4. Цена и ценообразование
Одним из ключевых элементов рыночной экономики являются цены, ценообразование, ценовая политика.
Цена представляет собой экономическую категорию, означающую сумму денег, за которую продавец хочет продать, а покупатель готов купить товар.
Цена – это денежное выражение стоимости товаров и услуг.
Ценообразование – процесс формирования цен на товары и услуги. Процесс ценообразования чаще всего от нас скрыт, а цены мы видим наяву. Цены и ценообразование в своем единстве составляют ценовой механизм.
Выделяют три основные цели ценообразования:
рост реализации и максимизации доли на рынке;
максимизация прибыли;
обеспечение безубыточного существования.
Прежде чем разработать стратегию формирования цены, фирма должна проанализировать все внешние и внутренние факторы, влияющие на решение по цене.
Дж. Б. Эванс, В. Берман выделили пять основных факторов, оказывающих наибольшее влияние на установление цены:
потребители;
правительство;
участники каналов сбыта;
конкуренты;
издержки производства.
Выделяют два подхода при формировании цен:
рыночный;
затратный.
В рамках рыночного подхода приемлемо следующее определение цены – это форма выражения ценности благ, проявляющаяся в процессе их обмена (то есть подчеркивается связь цены товара с ценностью (полезностью), которой он обладает как объект потребления).
При затратном подходе – это форма связи с ФП в целом и с главным ФП – трудом. Тогда типична следующая формулировка: цена – денежное выражение стоимости товара, то есть центр тяжести переносится на понятие стоимость.
Этот стоимостной подход к цене имеет ограниченность, вследствие применимости только к продуктам труда, то есть трудно установить цену на предметы, вещи не являющиеся результатами человеческого труда.
Например: земля, природные богатства…
В этом отношении рыночный подход более универсален, то есть цена может определяться в результате торга и договора купли-продажи. Поэтому цена выступает как главная и универсальная форма связи производителя товара и рынка.
То есть цена как экономическая категория – экономико-производственное отношение, которое складывается в обществе между людьми по поводу выражения ценности товара в денежной форме.
- Содержание
- Введение
- Тема 1. Предмет и метод микроэкономики план
- Микроэкономика, как наука
- Позитивная и нормативная микроэкономика
- Методология микроэкономического анализа Микроэкономические модели
- Тема 2. Рыночная экономика и ее основные черты план
- Рынок, условия его функционирования и система принципов
- 1. Экономические условия:
- 2. Правовые условия:
- 3. Социальные условия:
- Условия функционирования рынка:
- Принципы функционирования рынка:
- 2. Субъекты, объекты и функции рынка
- 3. Инфраструктура рынка
- Модели рынка
- 7. Южнокорейская модель.
- Тема 3. Рыночный спрос, рыночное предложение и их взаимодействие план
- Спрос, закон спроса, кривая спроса
- 2. Предложение, закон предложения, кривая предложения
- 3. Взаимодействие спроса и предложения
- 1. Объективные факторы:
- 2. Субъективные факторы:
- 3. Факторы, определяющие величину издержек производства:
- Тема 4. Конкуренция и ее виды план
- 1. Понятия, формы и методы конкуренции
- Уровень конкурентоспособности
- Тема 5. Экономика домашнего хозяйства план
- Домохозяйство и семья как исходная форма предпринимательских структур
- 2. Экономические функции семейных хозяйств
- 3. Семейный бюджет
- Тема 6. Фирма в системе рыночных отношений план
- 1. Сущность фирмы
- 1. В зависимости от ассортимента выпускаемой продукции они делятся на:
- 2. В зависимости от количества занятых на производстве, а следовательно и размеров производственной деятельности, предприятия делятся на:
- 2. Теории фирмы
- 3. Теория управления фирмой – менеджмент
- 4. Маркетинг как инструмент коммерческой деятельности фирмы
- Тема 7. Предпринимательская деятельность план
- Экономическое содержание и специфические особенности предпринимательской деятельности
- 2. Риск в предпринимательстве
- 3. Основные формы организации предпринимательства, их достоинства и недостатки
- 4. Формирование предпринимательского капитала
- 5. Государственное регулирование предпринимательства
- Тема 8. Издержки и Прибыль план
- 1. Теории издержек производства
- 2. Издержки производства и их классификация
- 3. Экономическая природа прибыли: различие трактовок сущности и источников
- 4. Цена и ценообразование
- Функции цены и ее структура
- Состав цены
- Виды цен
- 1. С учетом способов регулирования:
- Тема 9. Рыночные отношения в аграрном секторе экономике план
- 1. Особенности аграрного производства
- 2. Аграрные отношения. Земельные отношения
- 3. Рентные отношения. Виды ренты. Арендная плата. Цена земли.
- 4. Апк, его функции и структура
- Список рекомендованих джерел