2. Бизнес-план предприятия.
Бизнес-план – это краткое, точное, доступное и понятное описание предполагаемого бизнеса, важный инструмент при рассмотрении большого количества различных ситуаций, дающий возможность выбрать наиболее перспективное решение и определить средства для его достижения.
Бизнес-план служит документом, позволяющим управлять бизнесом, поэтому его можно представить как неотъемлемый элемент стратегического планирования и как руководство для исполнения и контроля.
Бизнес-план является одним из элементов стратегического планирования, он охватывает достаточно длительный период – обычно трех-пяти и более лет. Однако между бизнес-планом и стратегическим планом существует ряд различий:
в отличие от стратегического плана бизнес-план включает не весь комплекс общих целей фирмы, а только одну из них, ту, которая связана с созданием и развитием определенно нового бизнеса;
стратегический план – это обычно план с растущим горизонтом времени (по мере выполнения очередного годового плана его результаты анализируются, корректируются или пересматриваются). Бизнес-план имеет четко очерченные временные рамки, по истечении которых определенные цели и задачи должны быть выполнены;
в бизнес-плане функциональные элементы имеют гораздо более высокое значение, чем в стратегическом плане, и являются равноправными частями структуры бизнес-плана.
Основная цель разработки бизнес-плана заключается в планировании хозяйственной деятельности предприятия на ближайший и отдаленный периоды в соответствии с потребностями рынка и возможностями получения необходимых ресурсов.
Целями бизнес-плана могут быть:
привлечение кредитов или инвестиций;
определение степени реальности достижения намеченных результатов;
доказательство целесообразности реорганизации работы существующего предприятия или создание нового;
убеждение сотрудников фирмы в возможности достижения начальных и конечных показателей намеченных проектов.
Бизнес-план выполняет следующие функции:
предоставляет возможность использования для разработки стратегии бизнеса;
позволяет оценить перспективы развития нового направления деятельности, а также контролировать процессы внутри фирмы;
способствует привлечению дополнительных денежных средств;
позволяет привлечь к реализации планов потенциальных партнеров, которые пожелают вложить в производство собственный капитал;
дает возможность приобщить всех сотрудников к процессу составления бизнес-плана, координировать их усилия и распределить обязанности.
Не существует жестко регламентированной структуры и содержания бизнес-плана, но обычно он включает титульный лист и разделы, приведенные ниже.
Титульный лист бизнес-плана должен быть лаконичным и привлекательным. На нем указываются наименование предприятия, его местоположение, название бизнес-плана, дата составления, а также данные адресата, к которому он направляется.
1-й раздел. Резюме – это сжатый обзор информации о намеченном бизнесе. В нем содержатся суть проекта (основные преимущества и уникальность предлагаемого бизнеса, перспективы его развития), цель и задачи бизнес-плана, экономическое обоснование и эффективность проекта (финансовые результаты и прогнозируемая эффективность для инвестора и для производителя), сведения о предприятии (дата создания, организационно-правовая форма, структура капитала, банк, в котором открыты счета, специализация и история развития предприятия, основные потребители), команда управления (руководство предприятия, квалификация, образование, стаж работы), план действий (долгосрочная и краткосрочная стратегии предприятия), финансирование (потребность в инвестициях, направления их использования, предлагаемые источники, риск финансирования), план возврата заемных средств (срок гарантированного возврата кредита, условия инвестирования), гарантии возврата инвестиций.
2-й раздел. Описание предприятия и отрасли. В описание предприятия включаются его название, адрес, организационно-правовая форма, распределение акций, уставный капитал, краткая история, а также тип бизнеса (основные виды деятельности), местоположение (доступность рабочей силы, близость к сырью, заказчикам, поставщикам) и др. При характеристике отрасли сообщаются специфика отрасли, современное состояние и перспективы ее развития, технологическая изменчивость, наукоемкость, капиталоемкость, уровень монополизма, тенденции отраслевого рынка.
3-й раздел. Характеристика продукции (услуг). Здесь приводится описание продукции с позиций потребителя и дается их комплексная оценка. С этой целью приводятся следующие сведения: потребности, удовлетворяемые товаром; показатели качества; экономические показатели (цена потребления); внешнее оформление; сравнение с другими аналогичными товарами; патентная защищенность; основные направления совершенствования продукции и т. п.
