logo
Методичка МИКРО (краткий конспект лекций)

2. В зависимости от количества занятых на производстве, а следовательно и размеров производственной деятельности, предприятия делятся на:

С малым предпринимательством связывают новейшие для Украины системы франчайзинга (от franchise – льготный) и венчурного (рискованного) предпринимательства.

Франчайзинг – это система мелких частных фирм, которые заключают контракт на право пользования фабричной маркой крупной фирмы в своей деятельности на определенной территории и в определенной сфере.

Венчурная фирма – это коммерческая организация, занимающаяся разработкой научных исследований для дальнейшего развития и завершения. Она также может финансировать и консультировать компании, обладающие этими новшествами. Венчурные предприятия делают бизнес на нововведениях. Они рискуют «прогореть», если новая продукция не будет соответствовать требованиям рынка, потребностям покупателя, низким издержкам.

Уместно поставить вопрос, какая причина заставляет индивидуальных предпринимателей объединяться в фирму? Ведь известно, что рынок обеспечивает свободу, а фирма её ограничивает.

Существует несколько подходов к объяснению возникновения и развития фирм.

Во-первых, фирма представляет собой организационно-экономическую систему, с помощью которой осуществляются производственные процессы для создания товаров и услуг.

Во-вторых, в социально-экономическом отношении фирмы – это общность людей, объединенных едиными мотивами действия.

В-третьих, фирма – это совокупность взаимовыгодных контрактов. Последнее определение интересно потому, что фирма представляется не как объединение людей, машин и технологий, а как механизм реализации рыночных отношений, в основе которых лежат хозяйственные сделки – трансакции.

Такой подход позволяет анализировать как рыночные, так и внутрифирменные экономические связи.

Внутрифирменные экономические связи (внутрифирменные трансакции) охватывают многогранную деятельность фирм по организации производства, рациональному использованию факторов производства.

Рыночные (внешние) и внутрифирменные трансакции тесным образом связаны между собой. Их соотношение детерминирует оптимальный размер фирм, иначе можно было бы рассматривать национальную экономику как одну гигантскую фирму.

Таким образом, для успешного функционирования на рынке предприниматель должен иметь о нем достоверную и обстоятельную информацию, которая требует больших издержек, называемых трансакционными.