1.1. Особенности объекта и предмета микроэкономики как науки
Слово «микроэкономика» является производным от слов «микро» и «экономика». По-гречески слово «микро» означает «малый». Получается, что дословно «микроэкономика» есть «малая экономика». Но это не вполне точно. За понятием «микроэкономика», как и за понятием «экономика», надо видеть два смысла. Во-первых, микроэкономика. это наука, выступающая как часть общей экономической науки, точнее, как раздел экономической теории. Во-вторых, микроэкономика - это объект изучения, являющийся лишь частью экономики как общественного хозяйства. Когда мы говорим о микроэкономике как науке, то слово «микро» в названии этой науки указывает на ее важнейший принцип. принцип экономического атомизма, предполагающий изучение отдельных составляющих экономики как народнохозяйственной системы. Подобно тому, как с помощью микроскопа какую-то часть изучаемого организма, например, клетку, можно рассмотреть отдельно в увеличенном виде, так и микроэкономический анализ позволяет увидеть достаточно подробно какую-то часть экономики, относимую к микроэкономике как объекту исследования.
К этим частям мы относим, прежде всего, субъективные и объективные элементы экономики. Под субъективными элементами понимаются люди как производители и потребители, в качестве таковых стремящиеся вести себя рационально. Под объективными элементами понимаются вещи производственного и потребительского назначения, все то, по поводу чего субъекты экономики вступают друг с другом в экономические отношения.
Главным объектом внимания со стороны микроэкономики как науки являются люди как субъекты (агенты) экономики, причем не экономики вообще, а рыночной экономики. Это означает, что они наделены экономической свободой, самостоятельно определяя свое поведение в экономике. Поэтому микроэкономику прежде всего считают наукой о поведении хозяйствующих субъектов.
В первую очередь, к таким субъектам относят людей как товаропроизводителей, местом производственной деятельности которых являются предприятия. Поскольку в современных условиях предприятия регистрируются либо как физические, либо как юридические лица, то в качестве хозяйствующих субъектов могут выступать предприятия или фирмы. В рыночной экономике предприятие предстает как сфера предпринимательской деятельности, поэтому главным субъектом микроэкономики как микрохозяйства и объектом изучения микроэкономики как науки является предприниматель. Поведение предпринимателей в системе рыночных отношений предстает как важнейшая часть предмета микроэкономики.
Но субъектами экономики являются и потребители. Микроэкономика рассматривает их как представителей домохозяйств. Домохозяйство - это один, два и более человек, объединенных общими доходами и имуществом потребительского назначения. По существу, это семьи, выступающие в качестве субъектов экономики. Поведение таких субъектов также изучается микроэкономикой как наукой. Эта наука рассматривает домохозяйства не только как потребителей, но и как собственников различных факторов производства: труда, земли, капитала. В условиях рыночной экономики они предстают как продавцы этих факторов. В роли покупателей выступают предприятия (фирмы). Купля-продажа факторов производства осуществляется на соответствующих факторных рынках.
Домохозяйства предстают в роли продавцов каких-то факторов производства на соответствующих факторных рынках и получателей дохода от их продажи, а с другой - покупателей, использующих свои доходы для покупки потребительских товаров на соответствующих рынках. Фирмы являются и покупателями факторов у домохозяйств, и производителями нужных домохозяйствам товаров. Подобное взаимодействие происходит между множеством домохозяйств и фирм. Причем, как правило, покупает какой-то фактор у данного домохозяйства одна фирма, а продают ему товары другие фирмы.
Составной частью предмета микроэкономики является поведение людей как покупателей и продавцов на самых различных рынках, а сами рынки выступают в качестве важнейшего объекта изучения со стороны этой науки.
Субъектом экономики является государство, но микроэкономика рассматривает его в основном в качестве внешнего для экономики фактора. Государство следит за тем, чтобы экономика нормально функционировала, чтобы ее субъекты соблюдали установленные законы и правила, принимая необходимые меры к нарушителям.
Субъектами экономики могут быть и различные общественные объединения и организации. Это общества по защите прав потребителей, объединения по борьбе с наркотиками, проституцией, порнографией и т.п. Однако деятельность подобных субъектов также не привлекает особого внимания микроэкономики.
В целом микроэкономика имеет дело с субъектами экономики как производителями и потребителями и, соответственно, как покупателями и продавцами, объясняя их поведение в системе экономических отношений по поводу производства, обмена, распределения и потребления товарных благ. Эти отношения и составляют предмет данной науки.
