3. Инфраструктура рынка
Инфраструктура рынка – это система составляющих рынка, обеспечивающих функционирование экономики страны в целом (банки, биржи, аудиторские конторы, страховые компании, предприятия оптовой и розничной торговли, аукционы).
Инфраструктура рынка:
предприятия оптовой и розничной торговли;
торговые дома;
аукционы;
аудиторские компании;
страховые компании;
банки;
биржи.
Банк – кредитно-финансовое учреждение, которое аккумулирует свободные денежные средства предприятий, населения, бюджетных организаций и предоставляет их в кредит своим клиентам, обслуживает денежное обращение.
Виды банков:
Национальный (центральный, государственный) банк Украины.
Коммерческие банки – депозитные.
Инвестиционные.
Сберегательные.
Специальные (внешнеторговые, страховые, пенсионные фонды).
Функции банков:
Кредитование юридических и физических лиц.
Регулирование денежного обращения.
Совершение денежных расчетов и платежей.
Выпуск кредитных средств обращения.
Консультирование по экономическим и финансовым вопросам.
Функции НБУ:
Эмиссия денежных средств и изъятие денег из обращения.
Сохранение официальных золото-валютных резервов.
Регулирование денежно-кредитного обращения.
Выдача лицензий на банковскую деятельность.
Обслуживание государственного долга страны и т.д.
Биржа – институт, благодаря которому оперативно и взаимовыгодно для партнеров осуществляются операции купли-продажи, реализуется единая стратегия поведения агентов данной структуры.
Биржа представляет собой особую форму оптового рынка, на котором в качестве товаров выступают:
- средства производства и предметы потребления (товарная биржа);
- ценные бумаги (фондовая биржа); иностранная валюта (валютная биржа);
- здания, где проходят торги.
Особенностью бирж является то, что оптовая торговля (купля-продажа) здесь ведется без наличия самого товара (могут быть, представлены лишь образцы определенных видов товаров).
Виды бирж.
Товарная биржа – организация предприятий торговли, сбыта, обмена, цель которой – заключение сделок, выявление цен, спроса и предложения.
Товарная биржа – это форма оптового рынка средств производства, сырья, материалов, предметов потребления. Она оказывает посреднические услуги при заключении торговых сделок, улаживает торговые споры, собирает и публикует информацию о ценах и состоянии рыночной коньюктуры.
Биржа труда – содействует проведению государственной политики в области занятости и выполняет следующие функции:
анализирует состояние рынка труда;
прогнозирует спрос и предложение рабочей силы;
ведется учет граждан, обращающихся за трудоустройством;
содействуют трудоустройству безработных;
осуществляют профориентацию молодежи;
занимаются обучением и переобучением безработных;
выплачивает пособие по безработице.
Фондовая биржа представляет собой организацию закрытого типа, где операции совершают только члены биржи или лица, купившие места на бирже.
Здесь действуют такие участники биржи:
- диллеры (покупатели и продавцы ценных бумаг за свой счет);
- брокеры, которые выступают от лица своих клиентов.
Валютные биржи осуществляют торговлю валютой в крупных размерах на основе складывающегося спроса и предложения на нее.
В инфраструктуру рынка входят также предприятия оптовой и розничной торговли. В зависимости от того, кому принадлежат магазины, торговля бывает корпоративная, кооперативная, частная.
Торговые дома – это специализированные фирмы, торгующие одним товаров или группой однородных товаров по поручению клиентов (или за их счет). Их сфера деятельности обширна: операции по внутренней оптовой и розничной торговле, экспортно-импортные и другие операции, участие в производстве внешнеэкономические продукции.
Торговые дома имеют сеть магазинов, складские помещения, транспортные средства, средства связи и др.
Аукционная торговля – форма рыночной торговли. Это разновидность периодически открытых торгов, где идет торговля товарами (редкими, особо ценными).
Цивилизованный аукцион (в странах с развитыми рыночными отношениями) – это реализация редкого ценного меха, антиквариата, изделий из редких металлов, ценных камней, произведений искусства, породистого скота, скакунов и племенных лошадей, быков и др.
В странах СНГ на аукционах предлагаются:
предприятия, организации (фонды, здания, оборудование);
промышленные и гражданские здания;
магазины, столовые, кафе, рестораны, парикмахерские и др.
Существуют два вида аукционов:
а) аукционы на повышение цен (товар, объект покупает тот, кто дает наивысшую цену из лиц, привлеченных на аукцион);
б) аукционы на снижение цен (голландские аукционы: вначале на товар назначается искусственно завышенная цена, а потом в ходе аукциона цена постепенно снижается, покупает товар тот, кто остановит снижение цены).
Аудиторские конторы – оказывают аудиторские услуги (проверки, ревизии бухгалтерской отчетности предприятий (фирм) квалифицированными специалистами на предмет их соответствия установленным правилам и стандартам; составление сводных счетов и балансов, проводят консультации).
