logo
Методичка МИКРО (краткий конспект лекций)

2. Теории фирмы

В западной экономической литературе существует целый ряд теорий фирмы, в каждой из которых по-разному определяются её цели и средства их достижения.

Традиционная теория объясняет поведение фирмы стремлением к максимизации прибыли.

Менеджеральная теория фирмы доказывает, что цель фирмы – максимизация объема продаж и только потом дохода.

Основную роль в этом процессе играют не собственники, а управление, менеджеры, которые заинтересованы в росте торговой выручки, т.к. от нее зависит их жалование и другие выплаты и льготы.

Теория максимизации роста основана на идее, о том, что растущая фирма предпочтительнее, нежели просто крупная фирма. В ее росте заинтересованы собственники, менеджеры и акционеры.

Существует два пути роста:

  1. внутренний, за счет концентрации производства и капитала;

  2. внешний, который основан на централизации производства и капитала в результате слияний и поглощений.

Внутренние источники роста:

а) нераспределенная прибыль, возвращающаяся в производстве;

б) выпуск акций.

Внешние источники роста:

а) слияние, т.е. объединение двух и более компаний;

б) поглощение одной фирмой другой через скупку контрольного пакета акций;

в) заемные средства, взятые у банка.

Слияние и поглощение осуществляются путем горизонтальной, вертикальной интеграции и диверсификации.

Горизонтальная интеграция сопровождается приобретением одной фирмой других, занимающихся одним и тем же бизнесом.

Разновидностью горизонтальной интеграции является диверсификация – означающая объединение фирм, чьи технологические процессы никак не связаны (например, производство химических волокон и самолетов).

Вертикальная интеграция – объединение фирм, занятых на целом ряде этапов производственного процесса снизу доверху (например, от добычи нефти до торговли нефтепродуктами).

Теория множественности целей главный упор делает на характере поведения высшего руководства фирм. Поведение должно быть таким, чтобы учесть интересы всех заинтересованных лиц: рабочих, менеджеров, акционеров и руководителей. Эта теория наибольшее распространение получила в Японии.

В любой теории необходимым звеном является определение стратегии фирмы.

Стратегия – это выбор фирмой основных долгосрочных целей и задач, утверждение курса ее действий и распределение ресурсов, необходимых для достижения целей.

Различают 2 типа стратегий:

  1. оборонительная;

  2. наступательная.

Оборонительная стратегия – состоит в выжидательном поведении фирмы, когда она следит за рынком и своими конкурентами, ждет появления нового продукта и концентрирует свои усилия на производстве его прототипа.

Наступательная стратегия – активное обновление производства за счет инноваций, нововведений, освоения и заполнения рыночной ниши.