logo search
Экономическая география и регионалистика, лекци

Развитие и размещение деревообрабатывающей промышленности

Можно выделить несколько вариантов размещения данной отрасли. Значительная часть мощностей по механической обработке древесины исторически сосредоточилась в малолесных регионах Европейской части страны – потребительская ориентация.

До начала 1960-х годов в СССР практически не строили лесовозных дорог, большая часть леса сплавлялась по рекам (молевой сплав и сплав плотами). Подобная практика во многом предопределила размещение крупных центров переработки леса в приустьевых зонах главных сплавных рек (Архангельск, Мезень, Нарьян-Мар, Игарка) – транспортно-географическая ориентация.

Размещение некоторых отраслей деревообработки определяется породным составом древостоев – сырьевая ориентация. Производство фанеры тяготеет к районам со значительными запасами в лесах березы, спичечная промышленность – к осиновым лесам (Балабаново, Рыбинск, Томск, Благовещенск, Слободской).

Фанерная промышленность России. На фанеру перерабатывают преимущественно древесину наименее дефицитных лиственных пород – березы (березовый кряж), отчасти ольхи и липы. Выпускаются такие виды фанеры как клееная, облицовочная, тепловая, огнестойкая, цветная, мебельная, декоративная и др. Более половины выпуска в настоящее время экспортируется.

Наиболее крупные предприятия отрасли размещаются в Костроме, Сыктывкаре, Жешарте (Коми), Великом Устюге, Усть-Ижоре (Ленинградская область), Архангельске, Кирове, Гагарине (Смоленская область), Чудове (Новгородская область), Череповце, Перми, Тавде, Тобольске, Братске, Лесосибирске. Среди регионов по объемам производства выделяются Коми, Вологодская и Новгородская области, Пермский край.

Мебельная промышленность России – это преимущественно «городская» отрасль деревообрабатывающей промышленности. В Советском Союзе мебельные фабрики создавали практически в каждом городе людностью от 100 тыс. человек.

В период рыночных преобразований большинство из них исчезли с экономической карты страны: продукция мини-фабрик работающих по индивидуальным заказам оказалась более востребованной. Перевозка мягкой мебели на расстояние, превышающее 700 – 800 км считается нерентабельной. Элементы корпусной мебели вполне транспортабельны на расстояние в 2 – 3 тыс. км.

Жесткая привязка мебельной промышленности к потребителю в советский период была продиктована тем, что предприятиями производилась мебель только в собранном виде, а она, как известно, плохо выдерживает транспортировку по нашим дорогам.