4. Формирование предпринимательского капитала
Для организации предпринимательского бизнеса на его начальной стадии приходится осуществлять первоначальное вложение капитала. Выделяют стартовый капитал, представляющий собой сумму первоначального капитала и текущих расходов на начальной стадий производства.
Стартовый первоначальный капитал расходуется на регистрацию предприятия, открытие банковского счета, покупку здания или права на аренду, ремонт или перестройку здания, покупку машин, оборудования, приборов, патентов, лицензий.
Текущие расходы включают: покупку сырья и материалов, арендную плату, зарплату, отчисления в социальные фонды и пр.
Таким образом, стартовый капитал отражает потребность предпринимателя в основном и оборотном капитале, направляемом на покупку производственных фондов (основных и оборотных), затраты по управлению и другие производственные и непроизводственные расходы.
Источники покрытия стартового капитала и пополнения средств предпринимателя могут быть как собственные (внутренние), так и заемные (внешние).
К собственным источникам относятся: прибыль от основной деятельности, прибыль от финансовых операций, другие виды доходов, уставной фонд, амортизационный фонд, задолженность покупателям за отгруженные товары, выручка от реализации выбывшего имущества, мобилизация внутренних ресурсов в строительстве и пр.
К заемным источникам относят: кредиты и ссуды, устойчивые пассивы и кредиторскую задолженность.
Кредит – это форма движения ссудного капитала, т. е. денежного капитала, предоставляемого в ссуду на условиях возвратности и прибыльности. В зависимости от длительности пользования кредиты подразделяются на краткосрочные (возврат в течение года) и долгосрочные.
Краткосрочные займы используются для покрытия ежедневных затрат по выплате зарплаты, покупке сырья или продаже готовых товаров. Из краткосрочных наиболее часто встречаются: коммерческий кредит, займы у финансовых институтов, займы у инвесторов.
Источниками долгосрочного финансирования служат: нераспределенная прибыль, продажа акций и облигаций и долгосрочные займы.
Долгосрочные займы – это средства, которые будут использоваться больше года. Они применяются в основном при дорогостоящих покупках оборудования, зданий, развертывании большинства исследовательских работ. Наиболее часто встречается такой вид долгосрочного займа, как закладная, или кредит под обеспечение недвижимостью (землей, зданиями и пр.).
Многие крупные корпорации получают дополнительные средства за счет выпуска облигаций. Облигация — это ценная бумага, свидетельствующая о внесении ее владельцем определенной суммы денег, которая, должна быть, возвращена ему через определенный срок, и дающая право на получение процентов один или два раза в год.
Акционерные общества используют такую форму привлечения общественного капитала, как выпуск акций. Акция – ценная бумага, свидетельствующая о внесении денежной суммы ее владельцем и дающая право на получение дивиденда, а также участие в управлении данной компанией.
В отличие от держателей облигаций, которые являются кредиторами корпорации, акционеры являются ее собственниками.
Предпринимательский капитал находится в постоянном движении, переходя из сферы производства в сферу обращения, а из нее – вновь в сферу производства, т. е. совершает кругооборот.
Схематически кругооборот производственных фондов, как и кругооборот капитала, может быть, представлен в следующем виде:
СП
Д1 Т … П … Т1 Д1
Рс
денежная производительная товарная
форма форма форма
Рис. 1. Кругооборот капитала
где, Д – денежные средства; Т/ СП / – средства производства; Рс – рабочая сила; П – процесс производства; Т1 – готовая продукция; Д1 – денежные средства, вырученные от реализации продукции, включая добавочную (прибавочную) стоимость.
Предпринимательский капитал, проходя три стадии, выступает соответственно в денежной, производительной и товарной функциональных формах, в каждой из них выполняя определенную функцию.
На первой стадии кругооборота капитала денежный капитал используется на приобретение средств производства и рабочей силы и превращается в производственный капитал. Функция денежного капитала – подготовка условий для производства.
На второй стадии кругооборота происходит процесс производства, в результате чего создается новый продукт. Производительный капитал превращается в товарный, и выполняет функцию создания добавочной стоимости, которая заключена в новом товаре.
На третьей стадии кругооборота происходит реализация товара, товарный капитал вновь превращается в денежный, функция товарного капитала – реализация добавочной (прибавочной) стоимости.
Последовательное прохождение капитала через три стадии и смена трех функциональных его форм называется кругооборотом капитала.
Кругооборот капитала, рассматриваемый не как отдельный акт, а как периодически повторяющийся процесс, в результате которого вся величина авансированной стоимости полностью возвращается к своей исходной форме, называется оборотом капитала.
- Содержание
- Введение
- Тема 1. Предмет и метод микроэкономики план
- Микроэкономика, как наука
- Позитивная и нормативная микроэкономика
- Методология микроэкономического анализа Микроэкономические модели
- Тема 2. Рыночная экономика и ее основные черты план
- Рынок, условия его функционирования и система принципов
- 1. Экономические условия:
- 2. Правовые условия:
- 3. Социальные условия:
- Условия функционирования рынка:
- Принципы функционирования рынка:
- 2. Субъекты, объекты и функции рынка
- 3. Инфраструктура рынка
- Модели рынка
- 7. Южнокорейская модель.
- Тема 3. Рыночный спрос, рыночное предложение и их взаимодействие план
- Спрос, закон спроса, кривая спроса
- 2. Предложение, закон предложения, кривая предложения
- 3. Взаимодействие спроса и предложения
- 1. Объективные факторы:
- 2. Субъективные факторы:
- 3. Факторы, определяющие величину издержек производства:
- Тема 4. Конкуренция и ее виды план
- 1. Понятия, формы и методы конкуренции
- Уровень конкурентоспособности
- Тема 5. Экономика домашнего хозяйства план
- Домохозяйство и семья как исходная форма предпринимательских структур
- 2. Экономические функции семейных хозяйств
- 3. Семейный бюджет
- Тема 6. Фирма в системе рыночных отношений план
- 1. Сущность фирмы
- 1. В зависимости от ассортимента выпускаемой продукции они делятся на:
- 2. В зависимости от количества занятых на производстве, а следовательно и размеров производственной деятельности, предприятия делятся на:
- 2. Теории фирмы
- 3. Теория управления фирмой – менеджмент
- 4. Маркетинг как инструмент коммерческой деятельности фирмы
- Тема 7. Предпринимательская деятельность план
- Экономическое содержание и специфические особенности предпринимательской деятельности
- 2. Риск в предпринимательстве
- 3. Основные формы организации предпринимательства, их достоинства и недостатки
- 4. Формирование предпринимательского капитала
- 5. Государственное регулирование предпринимательства
- Тема 8. Издержки и Прибыль план
- 1. Теории издержек производства
- 2. Издержки производства и их классификация
- 3. Экономическая природа прибыли: различие трактовок сущности и источников
- 4. Цена и ценообразование
- Функции цены и ее структура
- Состав цены
- Виды цен
- 1. С учетом способов регулирования:
- Тема 9. Рыночные отношения в аграрном секторе экономике план
- 1. Особенности аграрного производства
- 2. Аграрные отношения. Земельные отношения
- 3. Рентные отношения. Виды ренты. Арендная плата. Цена земли.
- 4. Апк, его функции и структура
- Список рекомендованих джерел