3. Экономическое содержание и виды цен.
В практике экономической деятельности используется несколько подходов к определению экономической категории «цена», которые отображают соответствующие экономические отношения. Традиционно используются следующие определения.
ЦЕНА – это денежное выражение стоимости объектов покупки или продажи.
В то же время для рыночных условий более приемлемо определение цены, которое отображает реальные цели производства. А именно – необходимость обязательной реализации произведенного товара, что, с одной стороны, подтверждает целесообразность выпуска именно этой продукции, а с другой – создает основу дальнейшего расширения производства.
ЦЕНА – количество денег, которое выплачивается или получается за единицу товара или услуги.
Таким образом, в рыночных условиях цена – основной регулятор, который отражает всю совокупность отношений, характерных для рынка:
– потребительские свойства, или полезность товара;
– условия производства;
– ограниченность товара как ресурса;
– модель рынка и уровень конкуренции;
– уровень государственного регулирования;
– покупательную способность денежной единицы и т.д.
Функции цен:
Учетно-аналитическая;
Стимулирующая;
Распределительная;
Регулирующая.
Учетно-аналитическая – цена обеспечивает учет и измерение затрат на производство отдельных видов продукции и услуг, а также их прогнозирование.
Стимулирующая – обеспечивает рациональное использование ограниченных ресурсов, повышение эффективности хозяйствования, обеспечение необходимой доходности на базе развития прогрессивных методов хозяйствования.
Распределительная – цена влияет на распределение ресурсов, перераспределение доходов на различных уровнях и между ними.
Регулирующая – обеспечивает сбалансированность между спросом и предложением, между субъектами экономики физическими и юридическими лицами.
Виды цен.
Классификации цен:
По роли в экономической сфере;
По способу установления и регулирования;
По характеру обслуживаемого оборота;
По степени зависимости;
По способу фиксации;
По степени обоснованности;
По времени действия;
По форме возврата транспортных затрат;
По стадии формирования стоимости продукту;
Современные трактовки цен.
По роли в экономической сфере: производственные и потребительские цены.
Производственные – это цены, по которым предприятиями и организациями реализуется продукция и предоставляются услуги, как правило, другим предприятиям и организациям:
оптовые цены – цены, по которым предприятия рассчитываются между собой за крупные партии товара.
Оптовые цены подразделяются на оптовые цены предприятия и промышленности.
Заготовительные (закупочные) цены – используются при установлении стоимости сельскохозяйственной продукции и вторичного сырья.
Сметные цены – цены и расценки, которые используются для определения стоимости нового строительства, реконструкции и ремонта зданий и сооружений.
Тарифы – устанавливаются на перевозки и производственные услуги.
Потребительские – цены для населения.
Розничные – цены, по которым производится покупка, как правило, населением.
Тарифы – цены, которые устанавливаются на услуги, предоставляемые населению.
По способу установления и регулирования:
Государственные – фиксированные и регулируемые;
Договорные;
Свободные.
Государственные – формируются в условиях ринка, но зависят от юридического и экономического влияния государственных органов власти разного уровня:
Фиксированные – устанавливаются и контролируются государством как правило для ограниченного перечня товаров;
Регулируемые – формируются в зависимости от соотношения спроса и предложения, но государство оказывает влияние на их рост или снижение прямим ограничением;
Договорные – цены, по которым производится реализация товаров в соответствии с соглашением между поставщиком и потребителем;
Свободные – формируются под влиянием конъюнктуры ринка, независимо от деятельности государственных органов, и регулируются только соотношением спроса и предложения.
По характеру обслуживаемого оборота:
Оптовые и розничные в промышленности;
Закупочные в сельском хозяйстве;
Сметные и договорные в строительстве;
Цены и тарифы на услуги населению;
Транспортные тарифы.
По степени зависимости:
– Свободные;
– Регулируемые;
– Фиксированные.
По способу фиксации:
– Контрактные;
– Трансфертные;
– Биржевые;
– Аукционные;
– Цены торгов.
