logo search
ECON_T~1

19.3. Государственное регулирование занятости

В современной экономической науке существует ряд концепций государственного регулирования занятости в условиях капиталистической экономики. Основными из них являются: неоклассическая и кейнсианская.

Согласно неоклассической концепции, государство должно лишь обеспечить отсутствие монополизма на рынке труда и стабильность денежной системы. Этих условий будет достаточно для того, чтобы безработица поддерживалась на естественном уровне. Разновидностью неоклассических концепций является теория экономики предложения, которая считает, что для обеспечения полной занятости государство должно также всемерно стимулировать рост предложения.

По теории Кейнса, государство должно поддерживать полную занятость путем поддержания эффективного спроса на рынке, в противном случае неизбежно повышение уровня безработицы.

Безработица является одной из серьезных социально-экономических проблем капиталистического общества. Ее повышение сопровождается ростом преступности, наркомании, алкоголизма, самоубийств и других социальных болезней. Поэтому в развитых капиталистических странах государство принимает активное участие в регулировании занятости населения. Цель регулирования - сократить безработицу, повысить уровень занятости.

Во всех развитых капиталистических странах имеется государственная служба занятости. Она занимается сбором сведений о наличии свободных рабочих мест, информированием о них безработных, регистрацией безработных, организацией их переобучения. В ряде случаев служба занятости может приостанавливать массовые увольнения, стимулировать создание новых рабочих мест, организовывать общественные работы с целью сокращения безработицы.

С той же целью государство поощряет развитие малого предпринимательства, которое не только повышает уровень занятости, но и приносит дополнительные доходы в бюджет. На сокращение уровня безработицы направлены и меры по антициклическому регулированию экономики.

Государственное регулирование занятости позволяет несколько сократить уровень безработицы (за счет ускорения поиска работниками свободных рабочих мест, их переобучения для работы по новым специальностям, создания дополнительных рабочих мест, приостановки массовых увольнений и т.п.). Однако, как свидетельствуют данные статистики, оно не в состоянии полностью преодолеть тенденцию к повышению уровня безработицы, которая носит объективно обусловленный характер.

Наряду с регулированием уровня занятости, государство принимает меры и по облегчению участи безработных. Безработные при условии, что они регулярно регистрируются в службе занятости, получают в течение определенного периода пособие по безработице. Размер пособия зависит от продолжительности периода отсутствия работы, квалификации работника, его средней заработной платы, получаемой до увольнения, и др. факторов. При этом служба занятости осуществляет контроль за тем, чтобы безработные не нанимались втайне от нее на работу (что служит основанием для прекращения выплаты пособий).