Развитие и размещение лесозаготовительной промышленности
Для отрасли характерен площадной, дисперсный характер размещения. Её работа носит сезонный характер: большая часть леса заготавливается зимой и вывозится по зимникам. Рубки носят выборочный характер, что приводит к быстрому истощению легкодоступных запасов деловой древесины. Самые привлекательные участки для рубок – с хорошей транспортной инфраструктурой, т.е. вокруг городов, что недопустимо с точки зрения экологии, но имеет место быть. По экспертным оценкам 40 % рубок леса в стране – «теневые».
В советский период кубометр сосны, срок вызревания которой 120 лет, стоил 1,7 рубля. Получалось, что за год дерево прирастало на 1,4 копейки. «Бесплатность» породила варварское, бесхозяйственное отношение к лесу и не позволяла окупать огромные затраты на лесовозобновление, тормозила процесс внедрения современных технологий. Все это сформировало истощительную систему лесопользования в стране. Главным в лесозаготовке должен стать принцип расширенного воспроизводства лесных ресурсов, а не получения капитализированной ренты.
По интенсивности освоения леса страны подразделяются (с 1938 года) на три функциональные группы или категории. В лесах первой группы промышленные рубки запрещены. Во всех районах России расчетная лесосека недоиспользуется. Например, в 2007 году расчетная лесосека по Сибирскому федеральному округу была определена в 206 млн. м3 , а реально использовали – только 34 (16, 5 % от возможной).
Наибольшие объемы лесозаготовок осуществляются в пределах лесоизбыточных и лесодостаточных ареалов на Европейском Севере – 40 % от общего объема (Архангельская область, Коми, Карелия), в Сибири (25 %), на Дальнем Востоке (10 %) и Урале (10 %). Причем подавляющая часть рубок сконцентрирована в поясах, непосредственно прилежащих к сплавным рекам и лесовозным дорогам (принцип транспортного тяготения).
Важная особенность территориальной организации лесозаготовок последнего десятилетия: «привязка» основных объемов рубок к лесным районам с благоприятным транспортно-географическим положением для экспорта и ареалам, тяготеющим к целлюлозно-бумажным комбинатам.
Во многих развитых странах уже давно перешли на принцип стационарных лесозаготовок (за счет искусственных лесопосадок, создания «лесных плантаций» из быстро растущих пород и др.). Это позволяет «стабилизировать» географию отрасли и не увеличивать транспортное плечо перевозок лесных материалов. Если до революции, средний радиус перевозок лесных грузов в стране не превышал 400 км, то в настоящее время – более 1 500 км. Логистика была, есть и будет узким местом отечественной промышленности.
Просчеты в стратегии развития лесозаготовительной отрасли были допущены еще 1930-е годы, когда была внедрена практика создания временных лесозаготовительных поселков с рабочими заключенными. Лес можно и нужно рубить на одной и той же территории, а не мигрировать за ним на все новые и новые ареалы, оставляя за собой пустыню. Для этого первостепенное внимание следует уделять лесовосстановительным работам.
Заметим, что вовсе не обязательно наращивать объемы лесозаготовок в стране: достаточно повысить эффективность использования того, что есть. По экспертным оценкам менее 50 % заготавливаемого в России древесного сырья превращается в конечную продукцию. Все остальное теряется на разных стадиях транспортировки, переработки …
С точки зрения территориальной организации элементарными структурными ячейками лесозаготовительной отрасли являются лесозаготовительные поселки («срок жизни» 20 – 30 лет) и тяготеющие к ним лесопокрытые земли в радиусе 10 – 30 км. Например, по территории Карелии рассредоточено около 30 лесозаготовительных предприятий и более сотни лесозаготовительных поселков входящих в холдинг «Кареллеспром». В пределах эксплуатируемой лесной площади (лесосека) в «точке» непосредственной валки леса располагается верхний склад. Нижний склад размещается в начальной «точке» транспортировки леса к потребителю.