Оптовая торговля представляет собой сбыт, закупку, формирование торгового ассортимента, складирование, транспортировку, она является самостоятельной отраслью экономики рыночных отношений.
Лизинг – специфическая форма финансирования вкладов на приобретение машин, оборудования, помещений при посредничестве специализированной лизинговой компании (получив право на имущество, посредники передают его в аренду третьему лицу (использующему технику, оборудование и др.).
Продавцу средств производства лизинговая компания платит наличными.
Финансовый лизинг – это финансирование банками аренды средств производства.
Активными работниками бирж, аукционов, аудиторских контор, страховых фирм являются: агенты, брокеры (маклеры), дилеры.
Агент – оптовый торговец, представляющий продавца или покупателя на относительно самостоятельной основе, выполняет небольшое количество функций и не принимает на себя прав собственности на товар.
Брокер – посредник (отдельное лицо или организация) при заключении сделок между продавцами и покупателями товаров, валюты, ценных бумаг и др. Обычно брокер специализируется на узком ассортименте товаров. Брокеры, как правило, объединяются в брокерские конторы, фирмы, которые монополизируют рынки по отдельным товарам (ценных бумаг, валюты, товаров). Старший брокер называется гофброкером.
Дилер – (от англ. dealer – торговец, агент) – физическое или юридическое лицо организующее реализацию (перепродажу) от своего имени или за счет своих финансовых средств. Доход дилера образуется за счет разницы между ценами продажи и приобретения товаров (ценных бумаг, валюты, драгоценных металлов), а также за счет изменения курса валюты и ценных бумаг.
«Бык» – спекулянт, играющий на биржевом повышении цен и скупающий контракты.
Маклер – (нем. makler) – физическое или торговое лицо – торговый посредник при заключении различного рода сделок на фондовых, товарных, валютных биржах и получающий за свою деятельность плату в виде процентов от суммы сделки.
«Медведь» – спекулянт, играющий на биржевом понижении цен и продающий контракты.
- Содержание
- Введение
- Тема 1. Предмет и метод микроэкономики план
- Микроэкономика, как наука
- Позитивная и нормативная микроэкономика
- Методология микроэкономического анализа Микроэкономические модели
- Тема 2. Рыночная экономика и ее основные черты план
- Рынок, условия его функционирования и система принципов
- 1. Экономические условия:
- 2. Правовые условия:
- 3. Социальные условия:
- Условия функционирования рынка:
- Принципы функционирования рынка:
- 2. Субъекты, объекты и функции рынка
- 3. Инфраструктура рынка
- Модели рынка
- 7. Южнокорейская модель.
- Тема 3. Рыночный спрос, рыночное предложение и их взаимодействие план
- Спрос, закон спроса, кривая спроса
- 2. Предложение, закон предложения, кривая предложения
- 3. Взаимодействие спроса и предложения
- 1. Объективные факторы:
- 2. Субъективные факторы:
- 3. Факторы, определяющие величину издержек производства:
- Тема 4. Конкуренция и ее виды план
- 1. Понятия, формы и методы конкуренции
- Уровень конкурентоспособности
- Тема 5. Экономика домашнего хозяйства план
- Домохозяйство и семья как исходная форма предпринимательских структур
- 2. Экономические функции семейных хозяйств
- 3. Семейный бюджет
- Тема 6. Фирма в системе рыночных отношений план
- 1. Сущность фирмы
- 1. В зависимости от ассортимента выпускаемой продукции они делятся на:
- 2. В зависимости от количества занятых на производстве, а следовательно и размеров производственной деятельности, предприятия делятся на:
- 2. Теории фирмы
- 3. Теория управления фирмой – менеджмент
- 4. Маркетинг как инструмент коммерческой деятельности фирмы
- Тема 7. Предпринимательская деятельность план
- Экономическое содержание и специфические особенности предпринимательской деятельности
- 2. Риск в предпринимательстве
- 3. Основные формы организации предпринимательства, их достоинства и недостатки
- 4. Формирование предпринимательского капитала
- 5. Государственное регулирование предпринимательства
- Тема 8. Издержки и Прибыль план
- 1. Теории издержек производства
- 2. Издержки производства и их классификация
- 3. Экономическая природа прибыли: различие трактовок сущности и источников
- 4. Цена и ценообразование
- Функции цены и ее структура
- Состав цены
- Виды цен
- 1. С учетом способов регулирования:
- Тема 9. Рыночные отношения в аграрном секторе экономике план
- 1. Особенности аграрного производства
- 2. Аграрные отношения. Земельные отношения
- 3. Рентные отношения. Виды ренты. Арендная плата. Цена земли.
- 4. Апк, его функции и структура
- Список рекомендованих джерел