Контрактные – договорные, которые могут быть постоянными на протяжении срока действия соглашения или индексироваться на условиях, соглашения участников договора;
Трансфертные – используются при реализации продукции между филиалами и подразделениями одного предприятия или одной ассоциации;
Биржевые – цена, по которой осуществляется оптовое соглашение по покупке – продаже товаров на бирже, свободная цена, которая меняется в зависимости от спроса, объема соглашения и т.д. Контролируется на основе определения ее типового уровня по наиболее характерным соглашениям;
Аукционные– цены на товары, которые продаются на аукционе. Могут значительно отличаться от рыночной (как правило, в сторону увеличения), или отображают уникальные или особые свойства и признаки товаров;
Цены торгов – информируют про результаты тендерных торгов.
По степени обоснованности:
– Базисные;
– Справочные;
– Прейскурантные;
– Фактические;
– Потребительские.
Базисные – используются как основа при установлении цен на аналогичные изделия;
Справочные – используются как ориентировочные при установлении цен на аналогичную продукцию и публикуются в каталогах, прейскурантах, прайс–листах, справочниках и прочих информационных источниках;
Прейскурантные – разновидность справочных цен, которая публикуется в прейскурантах фирм-производителей или продавцов;
Фактические – при установлении учитывают использование различных надбавок или скидок к базисной цене;
Цены потребления – определяют все затраты покупателя, связанные с покупкой товара, его доставкой и затратами по подготовке к эксплуатации.
По времени действия:
– Постоянные;
– Текущие;
– Подвижные;
– Сезонные;
– Ступенчатые.
Постоянные – не изменяются в течение всего сроку поставки продукции по данному контракту или договору;
Текущие – цены, во которым производится поставка продукции в данный момент, но они могут изменяться в течение срока действия определенного контракта;
Подвижные – устанавливаются торговыми соглашениями на продукцию с долгим сроком производства и учитывают изменения производственных затрат;
Сезонные – действуют на протяжении определенного периода;
Ступенчатые – определяются рядом цен на продукцию, которые последовательно уменьшаются в соответствии с заранее принятой шкалой.
По форме возврата транспортных затрат:
– Франко - склад поставщика;
– Франко – станция отправления;
– Франко – вагон станция отправления;
– Франко – вагон станция назначения;
– Франко – станция назначения;
– Франко – склад потребителя.
Система франкования цен – установление оптовых цен с учетом условий договора купли- продажи, в котором оговорены условия страхования и доставки груза. Франко-станция назначения ответственность по доставке за производителем, франко-станция отправления за покупателем (посредником). Практически название соответствует границе, за которой заканчивается экономическая ответственность производителя за доставку груза.
Территориальные цены – дифференциация цен по территории для компенсации транспортных затрат.
По стадии формирования стоимости продукта:
– Производственная цена предприятия;
– Оптовая отпускная цена предприятия;
– Оптово-посредническая цена;
– Розничная цена.
Производственная цена предприятия – формируется на предприятии и состоит из полной себестоимости изделия и прибыли предприятия;
Оптовая отпускная цена предприятия – включает производственную цену предприятия и дополнительные налоги, которые выплачивает предприятие в соответствии с действующей системой налогообложения, которая в Украине включает акцизный сбор и налог на добавленную стоимость (НДС);
Оптово-посредническая цена – цена реализации приобретенной у производителей продукции, которая, кроме оптовой цены предприятия, включает посреднические надбавки, которые состоят из затрат и прибыли посредника, а также НДС на сумму всех затрат;
Розничная цена – формируется из оптово-посреднической цены и торговой надбавки, которая включает затраты и прибыль торговли и соответствующие суммы НДС.
Современные трактовки цен: базисная, дифференцированная, внешнеторговая, коммерческая, номинальная, начальная, продажная, СИФ, ФОБ, фактурная, демпинговая, переменная, зональная, лимитная, ступенчатая, престижная, разовая, твердая и другие.
В рыночных условиях при ценообразовании используются методические подходы, которые выходят из основных методологических положений, которые реализуются в условиях реальных проявлений рыночных отношений. Известны два подхода к ценообразованию, которые применяются предприятием как субъектом рынка в зависимости от характерных особенностей данного субъекта, типа ринка, к которому относится продукция, выпускаемая на предприятии, и его роли в рыночных отношениях:
– Затратный;
– Рыночный.
