7.5 Товарные посредники
Коммерция (или коммерческая деловая деятельность) выступает как одно из основных направлений предпринимательской деятельности на рынке услуг.
Коммерцию в общем смысле можно определить как любой вид предпринимательской деятельности в сфере обращения, но обычно под коммерцией понимают предпринимательскую деятельность на товарных рынках, другими словами, на рынках определенных товаров или групп товаров, например, на рынках кофе, нефти, автомобилей, алюминия, газового конденсата, леса, иных товаров.
Современная коммерция является, с одной стороны, историческим продолжением предпринимательской деятельности, которой с давних пор занимались купцы. Купечество как особое предпринимательское сословие сложилось в Древнем мире, признаки коммерции (торговли - внутренней и внешней, денежной и бартерной) можно обнаружить в содержании любой исторической эпохи, а упоминания о коммерческой деятельности - во всех исторических хрониках и летописях, начиная с шумерского эпоса, египетских папирусов, древнеиндийских табличек и законов вавилонского царя Хаммурапи. Предпринимательская деятельность купцов явилась одной из наиболее важных предпосылок разложения системы натурального хозяйства и становления рыночной экономики в середине второго тысячелетия нашей эры.
С другой стороны, современная коммерция несопоставима с купеческой предпринимательской деятельностью времен господства натурально-хозяйственных отношений по своим месту и роли в развитии рыночных начал экономики. Купечество и ростовщичество были в прошлом основными носителями деловых отношений в обществе, между тем как в настоящее время оказание услуг коммерческого и финансового характера является лишь разновидностями предпринимательского бизнеса, имеющими место вследствие разделения труда в рамках локальной, национальной и мировой экономики.
Таким образом, современный коммерческий бизнес сформировался и как продолжение прежнего купеческого бизнеса, и как порождение тенденции специализации видов предпринимательской деятельности, свойственной рыночной экономике.
Предприниматели, работающие в сфере производственного бизнеса, не могут, как правило, напрямую взаимодействовать с конечными потребителями своих товаров. Они вынуждены считаться с объективной необходимостью функционирования торговых и посреднических фирм, являющихся коммерческими посредниками между ними и конечными потребителями.
Коммерческий бизнес объединяет два основных вида деятельности субъектов бизнеса на товарном рынке: торговлю товарами (и услугами) и посредничество в торговле товарами (и услугами). Под торговлей товарами понимается деловая деятельность субъектов бизнеса, в ходе которой последние становятся собственниками этих товаров, - товары приобретаются торговыми фирмами, а затем перепродаются последующим их потребителям. Под посредничеством в торговле товарами понимается деловая деятельность субъектов бизнеса, в ходе которой последние не становятся собственниками этих товаров, - задача торговых посредников состоит лишь в содействии обеспечения деловых контактов между продавцами товаров и покупателями.
Товарные посредники — это профессионалы, у которых получается лучше и быстрее находить покупателей (продавцов), заключать сделки по приемлемым для покупателей и продавцов ценам. Товарные посредники имеют широкие деловые связи, обладают фундаментальными знаниями в торговом, валютном, таможенном законодательстве.
Торговые агенты - это физические и юридические лица, работающие по договору с фирмой-продавцом и выполняющие функции торговых партнеров. Коммерческие агенты работают на условиях, определенных договором и не имеют право выходить из рамок договора.
Региональные торговые представители — это физические и юридические лица, которые действуют от имени и по поручению фирмы-продавца, представляют её на рынке, либо являются относительно самостоятельными структурными подразделениями данной фирмы (филиалами, представительствами).
Дистрибьюторы - это физические и юридические лица, действующие по договору и от имени фирмы-продавца и наделенные ею полномочиями по использованию различных форм продвижения продукции данной фирмы вплоть до заключения контрактов и проведения рекламной компании.
Внебиржевые брокеры - это физические или юридические лица, которые занимаются продажей или покупкой товаров по конкретным поручениям соответствующих продавцов или покупателей, и их деятельность по поручениям клиентов завершается по окончанию сделки. Товарные брокеры работают либо на товарной бирже, либо «на улице» (внебиржевые брокеры).
Товарные дилеры - это юридические лица, работающие на рынке от собственного имени и осуществляющие деятельность, связанную с приобретением товаров от производителей или поставщиков и перепродажей этих товаров по более высоким ценам другим фирмам, либо конечным покупателям. Товарные дилеры представляют только свои интересы. Дилеры (от английского слова «deal» - дело, сделка) должны обладать собственным складским хозяйством и транспортными средствами.
Комиссионеры (торговые предприятия) - это юридические лица, выступающие от своего имени, но за счет продавца. Поставщик (комитент) сдает товар на реализацию, а посредник (комиссионер) реализует этот товар. В контракте между комиссионером и комитентом указывается размер комиссионного вознаграждения в процентах, которое составляет прибыль комиссионера.