- Экономическая теория микроэкономика Тексты лекций для студентов
- Часть 2
- Тема 1. Введение в микроэкономику
- 1.1. Особенности объекта и предмета микроэкономики как науки
- 1.2. Проблема выбора как объект микроэкономического анализа
- 1.3. Особенности методов и функций микроэкономики как науки
- Тема 2. Общая характеристика функционирования рыночного механизма
- 2. 1. Основы функционирования экономики на микроуровне. Концепция редкости в экономике
- Тема 3. Фирма и формы предпринимательской деятельности
- 3.1. Место предприятия (фирмы) в экономической системе
- 3.2. Индивидуальные частные предприятия, их достоинства и недостатки
- 3.3. Партнерские предприятия (или товарищества) и общества
- 3.4. Акционерные общества и их типы
- 3.5. Совместные предприятия
- 3.6. Государственные предприятия (публичные корпорации)
- Глава 4. Издержки и доходы предприятия
- 4.1. Средства предприятия как материальная основа его коммерческой деятельности
- 4.2. Издержки предприятия, их виды и состав
- 4.3. Валовая выручка и прибыль предприятия
- Метод сопоставления валового дохода и валовых издержек
- Метод сопоставления предельного дохода с предельными издержками
- Равновесие фирмы в долгосрочном периоде
- 4.4.Минимизация издержек при выборе и использовании факторов производства
- Часть 2. Потребление
- Тема 5. Рациональный потребитель как субъект рыночной экономики
- 5.1. Потребительский выбор и правила рационального выбора потребителя
- Изменение цен на блага и бюджетное ограничение.
- Часть 3. Обмен
- Глава 6. Рынок как сфера товарного обмена
- 6.1. Рынок как категория микроэкономики
- 6.2. Типы и виды рынков
- 6.3. Организационные формы рынков потребительских товаров
- 6.4. Организационные формы рынков факторов производства
- Тема 7. Функции спроса и предложения. Рыночное равновесие и неравновесие
- 7.1. Спрос и предложение: сущность и факторы определяющие
- Закон Энгеля.
- Компенсирующие изменения. Налогообложение и благосостояние потребителя.
- 7.2. Рыночное равновесие и не равновесие. Механизмы достижения равновесия. Паутинообразная модель.
- Рыночное равновесие:
- Тема 8. Эластичность в анализе спроса и предложения
- 8.1.Типы эластичности: точечная, перекрестная и дуговая.
- 8.2.Эластичный и неэластичный спрос. Спрос с единичной эластичностью. Линейная функция спроса и ее эластичность. Эластичность спроса по доходу.
- Эластичность спроса по доходу (Income Elasticity of Demand)
- 8.3. Эластичное и неэластичное предложение.
- 8.4. Выручка от продаж и ценовая эластичность спроса. Случаи единичный эластичности спроса.
- Общие расходы потребителей (или выручка продавцов) при изменениях цен
- Тема 9. Монополия. Несовершенная конкуренция и рыночная власть рыночная власть и благосостояние общества
- 9.1 Понятие рыночной структуры и основные типы структур рынка: совершенная конкуренция, монополия, олигополия и монополистическая конкуренция
- 9.2. Монополия и ее особенности
- Часть 4. Распределение
- Глава 8. Рынок труда и заработная плата
- 8.1. Заработная плата как цена труда
- 8.2. Спрос и предложение на рынке труда и заработная плата
- 8.3. Формы и системы заработной платы
- Глава 9. Рынок ссудного капитала и процент
- 9.1. Особенности капитала как объекта вознаграждения
- 9.2. Ссудный капитал и его особенности
- 9.3. Процент как цена ссудного капитала
- 9.4. Спрос и предложение на рынках ссудного капитала
- 9.5. Кредит, его формы и роль в экономике
- Глава 10. Рента . Форма вознаграждения за землю как фактор производства
- 10.1. Экономическая сущность ренты
- 10.2. Дифференциальная земельная рента
- 10.3. Теории абсолютной и монопольной ренты
- 10.4. Цена земли. Спрос и предложение на рынке земли
- Глава 11. Прибыль как вознаграждение за предпринимательскую деятельность
- 11.1. Предпринимательская деятельность и прибыль
- 11.2. Сущность, формы и факторы прибыли
- 11.3. Роль прибыли в рыночной экономике
- Список рекомендуемой литературы Основная
- Дополнительная