4-й раздел. Исследование и анализ рынков сбыта и конкуренции. При анализе рынков сбыта определяется спрос и емкость каждого конкретного рынка по каждому виду товаров, наличие конкурентов на нем, анализируются возможности предприятия для участия в конкурентной борьбе, отбираются целевые сегменты (наиболее привлекательные для предприятия в данный момент), производится позиционирование рынка (выявление позиции продукта на отдельных рыночных сегментах) и прогноз объемов продаж.
5-й раздел. План маркетинга. При разработке плана маркетинга нужно обеспечить максимальное приспособление производства к требованиям рынка, активно воздействовать на потребителей с помощью рекламы, ценовой политики, качества. Поэтому раздел может включать следующие составляющие: стратегию маркетинга; товарную политику (ассортиментная политика, создание новой продукции, стратегия в области качества); ценовую политику, определяющую метод ценообразования; коммуникативную политику, инструменты которой (реклама, стимулирование сбыта, личная продажа, прямой маркетинг, спонсорская деятельность) используются для формирования и поддержания имиджа предприятия.
6-й раздел. Производственный план. В этом разделе определяется производственная программа предприятия, дается подробное описание производственного процесса с указанием «узких» с технологической и организационной точек зрения мест и путей их преодоления. Важным аспектом данного раздела является точное определение себестоимости производимой продукции. В описании технологического процесса указываются: требуемые производственные мощности, потребность и условия приобретения технологического и прочего оборудования; потребность в сырье, материалах; требования к источникам энергии и их доступность; подготовка производства; контроль качества продукции; требования к квалификации и наличию необходимого персонала.
7-й раздел. Организационный план. В нем раскрывается организационно-правовая форма, обосновывается организационная структура предприятия и приводятся показатели эффективности последней.
8– й раздел. План по рискам содержит перечень рисков (социальные, финансовые, экономические, технологические, политические), из которых выбираются наиболее важные для данного проекта. Особое внимание уделяется финансово-экономическим рискам (неустойчивость спроса, появление альтернативного продукта, снижение цен, увеличение объемов производства конкурентов, недостаток оборотных средств и др.).
9-й раздел. Финансовый план. В нем обобщаются все предшествующие материалы. Финансовый план представлен в виде финансовых формулировок и стоимостных показателей. Раздел объединяет два направления: финансово-экономические результаты деятельности предприятия (финансовая отчетность предприятия, анализ финансово-экономического состояния предприятия) и планирование основных финансовых показателей (подготовка плановых документов, прогноз балансовых активов и пассивов, прогноз прибылей и убытков, прогноз движения денежных средств, финансовая оценка проекта и прогноз запасов финансовой прочности).
Бизнес-план отличается от других плановых документов предприятия тем, что учитывает не только внутренние цели предприятия, но и цели внешних лиц, которые могут быть полезны новому проекту. Помимо инвесторов заинтересованными лицами являются потенциальные потребители и поставщики предприятия. Кроме того, в бизнес-плане основное внимание сосредоточено на маркетинговых и финансово-экономических аспектах, в то время как научно-технические и социальные стороны представлены менее детально.
Выводы
1. В условиях рыночной экономики планирование является необходимым условием для эффективной деятельности предприятия. В зависимости от временного горизонта различают долгосрочные, среднесрочные и краткосрочные планы, а в зависимости от содержания выделяют стратегическое, тактическое и оперативное планирование.
2. Производственная программа – система плановых заданий по выпуску продукции установленных номенклатуры, ассортимента и качества. Она включает натуральные и стоимостные показатели, среди которых важное место занимают валовая, товарная и реализованная продукция.
Производственная мощность характеризуется максимальным количеством продукции соответствующих качества и ассортимента, которое может быть произведено в единицу времени при полном использовании основных средств производства в оптимальных условиях их эксплуатации.
3. Подготовка нового производства включает конструкторскую (осуществление опытно-конструкторских разработок), технологическую (обеспечение технологичности изделия и разработку технологических процессов) и организационно-экономическую (разработку нормативной базы и сметы затрат) подготовку производства.
4. Бизнес-план – это документ, в котором рассмотрены основные аспекты предпринимательской деятельности. Его целями могут быть планирование хозяйственной деятельности предприятия в соответствии с потребностями рынка и возможностями получения необходимых ресурсов. Поэтому часто бизнес-план разрабатывается для привлечения инвесторов или получения кредитов.
Рекомендуемая литература:
1. Нечаев В.И. и др. Экономика предприятий АПК. - Спб., Лань, 2010. - 464 с.