Предприниматель как субъект рынка предполагает обязательное обеспечение основной цели своего функционирования – формирование прибыли. Таким образом, предприятие как и предприниматель при установлении цены на конкретный вид продукции должно покрыть затраты и получить дополнительную стоимость в форме прибыли. Основой для расчета при указанном подходе являются затраты. Поэтому данный подход в зависимости от основного базового показателя для установления цены носит название затратный.
В основу расчетов на основе затратного подхода лежит следующий алгоритм:
Ц = З + П
где Ц – цена товара, руб..;
З – затраты на производство продукции, руб.;
П – прибыль от реализации, руб.
Рыночный подход предполагает формирование цены в зависимости от соотношения спроса и предложения, которая в теоретической экономике называется равновесной. Уровень цен на конкретную продукцию зависит от того, к какому типу конкурентной рыночной среды (модели ринка) зависит продукция, производимая на данном предприятии.
В реальной ситуации предпринимателю необходимо решить задачу, на основании которой определяется поведение на ринке и ценовая политика, направленная на установление объема производства, способного обеспечить определенный уровень дохода, который ведет к максимизации прибыли, на основе удовлетворения потребностей потребителей, согласных и способных оплатить установленную цену.
Методы ценообразования.
Метод «затраты + прибыль»:
Применяется при планировании
Ц = С + П, руб.
где – прибыль, которая рассчитывается на все расходы в % к затратам, то есть на основе рентабельности продукции.
Получение целевой нормы прибыли.
где Ц – цена единицы продукции, руб. / ед.;
Зпер – переменные затраты, руб. / ед.;
Зпост– постоянные затраты, руб.;
П – прибыль на инвестированный капитал, руб.;
В – объем производства, ед.
Оценка потребительной стоимости.
Рыночная равновесная цена, которую потребитель согласен заплатить за единицу продукции. Риск завысить или занизить цену – не получить достаточную массу прибыли от реализации определенного объема продукции.
Пропорциональное ценообразование.
Цены устанавливаются в зависимости от цен конкурентов. Возможно на среднем уровне, возможно на уровне моды.
Метод ожидаемого дохода.
Снижение цен с целью выиграть в конкурентной борьбе – получение контракта, привлечение потребителя и т. д.
Метод быстрого возвращения затрат.
Используется для ускорения реализации, быстрейшего возвращения затрат, увеличения объемов продаж.
Типы цен:
Цены со скидками – устанавливаются в зависимости от объема покупки, при выполнении определенных функций посредниками: торговыми, складскими, транспортными организациями, сезонные скидки.
Цены стимулирования покупок – снижение цен на определенные товары с цель привлечения внимания к другим товарам.
Льготные цены – реализация товаров по ценам, которые не отражают реальные затраты.
Цены на новые товары:
снятие сливок – устанавливаются очень высокие цены, которые постепенно снижаются и позволяют увеличить объемы продаж за счет привлечения большего количества покупателей.
проникновение на рынок – устанавливаются низкие цены для завоевания определенной доли рынка.
Цена реализации продукции, установление которой рекомендовано нормативными документами для предотвращения завышения рентабельности:
Ц = ПС + За+Зс + П + НДС
где ПС – производственная себестоимость продукции;
За – признанные административные расходы;
Зс – расходы на сбыт продукции;
НДС – налог на добавленную стоимость.
Рекомендуемая литература:
1. Нечаев В.И. и др. Экономика предприятий АПК. - Спб., Лань, 2010. - 464 с.
2. Самарина, В.П. Экономика организации: учебное пособие / В. П. Самарина, Г. В. Черезов, Э. А. Карпов. - М.: КНОРУС, 2010. - 320с.
3. Фокина, О.М. Экономика организации (предприятия): учебное пособие / О. М. Фокина, А. В. Соломка. - М.: КНОРУС, 2009. - 229 с.
