logo search
Конспект лекций_Основы бизнеса

7.7 Рынок труда

Рынок труда (или рынок рабочей силы) пред­ставляет собой сектор рынка, субъектами отноше­ний на котором выступают продавцы и покупатели рабочей силы. На этом секторе рынка встречают друг друга и знакомятся друг с другом работодате­ли и наемные работники. Таким образом, рынок труда является сферой непосредственных деловых отношений между субъектами наемно-трудового бизнеса и субъектами пред­принимательского бизнеса.

Предпринимательскую деятельность на рынке труда осуществляют две основные категории субъектов предпринимательского бизнеса - непосред­ственно работодатели, являющиеся субъектами производственного, иннова­ционного, коммерческого, информационного, финансового, инвестиционно­го, либо иного конкретного бизнеса, и посредники на рынке труда.

Организации, выполняющие информационно-консультационную, либо иную вспомогательную роль при осуществлении сделок по купле-продаже рабочей силы, составляют первый тип посредников на рынке труда.

Второй тип посредников на рынке труда составляют организации, дея­тельность которых состоит в прямом исполнении функций продавца либо по­купателя рабочей силы. Это происходит в тех случаях, когда предпринимате­ли-работодатели и наемные работники вступают в сделку по купле-продаже рабочей силы не непосредственно, а опосредованно - они делегируют полно­мочия соответственно покупателей или продавцов рабочей силы другим субъектам бизнеса.

Первое упоминание о центрах занятости (биржах труда) относится к середине XIV века, однако лишь в XX столетии данные организации превра­тились в полноправный элемент системы бизнеса.

В последнее время получила широкое рас­пространение практика так называемого элек­тронного рекрутинга. Последний базируется на возможностях Интернет в части подбора и по­иска персонала. Электронный рекрутинг обес­печивает наиболее быстрое оповещение заинте­ресованных кандидатов на рабочие места о на­личии вакансий. Главным инструментальным средством электронного рекрутинга выступает вэб-сайт рекрутингового агентства.

Контрольные вопросы

  1. Сколько основных категории субъектов предпринимательского бизнеса осуществляют предпринимательскую деятельность на рынке труда?

  2. Сколько типов посредников можно выделить на рынке труда?

  3. К какому периоду относится первое упоминание о центрах занятости (биржах труда)?

  4. Что выступает главным инструментальным средством электронного рекрутинга?