Особое место на рынке посреднических услуг занимают риэлтеры — посредники в торговле недвижимостью и в аренде недвижимости.
Рассмотрим теперь содержание деятельности торговых фирм. Она складывается из оптовой и розничной торговли.
Оптовая торговля представляет собой начальную стадию движения товара от субъектов производственного бизнеса к конечным потребителям. Ее содержание сводится к тому, что производители продают свою продукцию крупными партиями профессиональным коммерсантам-оптовикам, которые в свою очередь перепродают ее более мелкими партиями компаниям, специализирующимся на розничной торговле.
Выделяется три типа оптовой торговли: биржевая торговля, организованная внебиржевая торговля и неорганизованная торговля.
Неорганизованная оптовая торговля осуществляется в любых местах, где покупатель товаров и их продавец могут заключить сделку, и в любое время. Фирмы, занимающиеся оптовой торговлей, организуют для этих целей оптовые базы и специальные оптовые магазины.
Организованная внебиржевая оптовая торговля включает торги, аукционы, выставки-продажи товаров по образцам и ярмарки.
Торги - это форма организации оптовой торговли, при которой покупатель устраивает конкурсы для продавцов, устанавливая характеристики товара или услуг, оговаривает все условия покупки. Принимая участие в торгах, продавцы тем самым непосредственно борются за внимание покупателей.
Различают открытые и закрытые торги.
При проведении открытых торгов условия покупки объявляются заранее и все желающие могут с ними ознакомиться. К такой форме прибегают коммерческие фирмы, желающие разместить заказы на производство стандартного оборудования или небольшие по объему подрядные работы.
При проведении закрытых торгов условия покупки держатся в секрете и объявляются по завершении торгов. К участию в закрытых торгах приглашаются наилучшим образом зарекомендовавшие себя коммерческие фирмы, способные выполнить сложные заказы, связанные с производством специального или уникального оборудования, либо срочные заказы.
Коммерческие предложения фирм, желающих принять участие в торгах, называются заявками на тендер, а письменные заявки на тендер — офертами. Оферты отправляются потенциальными участниками торгов в адрес организаторов в строго установленные сроки. В назначенный день и час открытия торгов организаторы торгов заносят все поступившие заявки в специальный протокол, и лишь после этого начинаются торги.
Аукцион - это способ оптовой торговли, при котором продавец, именуемый аукционером, устраивает ценовое состязание покупателей за право приобрести товар.
Под товарными аукционами обычно понимаются специально организованные и периодически действующие публичные торги в заранее обусловленном месте и в заранее назначенное время. На аукционах продаются товары, имеющие индивидуальные особенности, поэтому покупатели до начала торгов имеют возможность осмотреть и даже в случае необходимости продегустировать товар. Чаще всего на аукционах продают меха, пушнину, немытую шерсть, чай, табак, вино, овощи, фрукты, цветы, тропические породы леса, племенной скот, лошадей.
Выставки-продажи товаров по образцам используются в качестве формы организованной оптовой торговли, как правило, в процессе продвижения на рынок новых товаров или новых модификаций товаров. Такие выставки бывают унифицированными и универсальными. Широко известны, например, авиационная выставка, ежегодно проводимая во французском городе Ле-Бурже, ежегодная автомобильная выставка в Женеве.
Участие в выставках-продажах преследует, как правило, две цели -коммерческие фирмы хотели бы, конечно, прежде всего организовать гарантированный сбыт новой продукции, еще не распространенной на рынке, но кроме того они используют выставки и как способ напоминания о себе, сохранения, воспроизведения и налаживания разнообразных деловых связей, не всегда нацеленных на немедленное достижение практических результатов.
Ярмарки - это крупные периодически проводимые торговые сессии, доступные субъектам всех видов бизнеса, организуемые, как правило, в одном и том же месте, в определенные сроки и в течение определенного времени.
В России проводятся, как правило, оптовые ярмарки, в которых принимают участие главным образом оптовые торговые фирмы и производители продукции. Главное назначение ярмарок состоит в установлении непосредственных контактов меду производителями и оптовыми покупателями продукции в одноименном регионе.
Розничная торговля представляет собой завершающее звено в движении товаров от субъектов производственного бизнеса к конечным потребителям. Предпринимательские фирмы, а также предприниматели без образования юридического лица, занимающиеся розничной торговлей, взаимодействуют непосредственно с конечными покупателями произведенной продукции.
Розничная торговля представляет собой реализацию товаров единичными экземплярами. Она включает магазинную торговлю, при которой розничная продажа товаров осуществляется через магазины, Интернет-магазины, супермаркеты, предприятия сферы услуг, а также киоски, которые организуются непосредственно на улице, либо на мелкооптовых и розничных рынках, а также внемагазинную торговлю.
Внемагазинная торговля осуществляется в формах посылочной торговли, торговли на дому, через торговые автоматы, по телевизору, по телефону, по каталогам. Часть розничных коммерсантов использует рекламные листки, распространяемые среди потенциальных покупателей, для сбора заказов на имеющиеся в их распоряжении товары. Получив заказ, коммерсант доставляет его по месту требования.
