

Для привлечения иностранного капитала российское руководство приняло решение о создании на ряде территорий свободных экономических зон: Калининградская область (“Янтарь”); порт Находка; Благовещенск; Зеленоград; Выборг и др., всего 13. Однако для обеспечения нормального функционирования этих зон требуются значительные государственные капиталовложения, которыми государство в настоящее время не располагает. Поэтому создание свободных экономических зон на большинстве территорий идет медленно. Исключением является Калининградская область.