logo
Лекции Экономика предприятия

3. Экономическое содержание и виды цен.

В практике экономической деятельности используется несколько подходов к определению экономической категории «цена», которые отображают соответствующие экономические отношения. Традиционно используются следующие определения.

ЦЕНА – это денежное выражение стоимости объектов покупки или продажи.

В то же время для рыночных условий более приемлемо определение цены, которое отображает реальные цели производства. А именно – необходимость обязательной реализации произведенного товара, что, с одной стороны, подтверждает целесообразность выпуска именно этой продукции, а с другой – создает основу дальнейшего расширения производства.

ЦЕНА – количество денег, которое выплачивается или получается за единицу товара или услуги.

Таким образом, в рыночных условиях цена – основной регулятор, который отражает всю совокупность отношений, характерных для рынка:

– потребительские свойства, или полезность товара;

– условия производства;

– ограниченность товара как ресурса;

– модель рынка и уровень конкуренции;

– уровень государственного регулирования;

– покупательную способность денежной единицы и т.д.

Функции цен:

Учетно-аналитическая – цена обеспечивает учет и измерение затрат на производство отдельных видов продукции и услуг, а также их прогнозирование.

Стимулирующая – обеспечивает рациональное использование ограниченных ресурсов, повышение эффективности хозяйствования, обеспечение необходимой доходности на базе развития прогрессивных методов хозяйствования.

Распределительная – цена влияет на распределение ресурсов, перераспределение доходов на различных уровнях и между ними.

Регулирующая – обеспечивает сбалансированность между спросом и предложением, между субъектами экономики физическими и юридическими лицами.

Виды цен.

Классификации цен:

По роли в экономической сфере: производственные и потребительские цены.

Производственные – это цены, по которым предприятиями и организациями реализуется продукция и предоставляются услуги, как правило, другим предприятиям и организациям:

Оптовые цены подразделяются на оптовые цены предприятия и промышленности.

Потребительские – цены для населения.

По способу установления и регулирования:

Государственные – фиксированные и регулируемые;

Договорные;

Свободные.

По характеру обслуживаемого оборота:

Оптовые и розничные в промышленности;

Закупочные в сельском хозяйстве;

Сметные и договорные в строительстве;

Цены и тарифы на услуги населению;

Транспортные тарифы.

По степени зависимости:

– Свободные;

– Регулируемые;

– Фиксированные.

По способу фиксации:

– Контрактные;

– Трансфертные;

– Биржевые;

– Аукционные;

– Цены торгов.

По степени обоснованности:

– Базисные;

– Справочные;

– Прейскурантные;

– Фактические;

– Потребительские.

По времени действия:

– Постоянные;

– Текущие;

– Подвижные;

– Сезонные;

– Ступенчатые.

По форме возврата транспортных затрат:

– Франко - склад поставщика;

– Франко – станция отправления;

– Франко – вагон станция отправления;

– Франко – вагон станция назначения;

– Франко – станция назначения;

– Франко – склад потребителя.

Система франкования цен – установление оптовых цен с учетом условий договора купли- продажи, в котором оговорены условия страхования и доставки груза. Франко-станция назначения ответственность по доставке за производителем, франко-станция отправления за покупателем (посредником). Практически название соответствует границе, за которой заканчивается экономическая ответственность производителя за доставку груза.

Территориальные цены – дифференциация цен по территории для компенсации транспортных затрат.

По стадии формирования стоимости продукта:

– Производственная цена предприятия;

– Оптовая отпускная цена предприятия;

– Оптово-посредническая цена;

– Розничная цена.

Современные трактовки цен: базисная, дифференцированная, внешнеторговая, коммерческая, номинальная, начальная, продажная, СИФ, ФОБ, фактурная, демпинговая, переменная, зональная, лимитная, ступенчатая, престижная, разовая, твердая и другие.