Существующая сеть лесовозных дорог огромная по протяженности – 592 000 км! Но по плотности лесовозных дорог Россия находится на одном из последних мест в мире. При норме 1 км на 100 га у нас только 0,08 км на 100 га. Это препятствует развитию отрасли, формирует ее иррациональную географию: вырубаются легкодоступные леса, а в глубинных районах лес фактически гниет на корню. В Карелии, к примеру, уже весьма ощутим дефицит так называемого экономически целесообразного (с точки зрения возможности транспортировки заготовленного сырья) леса.
На российском лесе хорошо зарабатывают Финляндия и КНР. Вдоль границ с Россией в этих странах работают десятки, а в случае с Китаем сотни предприятий по переработке отечественного кругляка. Согласно решению российского правительства были повышены экспортные пошлины на вывозимый лес с 4 евро за кубометр в 2006 году до 50 евро (с 1 января 2009 года). По-видимому, это приведет к существенным сдвигам в размещении перерабатывающих мощностей.
- Часть III. География важнейших отраслей российской экономики
- География отраслей топливно-энергетического комплекса
- Развитие и размещение угольной промышленности
- Развитие и размещение нефтяной промышленности
- Добыча нефти и конденсата по регионам Российской Федерации в 2008 году
- Развитие и размещение газовой промышленности
- Динамика добычи газа в Российской Федерации, млрд. М3
- Уровень цен на газ на регулируемых зональных рынках России (пример 2004 года)
- Общая характеристика электроэнергетики
- Развитие и размещение традиционной электроэнергетики
- Развитие и размещение альтернативной электроэнергетики
- 2. География отраслей металлургического комплекса
- Место России на международном рынке
- Развитие и размещение черной металлургии
- Динамика производства продукции черной металлургии в Российской Федерации, млн. Тонн
- Развитие и размещение цветной металлургии
- Предприятия медной промышленности России
- Распределение разведанных запасов олова по регионам России, %
- Средняя себестоимость добычи золота по основным странам продуцентам в 2005 году, долл./ унц.
- Основные объекты компании «Алмазы России – Саха»
- 3. География отраслей машиностроительного комплекса
- Общая характеристика гражданского машиностроения
- Производство некоторых видов машиностроительной продукции в Российской Федерации, тыс. Штук
- Развитие и размещение автомобильной промышленности
- Судостроение
- Железнодорожное машиностроение
- Авиакосмическая промышленность
- Микроэлектроника
- Развитие и размещение станкостроения
- 4. География оборонно-промышленного комплекса
- Ядерный оружейный комплекс
- 1. Добыча урановой руды и изготовление уранового концентрата.
- Авиационная и ракетно-космическая промышленность
- Военное судостроение и бронетанковая промышленность
- Промышленность обычных вооружений
- 5. География отраслей химического комплекса
- Развитие и размещение отраслей основной химии
- Производство азотных удобрений на предприятиях России
- Производство фосфорных удобрений в Российской Федерации
- Производство минеральных удобрений в России по видам
- Развитие и размещение химии полимерных материалов
- Производство основных видов полимеров в России в 2008 году, тыс. Тонн
- Центры производства синтетического каучука, технического углерода и шин в России
- 6. География лесного комплекса
- Лесные ресурсы России
- Размещение лесных ресурсов по районам России
- Развитие и размещение лесозаготовительной промышленности
- Развитие и размещение деревообрабатывающей промышленности
- Развитие и размещение целлюлозно-бумажной промышленности
- Некоторые характеристики лесного комплекса России и Финляндии
- 7. География перерабатывающих отраслей апк
- Развитие и размещение легкой промышленности
- Производство тканей по видам в Российской империи и России, млн. М 2
- Развитие и размещение пищевой промышленности
- Группы отраслей пищевой промышленности с различными ведущими факторами размещения предприятий
- 8. География сельского хозяйства
- 9. География транспорта
- Территориальные уровни транспортных систем России