Спрос, закон спроса, кривая спроса
Спрос – отношение между ценой блага и его количеством, которое покупатели хотят и в состоянии купить.
В экономическом смысле в основе спроса лежит не просто потребность или нужда в том или ином благе, а готовность и способность платить за него. Общий спрос покупателей на благо находит свое отражение на кривой спроса.
Спрос проявляется в объеме спроса, означающего то количество блага, которое было бы куплено по некоторой цене при неизменности прочих факторов, влияющих на спрос.
Выделяются следующие факторы, влияющие на объем спроса:
цена блага;
цены других благ;
доходы покупателей;
общее количество покупателей данного блага;
предпочтительные вкусы покупателей;
инфляционные ожидания;
экономическая политика государства.
Связь между ценой блага и объемом спроса на него выражается в законе спроса.
Закон спроса гласит, что количество товара, на которое предъявляется спрос, возрастает при снижении цены и сокращается при ее повышении. При этом нет строго одинакового соотношения между снижением цены и повышением спроса.
Такое определение закона спроса дал английский экономист Альфред Маршалл (1842 – 1924 гг.).
В современной западной экономической литературе под законом спроса понимается обратная зависимость между ценой и величиной спроса на блага в течение определенного периода времени.
Зависимость между ценой блага и объемом спроса называется шкалой спроса или кривой спроса.
Кривая спроса отражает обратно пропорциональную зависимость между ценой и количеством блага, которое покупатели хотят и могут приобрести в единицу времени.
На рисунке показана кривая спроса, в которой по горизонтальной оси отложены величины спроса на яблоки, а по вертикальной – цена на них. Из рисунка видно, чем выше цена яблок, тем на меньшее их количество предъявляется спрос. Эта зависимость называется законом отрицательного наклона кривой спроса (рис. 1).
Рис. 1. График кривой спроса
С повышением цены объем спроса снижается по двум причинам. Первая причина – эффект замены (замещения). Когда цена блага растет, то покупатель постарается заменить его схожим благом. Например, если цена на масло поднимается, то потребитель будет покупать маргарин. Вторая причина эффекта сокращения количества спроса при повышении цены заключается в эффекте дохода. Когда цена на благо увеличивается, то потребитель начинает чувствовать, что стал несколько беднее, чем прежде. Так, если цена на мясо повысится вдвое, то потребитель будет иметь меньше реального дохода, в результате чего сократится потребление мяса и других благ.
- Содержание
- Введение
- Тема 1. Предмет и метод микроэкономики план
- Микроэкономика, как наука
- Позитивная и нормативная микроэкономика
- Методология микроэкономического анализа Микроэкономические модели
- Тема 2. Рыночная экономика и ее основные черты план
- Рынок, условия его функционирования и система принципов
- 1. Экономические условия:
- 2. Правовые условия:
- 3. Социальные условия:
- Условия функционирования рынка:
- Принципы функционирования рынка:
- 2. Субъекты, объекты и функции рынка
- 3. Инфраструктура рынка
- Модели рынка
- 7. Южнокорейская модель.
- Тема 3. Рыночный спрос, рыночное предложение и их взаимодействие план
- Спрос, закон спроса, кривая спроса
- 2. Предложение, закон предложения, кривая предложения
- 3. Взаимодействие спроса и предложения
- 1. Объективные факторы:
- 2. Субъективные факторы:
- 3. Факторы, определяющие величину издержек производства:
- Тема 4. Конкуренция и ее виды план
- 1. Понятия, формы и методы конкуренции
- Уровень конкурентоспособности
- Тема 5. Экономика домашнего хозяйства план
- Домохозяйство и семья как исходная форма предпринимательских структур
- 2. Экономические функции семейных хозяйств
- 3. Семейный бюджет
- Тема 6. Фирма в системе рыночных отношений план
- 1. Сущность фирмы
- 1. В зависимости от ассортимента выпускаемой продукции они делятся на:
- 2. В зависимости от количества занятых на производстве, а следовательно и размеров производственной деятельности, предприятия делятся на:
- 2. Теории фирмы
- 3. Теория управления фирмой – менеджмент
- 4. Маркетинг как инструмент коммерческой деятельности фирмы
- Тема 7. Предпринимательская деятельность план
- Экономическое содержание и специфические особенности предпринимательской деятельности
- 2. Риск в предпринимательстве
- 3. Основные формы организации предпринимательства, их достоинства и недостатки
- 4. Формирование предпринимательского капитала
- 5. Государственное регулирование предпринимательства
- Тема 8. Издержки и Прибыль план
- 1. Теории издержек производства
- 2. Издержки производства и их классификация
- 3. Экономическая природа прибыли: различие трактовок сущности и источников
- 4. Цена и ценообразование
- Функции цены и ее структура
- Состав цены
- Виды цен
- 1. С учетом способов регулирования:
- Тема 9. Рыночные отношения в аграрном секторе экономике план
- 1. Особенности аграрного производства
- 2. Аграрные отношения. Земельные отношения
- 3. Рентные отношения. Виды ренты. Арендная плата. Цена земли.
- 4. Апк, его функции и структура
- Список рекомендованих джерел