Торговые автоматы могут продавать только определенный вид товаров. Они работают круглосуточно, не требуют торгового персонала. Их устанавливают в гостиницах, на вокзалах, в учреждениях. Товары в автоматах стоят на 10—15% выше, чем в розничной сети. Это связано с тем, что затраты на содержание автоматов довольно велики, коммерческим фирмам необходимо платить, кроме арендной платы, отдельную плату за техническое обслуживание торговых автоматов, постоянное наблюдение и пополнение товарного ассортимента.
Важным явлением последних лет минувшего десятилетия стало широкое распространение такой формы магазинной торговли, как продажа товаров через глобальную телекоммуникационную сеть Интернет. Это явление получило во всем мире название «электронная коммерция» (E-Commerce). Электронная коммерция осуществляется предпринимательскими фирмами, владеющими специальными вэб-сайтами, на которых содержится информация о товарах, их потребительских характеристиках, ценах и особенностях доставки к покупателю после приобретения. После ознакомления с электронными каталогами потенциальные покупатели могут обратиться в Интернет-магазин по электронной почте (e-mail), либо непосредственно через Интернет для оформления заказа.
Главной особенностью электронной коммерции, отличающей последнюю от других типов и видов коммерческого бизнеса, состоит в том, что расчеты за товары, существующие не реально, в «живом» магазине, а виртуально, осуществляются также не «живыми», т.е. наличными, деньгами, а виртуальными -с помощью электронных платежей, кредитными или дебетовыми карточками.
Контрольные вопросы
Что такое коммерция?
Коммерческий бизнес объединяет два основных вида деятельности субъектов бизнеса на товарном рынке. Назовите их.
Что понимается под деловой деятельностью субъектов бизнеса, в ходе которой последние становятся собственниками товаров, то есть – товары приобретаются торговыми фирмами, а затем перепродаются последующим их потребителям?
Физические и юридические лица, действующие по договору и от имени фирмы-продавца и наделенные ею полномочиями по использованию различных форм продвижения продукции данной фирмы вплоть до заключения контрактов и проведения рекламной компании. Кто это?
Кто такой комитент?
Сколько выделяется типов оптовой торговли?
При проведении каких торгов условия покупки держатся в секрете и объявляются по завершении торгов?
Крупные периодически проводимые торговые сессии, доступные субъектам всех видов бизнеса, организуемые, как правило, в одном и том же месте, в определенные сроки и в течение определенного времени. О чем идет речь?
- Система современного бизнеса
- Концепции бизнеса
- Прагматическая концепция бизнеса
- Родовые признаки бизнеса.
- Субъекты бизнеса.
- Деловые интересы в бизнесе
- Особенности наемно-трудового, потребительского, общественно- государственного и частно-государственного бизнеса
- 2.1 Развитие предпринимательства в России.
- 2.2 Организационно-правовые формы предпринимательства
- 2.3 Частное предпринимательство Частный предпринимательский бизнес
- 2.4 Малые предприятия Сущность и критерии определения субъектов малого предпринимательства.
- 2.5 Государственные и муниципальные предприятия
- 2.6 Полные товарищества
- 2.7 Общества с ограниченной ответственностью
- 2.8 Акционерные общества
- 2.9 Некоммерческие организации
- 2.10 Финансово-промышленные группы
- 2.11 Холдинговые компании
- 2.12 Оффшорные предприятия
- 3.1 Организация и регистрация предпринимательской фирмы.
- 3.2 Подготовительный этап создания предпринимательской фирмы
- 3.3 Документы на учреждение предпринимательской фирмы
- 3.4 Устав фирмы
- 3.5 Учредительный договор фирмы
- 3.6 Учредители и участники предпринимательской фирмы
- 3.7 Бизнес-план фирмы
- 4.1 Реорганизация и ликвидация фирмы.
- 4.2 Слияние и поглощение предпринимательских фирм
- Технологии преобразования предпринимательской фирмы
- 4.3 Формы ликвидации фирмы
- 4.4 Понятие банкротства
- 5.1 Конкуренция в системе бизнеса.
- 5.2 Сущность конкуренции.
- 5.3 Конкуренция и монополия
- 5.4 Типы конкурентного поведения фирмы.
- 5.5 Виды и методы конкуренции
- 5.6 Стратегия конкуренции
- 5.7 Антимонопольное регулирование экономики
- 7.1 Менеджмент и маркетинг в системе бизнеса.
- 7.2 Инфраструктура бизнеса
- 7.3 Основные элементы инфраструктуры бизнеса
- 7.4 Товарный рынок.
- 7.5 Товарные посредники
- 7.6 Информационный рынок
- 7.7 Рынок труда
- 7.8 Финансовый рынок
- 7.9 Инвестиционные посредники
- Глоссарий