2. Самарина, В.П. Экономика организации: учебное пособие / В. П. Самарина, Г. В. Черезов, Э. А. Карпов. - М.: КНОРУС, 2010. - 320с.
3. Фокина, О.М. Экономика организации (предприятия): учебное пособие / О. М. Фокина, А. В. Соломка. - М.: КНОРУС, 2009. - 229 с.
4. Экономика организации (предприятия, фирмы): учебник/ Под ред. Б.Н.Чернышева, В.Я.Горфинкеля. - М.: Вузовский учебник, 2010. - 535 с.
5. Экономика предприятия: учебное пособие/ Под ред.В.Я. Горфинкеля, Б.Н.Чернышева. - 5-е изд.; стереотип. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. - 335 с.
- Модуль 1. Предприятие – основное звено экономики
- Тема 1. Предприятие как хозяйствующий субъект рыночной экономики (ок-4, ок-9, пк-4, пк-13, пк-34).
- Организационно-правовые формы предприятий
- Хозяйственные товарищества
- Полные товарищества
- Коммандитные товарищества
- Публичные и непубличные общества Акционерное общество
- Общество с ограниченной ответственностью
- Кооперативы
- Унитарные предприятия
- Некоммерческие организации
- Тема 2. Производственная и организационная структура предприятия (пк-13, пк-22, пк-27, пк-7).
- Модуль 2. Ресурсы предприятия и эффективность их использования
- Тема 3. Земельные ресурсы предприятия (ок-4, пк-4, пк-13, пк-27).
- 1.Значение и особенности использования земли в апк.
- 2.Земля – главное средство производства в сельском хозяйстве.
- 3.Экономическая эффективность использования земли.
- Тема 4. Основные фонды и производственные мощности предприятия (ок-4, пк-4, пк-13, пк-27).
- 1. Понятие, состав, структура и оценка основных фондов организации.
- 2. Износ и амортизация основных фондов. Воспроизводство основных фондов.
- 3. Показатели использования основных фондов.
- 4. Производственные мощности предприятия. Направления улучшения использования основных фондов и производственных мощностей.
- Тема 5. Оборотные средства предприятия (ок-4, пк-4, пк-13, пк-27).
- 1. Понятие, состав и структура оборотных фондов. Понятие и состав материальных ресурсов
- 2. Нормирование оборотных средств.
- 3. Показатели эффективности использования оборотных средств. Пути повышения эффективности использования оборотных средств.
- Тема 6. Трудовые ресурсы предприятия (ок-9, пк-4, пк-27, пк-34).
- 1. Состав, структура и показатели трудовых ресурсов. Определение потребности в персонале.
- Классификации персонала:
- 2. Эффективность использования персонала на предприятии.
- 3. Системы и формы оплаты труда.
- Современные методы оплаты труда.
- Порядок расчета фонда оплаты труда.
- 4. Управление персоналом.
- Тема 7. Производственное планирование и бизнес-план предприятия (пк-26, пк-27, пк-34).
- 1. Понятие планирования, его принципы и виды.
- 2. Бизнес-план предприятия.
- Тема 8. Инвестиционная политика предприятия (пк-26, пк-27, пк-34).
- 1. Понятие, экономическое содержание, значение и виды инвестиций.
- 2. Инвестиционная политика предприятия.
- 3. Эффективность инвестиций.
- Модуль 3. Результаты деятельности предприятия
- Тема 9. Издержки производства и себестоимость продукции (пк-27, пк-34, пк-4, ок-4).
- 1. Издержки производства и себестоимость продукции. Состав и классификация затрат на производство и продажу продукции.
- Виды и этапы формирования себестоимости:
- Тема 10. Экономическая эффективность производства (пк-27, пк-34, пк-4, ок-4).
- 1. Понятие, виды и критерии эффективности производства.
- 2. Показатели эффективности производства.
- 3. Экономическое содержание и виды цен.
- Тема 11. Аналитическая работа на предприятии (пк-27, пк-34, пк-4, пк-7, пк-22, ок-4).
- 1. Аналитическая работа на предприятии. Информационная основа анализа деятельности предприятия.
- 2. Общая оценка бухгалтерского баланса.
- Тема 12. Банкротство (несостоятельность) предприятия (пк-27, пк-34, пк-4, ок-4).
- 1. Понятие и признаки банкротства (несостоятельности) предприятий.
- 2. Основные методы профилактики банкротства предприятий.
- 3. Антикризисное управление деятельностью предприятий.