4. Экономика организации (предприятия, фирмы): учебник/ Под ред. Б.Н.Чернышева, В.Я.Горфинкеля. - М.: Вузовский учебник, 2010. - 535 с.
5. Экономика предприятия: учебное пособие/ Под ред.В.Я. Горфинкеля, Б.Н.Чернышева. - 5-е изд.; стереотип. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. - 335 с.
- Модуль 1. Предприятие – основное звено экономики
- Тема 1. Предприятие как хозяйствующий субъект рыночной экономики (ок-4, ок-9, пк-4, пк-13, пк-34).
- Организационно-правовые формы предприятий
- Хозяйственные товарищества
- Полные товарищества
- Коммандитные товарищества
- Публичные и непубличные общества Акционерное общество
- Общество с ограниченной ответственностью
- Кооперативы
- Унитарные предприятия
- Некоммерческие организации
- Тема 2. Производственная и организационная структура предприятия (пк-13, пк-22, пк-27, пк-7).
- Модуль 2. Ресурсы предприятия и эффективность их использования
- Тема 3. Земельные ресурсы предприятия (ок-4, пк-4, пк-13, пк-27).
- 1.Значение и особенности использования земли в апк.
- 2.Земля – главное средство производства в сельском хозяйстве.
- 3.Экономическая эффективность использования земли.
- Тема 4. Основные фонды и производственные мощности предприятия (ок-4, пк-4, пк-13, пк-27).
- 1. Понятие, состав, структура и оценка основных фондов организации.
- 2. Износ и амортизация основных фондов. Воспроизводство основных фондов.
- 3. Показатели использования основных фондов.
- 4. Производственные мощности предприятия. Направления улучшения использования основных фондов и производственных мощностей.
- Тема 5. Оборотные средства предприятия (ок-4, пк-4, пк-13, пк-27).
- 1. Понятие, состав и структура оборотных фондов. Понятие и состав материальных ресурсов
- 2. Нормирование оборотных средств.
- 3. Показатели эффективности использования оборотных средств. Пути повышения эффективности использования оборотных средств.
- Тема 6. Трудовые ресурсы предприятия (ок-9, пк-4, пк-27, пк-34).
- 1. Состав, структура и показатели трудовых ресурсов. Определение потребности в персонале.
- Классификации персонала:
- 2. Эффективность использования персонала на предприятии.
- 3. Системы и формы оплаты труда.
- Современные методы оплаты труда.
- Порядок расчета фонда оплаты труда.
- 4. Управление персоналом.
- Тема 7. Производственное планирование и бизнес-план предприятия (пк-26, пк-27, пк-34).
- 1. Понятие планирования, его принципы и виды.
- 2. Бизнес-план предприятия.
- Тема 8. Инвестиционная политика предприятия (пк-26, пк-27, пк-34).
- 1. Понятие, экономическое содержание, значение и виды инвестиций.
- 2. Инвестиционная политика предприятия.
- 3. Эффективность инвестиций.
- Модуль 3. Результаты деятельности предприятия
- Тема 9. Издержки производства и себестоимость продукции (пк-27, пк-34, пк-4, ок-4).
- 1. Издержки производства и себестоимость продукции. Состав и классификация затрат на производство и продажу продукции.
- Виды и этапы формирования себестоимости:
- Тема 10. Экономическая эффективность производства (пк-27, пк-34, пк-4, ок-4).
- 1. Понятие, виды и критерии эффективности производства.
- 2. Показатели эффективности производства.
- 3. Экономическое содержание и виды цен.
- Тема 11. Аналитическая работа на предприятии (пк-27, пк-34, пк-4, пк-7, пк-22, ок-4).
- 1. Аналитическая работа на предприятии. Информационная основа анализа деятельности предприятия.
- 2. Общая оценка бухгалтерского баланса.
- Тема 12. Банкротство (несостоятельность) предприятия (пк-27, пк-34, пк-4, ок-4).
- 1. Понятие и признаки банкротства (несостоятельности) предприятий.
- 2. Основные методы профилактики банкротства предприятий.
- 3. Антикризисное управление деятельностью предприятий.