В рыночных условиях при ценообразовании используются методические подходы, которые выходят из основных методологических положений, которые реализуются в условиях реальных проявлений рыночных отношений. Известны два подхода к ценообразованию, которые применяются предприятием как субъектом рынка в зависимости от характерных особенностей данного субъекта, типа ринка, к которому относится продукция, выпускаемая на предприятии, и его роли в рыночных отношениях:

– Затратный;

– Рыночный.

Предприниматель как субъект рынка предполагает обязательное обеспечение основной цели своего функционирования – формирование прибыли. Таким образом, предприятие как и предприниматель при установлении цены на конкретный вид продукции должно покрыть затраты и получить дополнительную стоимость в форме прибыли. Основой для расчета при указанном подходе являются затраты. Поэтому данный подход в зависимости от основного базового показателя для установления цены носит название затратный.

В основу расчетов на основе затратного подхода лежит следующий алгоритм:

Ц = З + П

где Ц – цена товара, руб..;

З – затраты на производство продукции, руб.;

П – прибыль от реализации, руб.

Рыночный подход предполагает формирование цены в зависимости от соотношения спроса и предложения, которая в теоретической экономике называется равновесной. Уровень цен на конкретную продукцию зависит от того, к какому типу конкурентной рыночной среды (модели ринка) зависит продукция, производимая на данном предприятии.

В реальной ситуации предпринимателю необходимо решить задачу, на основании которой определяется поведение на ринке и ценовая политика, направленная на установление объема производства, способного обеспечить определенный уровень дохода, который ведет к максимизации прибыли, на основе удовлетворения потребностей потребителей, согласных и способных оплатить установленную цену.

Методы ценообразования.

  1. Метод «затраты + прибыль»:

Применяется при планировании

Ц = С + П, руб.

где – прибыль, которая рассчитывается на все расходы в % к затратам, то есть на основе рентабельности продукции.

  1. Получение целевой нормы прибыли.

где Ц – цена единицы продукции, руб. / ед.;

Зпер – переменные затраты, руб. / ед.;

Зпост– постоянные затраты, руб.;

П – прибыль на инвестированный капитал, руб.;

В – объем производства, ед.

  1. Оценка потребительной стоимости.

Рыночная равновесная цена, которую потребитель согласен заплатить за единицу продукции. Риск завысить или занизить цену – не получить достаточную массу прибыли от реализации определенного объема продукции.

  1. Пропорциональное ценообразование.

Цены устанавливаются в зависимости от цен конкурентов. Возможно на среднем уровне, возможно на уровне моды.

  1. Метод ожидаемого дохода.

Снижение цен с целью выиграть в конкурентной борьбе – получение контракта, привлечение потребителя и т. д.

  1. Метод быстрого возвращения затрат.

Используется для ускорения реализации, быстрейшего возвращения затрат, увеличения объемов продаж.

Типы цен:

Цена реализации продукции, установление которой рекомендовано нормативными документами для предотвращения завышения рентабельности:

Ц = ПС + За+Зс + П + НДС

где ПС – производственная себестоимость продукции;

За – признанные административные расходы;

Зс – расходы на сбыт продукции;

НДС – налог на добавленную стоимость.

Рекомендуемая литература:

1. Нечаев В.И. и др. Экономика предприятий АПК. - Спб., Лань, 2010. - 464 с.

2. Самарина, В.П. Экономика организации: учебное пособие / В. П. Самарина, Г. В. Черезов, Э. А. Карпов. - М.: КНОРУС, 2010. - 320с.

3. Фокина, О.М. Экономика организации (предприятия): учебное пособие / О. М. Фокина, А. В. Соломка. - М.: КНОРУС, 2009. - 229 с.

4. Экономика организации (предприятия, фирмы): учебник/ Под ред. Б.Н.Чернышева, В.Я.Горфинкеля. - М.: Вузовский учебник, 2010. - 535 с.

5. Экономика предприятия: учебное пособие/ Под ред.В.Я. Горфинкеля, Б.Н.Чернышева. - 5-е изд.; стереотип. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. - 335 с.